Аналитика

Китайская дилемма: чем грозит крах ведущего девелопера КНР

В начале этой недели котировки фондового рынка Китая и Гонконга обвалились, за ними последовали и бумаги на биржах Европы и Америки. Поводом к распродаже стал кризис ликвидности у крупнейшего китайского девелопера Evergrande, который находится на грани дефолта. Существует немалый риск, что проблемы в Evergrande — и без того серьезный вызов — могут охватить всю отрасль китайской недвижимости с оборотами в триллионы долларов, что в теории может стать спусковым крючком нового финансового кризиса. Подробности — в материале «Известий».

Что случилось с Evergrande 

По китайским меркам компания имеет довольно длительную историю — четверть века. Основанная в 1996 году в южном городе Гуанчжоу, она довольно быстро выдвинулась в лидеры национального рынка недвижимости. Китай 1990-х и 2000-х, переживавший фантастический по темпам экономический рост, представлял из себя огромную стройку, где девелоперам было где поживиться. На протяжении многих десятилетий компания стремилась исключительно к расширению любой ценой, в основном на заемные средства.

В 2010-е Evergrande из застройщика превратился в крупный финансово-промышленный конгломерат. Компания агрессивно инвестировала в агропромышленный сектор, альтернативную энергетику, футбол («Гуанчжоу Эвергранд» является одним из топ-клубов не только в китайском, но и вообще в азиатском футболе), индустрию развлечений и даже детское питание. Все эти годы корпорация стабильно наращивала выручку. Если в 2010 году объем продаж Evergrande составлял 46 млрд юаней (примерно $7 млрд), то по итогам 2020-го он достиг 507 млрд юаней ($77 млрд). Маржа, впрочем, постепенно снижалась: чистая прибыль в 2010 и 2020 годах была практически одинаковой.

Самое главное — постоянно росли долги корпорации, кредиторами которой являются около 290 местных банков и других финансовых организаций. К настоящему моменту задолженность превысила $300 млрд, из которых $89 млрд составляет процентный долг, что почти в четыре раза превышает ее годовую выручку. Хотя соотношение это является весьма опасным, оно само по себе еще необязательно спровоцирует полномасштабный долговой кризис. Проблема в том, что никто не знает точно, сколько Evergrande должна различным «теневым банкам» и в какой мере ее агрессивный «шопинг» на рынках оплачивался за счет, к примеру, подразделений по управлению активами. 

Проблемы с ликвидностью у Evergrande впервые возникли еще в 2020 году. В августе компания обратилась за помощью к правительству провинции Гуандун с просьбой помочь ей с выплатой по обязательствам с погашением в январе 2021 года. Ситуация была спасена группой инвесторов, которые согласились с отсрочкой погашения своих требований. Однако облегчение было временным: весь текущий год ситуация продолжала ухудшаться. В июне компания призналась, что может не расплатиться по некоторым из выпущенных облигаций. Одновременно, когда стало ясно, что долговая проблема в Evergrande как минимум требует титанических усилий для решения, корпорация выпустила план по сокращению задолженности на $100 млрд до конца 2023 года.

В более краткосрочной перспективе ответом Evegrande на кризис стало привлечение капитала. Например, в августе компания разместила на бирже акции своего подразделения по производству электромобилей на сумму $8 млрд. Вероятно, последуют и другие продажи активов, но до следующего года каких-то дополнительных сумм выручить не удастся. Взять на баланс еще больше долга — вообще не вариант: на компанию давят власти Китая, поскольку она перешла три «красные линии» от регуляторов в части соотношения обязательств к активам, чистого долга к капиталу и краткосрочного долга к ликвидности. В результате сразу несколько рейтинговых агентств допустили возможность дефолта компании в обозримом будущем. Положение явно не улучшается от того, что темпы роста цен на китайском рынке недвижимости замедляются по мере того, как посткризисный ажиотаж со спросом на жилье и коммерческие помещения начинает рассасываться.

Значение для широкой экономики

Evergrande — один из крупнейших китайских бизнесов не только по обороту, но и по количеству контрагентов. В случае дефолта или иных финансовых неурядиц корпорации количество пострадавших физических лиц будет измеряться десятками миллионов, а фирм — десятками тысяч. Пострадают сотни банков и тысячи поставщиков (с последними компания уже начала переговоры о бартере как средстве оплаты поставок). Огромное количество частных инвесторов, вложившихся в приобретение жилья на стадии строительства, могут потерять всё.

— Банкротство данного застройщика оставит недостроенными 1,7 млн квартир, фактически такой же объем вводит Россия в год, — отметил в интервью «Известиям» управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Андрей Русецкий.

Общий объем краткосрочных обязательств перед поставщиками составляет $142 млрд. В случае, если эти поставки не будут оплачены, волны немедленно разойдутся по всей экономике, в первую очередь ударив по промышленности, работающей на внутренний рынок.

Опасность ситуации для любых игроков отлично почувствовали финансовые рынки, которые сейчас подозревают в проблемности всех девелоперов региона. Ставки по «офшорным» облигациям для компаний этого сектора в Восточной Азии достигли 13%.

Слишком велик, чтобы рухнуть? 

Традиционно китайское правительство поддерживает системно значимые компании, находящиеся в сложном финансовом положении. Однако сейчас ситуация выглядит не так однозначно. Последние несколько лет регуляторы КНР ведут войну против корпораций, которые агрессивно расширяются за счет сторонних средств — как официальных банковских кредитов, так и теневых источников. Беспокойство вызвано тем, что уровень корпоративного долга в экономике зашкаливает. На конец прошлого года он составлял около 160% ВВП, в два раза больше, чем в США, где долговое бремя компаний также считается крупным.

Таким образом, спасение Evergrande подразумевает, что власти и дальше будут сквозь пальцы смотреть на безрассудное инвестирование, а «моральный риск» крупного бизнеса будет игнорироваться. Это пойдет наперекор всей политике, которую проводят Народный банк Китая и правительственные органы. С другой стороны, если позволить делам с Evergrande идти своим чередом, то придется не только иметь дело с последствиями краха такой огромной системообразующей компании, но и проводить полноценную расчистку всего ключевого для экономики сектора (возможно, что одной только отраслью недвижимости не обойдется). Поэтому решение проблемы Evergrande таит в себе неопределенность.

Что можно ожидать в ближайшем будущем? Как считает аналитик «Финам» Наталья Пырьева, данная история не приведет к глобальным последствиям.

— Более вероятно проведение реструктуризации, при которой другие застройщики в обмен на долю Evergrande в земельном банке заберут незаконченные проекты компании. Цель этого — предотвращение цепной реакции, которая могла бы обрушиться на китайскую, а затем и на мировую экономику. Последствия для экономики КНР, разумеется, все равно будут существенными. В первую очередь от сложившейся ситуации пострадают банки, которые уже начали отказывать в новых кредитах потенциальным покупателям жилья в строящихся объектах Evergrande. Далее ситуация в банковском секторе может усугубиться за счет масштабных невыплат, дефолтов и банкротств. Затем под ударом окажутся поставщики Evergrande, вслед за ними и строительный сектор.

— Здесь двойной эффект: риск кризиса ликвидности, когда остановится кредитование во всей экономике, и проблема прямого спроса на сырье, если рынок строительства остановится (после банкротства СУ-155 у нас стройка также на год притормозила), — отметил Андрей Русецкий. — Пару месяцев назад была схожая ситуация с компаний Huarong, и там все обошлось. Можно предположить, что китайцы не допустят неконтролируемого банкротства, так как это вызовет эффект домино внутри страны. Скорее всего, мы увидим ручное урегулирование ситуации через государственные или близкие к государству компании.

По словам Натальи Пырьевой, ситуация с Evergrande не должна стать предпосылкой для возникновения нового мирового финансового кризиса — но лишь при условии, что китайские власти предпримут необходимые действия по спасению строительного гиганта.

— Однако если быстрого решения проблемы не будет, то действительно случится эффект домино от китайской экономики к мировой, что затронет и российский рынок.

Источник: iz.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 24.04: 7 202 руб.
Поддержали проект: 17 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также