Почему-то практически незаметным прошло очень важное событие для строительной отрасли нашей страны. Буквально несколько дней назад крупнейшие компании в области строительства транспортной инфраструктуры пожаловались президенту Владимиру Путину на проблемы, которые погрузили отрасль инфраструктурного строительства в убытки и долги.
Об этом говорится в письме Путину, которое направили главы восьми строительных компаний, включая «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга (строила Крымский мост), «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Автобан». Полностью статья по ссылке, вот основные тезисы:
- строительная отрасль находится в кризисе;
- отрасль с 2015 года фиксирует убытки, которые суммарно за пять лет достигли 137 млрд руб. И это только крупнейшие стройкомпании, занятые в инфраструктурных проектах;
- за пять лет ликвидировано 54% предприятий;
- объем долга строителей превысил сумму их чистых активов в четыре раза;
- численность занятых в строительстве уже сократилась на 400 тыс. человек.
У нас, конечно, не ротенберговский монстр, но тоже строительная компания не из самых маленьких. И когда мы прочли эту статью, ржали очень долго всем ИТРовским составом. Спросите, почему? Да потому, что об этом мы говорим (и друг с другом, и с заказчиком) уже лет семь. Чтобы понять, почему так происходит, надо чуть-чуть углубиться в процесс ценообразования в строительстве.
Буду писать упрощенно, дабы все поняли и да простят меня строительные эрудиты, коих, я уверен, на форуме достаточное количество. Прежде всего условимся, что не рассматриваем с вами частное строительство, как то: ремонт квартиры, приколхозить дачный домик, провести воду в дом, устроить сливную яму и т.д. Тут все предельно ясно, как на рынке, т.е. дурака два - один продает, другой покупает. Проще говоря, за сколько вы с Джамшутом договоритесь, столько вы ему наличкой и отдадите за яму под сортир. И никаких вам отчислений в налоговую и ПФР.
Также есть свои нюансы ценообразования в жилищном строительстве, где на конечную цену сильно влияет стоимость всевозможных разрешений и цена земли. Но принцип такой же, как и в промышленном и инфраструктурном строительстве. И еще я не буду рассматривать проектирование, чисто для упрощения. Условимся, что проект у заказчика уже есть.
Итак, у заказчика есть проект и он хочет по нему что-то построить. Поэтому он объявляет тендер на эти работы либо на открытых площадках, либо среди закрытого пула проверенных подрядчиков, выдает ТЗ и проектную документацию и ждет предложений. А чтобы подрядчику подать предложение, ему прежде всего надо сделать смету, сначала для себя, а в случае выигрыша тендера и для договора с заказчиком. Причем смету надо сделать грамотно, дабы не переборщить и не проиграть тендер, и дабы не недоборщить и не взять работу за минусовую стоимость. Очень многое тут будет зависеть от того, какой степени грамотности у подрядчика сметчик.
Что есть смета? Это документ с перечислением видов работ и материалов и их стоимостью. Казалось бы, просто, но дьявол, как всегда, в деталях. Все давно ушли от применения локальных смет и переводных коэффициентов, ибо это примерно как пальцем ... мимо цели. Сметы сейчас практически все ресурсные. Для облегчения труда сметчика и стандартизации выпускаемых сотнями тысяч в стране смет есть специальные компьютерные программы, типа "Estimate" или "Grand Smeta". Конкретно наша контора пользуется Эстимейтом. Итак, сметчик берет проект и из спецификации к проекту, общих указаний, различных таблиц забивает в программу набор необходимых работ. Ну как забивает, выбирает из предложенных программой. Все возможные работы там есть. Спросите, откуда они там взялись? Да из ФЕР - федеральных единичных расценок. Кстати, программы для сметчиков периодически обновляются, дабы соответствовать изменениям в ФЕР и еще куче нормативных документов.
Однако расценка по программе, которая определяется по ФЕР не означает, что данная работа стоит столько-то рублей. Она всего лишь означает, что на эту работу рабочие должны потратить столько-то человеко/часов. У вас не вылезет, что проложить метр трубопровода диаметром 133 мм будет стоить двести рублей, вы получите, что на эту работу надо потратить 0,9 ч/часа труда рабочих 3,8 разряда и 0,1 ч/часа труда машинистов. Цифры примерные, просто для наглядности! Вот, а когда смета у вас будет готова, то в конце и будет подсчет трудозатрат, то есть количество человеко/часов рабочих и машинистов на весь объем. Логика подсказывает, что для подсчета ФОТ (фонд оплаты труда) надо тупо умножить трудозатраты на стоимость человека/часа. И логика нас не подводит. А где берется стоимость этого человека/часа? А берется она программой в Центре ценообразования в строительстве каждого субъекта РФ. Например, если верить Эстимейту, то на 4-ый квартал 2020 года стоимость ч/ч в Самарской области рабочего 3,8 разряда (среднего) составляла 226 рублей.
Однако это еще не все, практически всегда крупный заказчик определяет свою стоимость ч/ч, гораздо меньше программной. И прописывает это в ТЗ на тендер. Не нравится - не участвуй. К примеру, наш крупнейший заказчик на тот же средний разряд пропускает стоимость ч/ч практически в 1,5 раза меньше, чем определено Центром ценообразования Самарской области. Вот так, ребятки, по этой логике рабочий должен получать за 22 восьмичасовых рабочих дня чуть меньше 23 тысяч рублей. Сможете найти человека на тяжелую физическую работу за эти деньги? Вот и мы нет. Так что же делать? Понятно, что еще минимум 100-150% от ФОТ надо рабочим добавлять. Где же их взять? Естественно, с других разделов сметы.
Может быть, с накладных расходов (НР)? Накладные расходы определяются на каждый вид работ и считаются в процентах от ФОТ (не в целом от сметы!!!). Составляют они от 15 до 130% от ФОТ, в среднем 60-70%. Что полностью входит в НР вы можете прочитать в приказе Министерства строительства, только предупреждаю, что читать будете долго и нудно, ибо там десятки (!) пунктов. Грубо говоря, это содержание ИТР, офиса, машин, аттестации, обучения, аренда, аудиты и многое, многое, многое... Нет, отсюда добавить в ФОТ не получится, здесь и так денег не хватает. И, кстати, норматив НР, как и сметной прибыли частенько определяет заказчик, и нет нужды говорить, что в этом случае он будет меньше, определяемого программой.
Тогда, видимо, из сметной прибыли (СП)? Кстати, раньше это раздел назывался Плановые накопления.))) Накопления, ага. Прибыль, угу. Сметная прибыль, как и НР, определяются на каждый вид работ и считаются в процентах от ФОТ. В среднем 45-50%. От ФОТ. Не от сметы в целом. А на что идет СП, прочтите здесь. Грубо говоря, это, прежде всего налоги, социальные отчисления и возврат кредитов. Причем кредиты на первом месте, ибо процент по ним вы знаете, а без них сейчас никуда. В стройке. Так что и отсюда взять для ФОТ нечего, сюда еще и добавлять приходится. Получается, выхода нет, и денег на ФОТ, возврат налогов, развитие базы и т.д. взять просто неоткуда?
А вот и есть. Вернее, было. Вспоминаем, что в смете еще заложена стоимость материалов и оборудования. В ресурсной смете эта стоимость включена либо в состав расценки, либо, если ее там нет или оборудование дорогое (компрессор, чиллер, трансформатор), указана отдельной строкой. А определяется она все теми же Центрами ценообразования в строительстве каждого субъекта РФ. А по согласованию с заказчиком, или если стоимости материала или оборудования нет в программе - прайсами! Конечно, вы скажите, что заказчик тщательно мониторит и проверяет сметные цены. Да, мониторит. Да, проверяет. Но есть одно но. Подумайте, интересно ли подрядчику продавать поставляемое и монтируемое им оборудование заказчику за те же деньги, за которые он купил его у поставщика? Конечно же, нет. Ибо морозятся на неопределенный срок деньги, в основном заемные. Поэтому между поставщиками и подрядчиками есть негласные (а иногда и гласные) договоренности: у поставщика, как правило, есть две цены. Одна - сметная, т.е. та, которая светится в прайсах, на сайте, показывается по запросу заказчику и простым покупателям в магазинах. Вторая - дилерская, строго для подрядчиков. Просто иначе вся эта шаткая конструкция заказчик-подрядчик-поставщик развалится и перестанет работать, т.к. никто ничего не купит и не смонтирует. Пат.
Вот это и есть главный секрет строителей, по крайней мере, средних и крупных: заработать деньги на стройке можно только на разнице в цене материалов, сметной и закупочной. Все, больше нигде нельзя. Никак. Если только заказчик не окончательный лох, у которого хреновая служба контроля.
Простейший пример. Дано: договор на поставку с монтажем, скажем, чиллера на 1 ГВт по холоду с сопутствующими работами, как то устройство фундамента, монтаж трубопроводов и насосной группы, электромонтажные работы, автоматика, ПНР. Пусть общая сметная стоимость 15 миллионов, из которых 250 тысяч - сметный ФОТ. Фактически зарплата составит около полумиллиона. Так вот, после выплаты всех налогов и обязательных платежей, кредитов (а отсрочка платежа, как правило 2-3 месяца), ваша прибыль составит А) если купили оборудование и материалы по дилерским ценам - около 1,2-1,5 млн. рублей и Б) если купили по розничным - минус 1 млн.руб. При правильно составленной смете. Аминь.
Теперь почему мы ржали с письма обиженных олигархов от строительства. Дельта между двумя ценами начала постепенно уменьшаться еще с приснопамятного 2014-го, и не видеть это мог только либо слепой, либо тот, кому валовые объемы помогали еще какое-то время держаться на плаву. А последний скачек цен на металл и прочие строительные приблуды эту проблему настолько обострил, что дошло даже до Роттенберга и Тимченко. Ведь разница в цене материалов стремительно стремится к нулю. Ну и ни для кого не секрет, что у крупных генподрядчиков частенько наблюдается такое явление, как кидок субчиков по надуманным, законным или не очень причинам. А теперь вспоминаем, что написано в статье: "За пять лет ликвидировано 54% предприятий" и понимаем, что кидать становится вообщем-то и некого. Желающие идти на сомнительный субподряд под 15-40% генподрядных вымирают как динозавры. Кстати, именно поэтому наша контора принципиально не участвует в инфраструктурных стройках, помня о том, кому всегда достаются генподряды. Вспоминаем печальную судьбу "Восточного".
Источник: aftershock.news