Москва в мае станет первым из российских регионов, который выпустит «зеленые» облигации — полученные за счет этого средства город планирует направить на развитие транспортных проектов, которые позволят снизить уровень выбросов углекислого газа в атмосферу. Незадолго до этого стало известно, что на финальную стадию вышла разработка критериев для проектов, которые смогут получить поддержку за счет государственной системы «зеленого» финансирования. Проект документа, определяющего критерии для таких компаний, Минфин разработал в апреле. Развитие инструментов устойчивого финансирования в последние годы становится в том числе неотъемлемым условием для обеспечения инвестиционной привлекательности как отдельных компаний, так и экономики в целом. В то же время в стране пока нет единого понимания о том, что может входить в это понятие, обращают внимание эксперты. «Известия» — о том, что такое «зеленое» финансирование, и о том, какие перспективы есть у него в России.
Механизмы конкуренции
Механизмы «зеленого» финансирования позволяют привлекать средства на проекты, направленные либо на улучшение экологической ситуации, либо на минимизацию ущерба, который может быть нанесен природе в процессе производства.
В России необходимость развития подобных инструментов обсуждается с конца 2010-х годов. В частности, в 2018 году рабочая группа при Банке России оценила возможный рынок «зеленых» облигаций в 6,5 трлн рублей. Летом 2020 года первый зампред Сбербанка Александр Ведяхин оценивал общий объем рынка «зеленого» финансирования в России к 2023 году примерно в 3 трлн рублей.
Одновременно в России начали разрабатывать государственную систему финансирования проектов, соответствующих таким критериям. Объяснялось это в том числе и экономическими интересами.
Развитие рынка «зеленого» финансирования позволит привлечь в страну иностранные инвестиции, ориентированные на реализацию целей устойчивого развития, заявил заместитель министра экономического развития России Илья Торосов на первой встрече межведомственной рабочей группы, которая состоялась в конце 2020 года.
— Подобный инструмент обеспечит создание конкурентоспособных производственных мощностей, в том числе за счет внедрения «зеленого» стандарта и организации системы верификации соответствующих проектов, — отметил тогда Илья Торосов.
В рабочую группу вошли представители органов власти, Центробанка, институтов развития, бизнеса и профессионального сообщества. Возглавил ее глава Минэкономразвития Максим Решетников.
Адаптированные стандарты
В задачи участников рабочей группы в том числе входила доработка основополагающих документов, определяющих критерии отбора проектов, непосредственные меры поддержки, а также механизмы верификации. Их проекты Минэкономразвития совместно с ВЭБ РФ подготовило еще в 2020 году.
В марте этого года список «зеленых» проектов был расширен. В него в том числе вошли проекты, связанные с атомной энергетикой, экотуризмом, водородным и газомоторным транспортом, лесоклиматические и сельскохозяйственные инициативы, проекты транспортной инфраструктуры, а также проекты, снижающие выбросы углекислого газа. Решение объяснили в том числе и существующими мировыми стандартами.
— Эти направления признаны «зелеными» и в других странах мира — по сути, мы адаптировали под российскую реальность мировые стандарты. Решение позволит повысить уровень доверия к создаваемой системе со стороны иностранных инвесторов, где уже развит и пользуется спросом механизм «зеленых» облигаций, — отметил тогда Максим Решетников.
Кроме того, в список компаний, которые могут претендовать на господдержку, входят предприятия по газовой генерации, производству алюминия и стали при условии, что они не превышают установленного объема выбросов диоксида углерода.
В начале апреля стало известно, что подготовленные Минэком критерии проходят согласование в профильных ведомствах и, как ожидается, будут утверждены правительством до конца года.
Разнообразная повестка
Значимость экологической повестки для российского бизнеса и органов власти растет. Это следует в том числе из тезисов, озвученных в ходе послания президента Федеральному собранию (тогда российский лидер, в частности, говорил об экологической ответственности крупного бизнеса), а также из выступления Владимира Путина на климатическом форуме, полагает эксперт по энергетической политике Финансовой академии при правительстве РФ Станислав Митрахович.
В то же время, обращает внимание он, открытым остается вопрос с тем, какие направления будут в данном случае считаться приоритетными. По его мнению, задачи, с которыми сегодня сталкиваются Россия и Запад, очень отличаются.
— Экологическая повестка сама по себе очень разнообразна, — обращает внимание собеседник издания, — и если на Западе в последнее время чаще всего говорят о сокращении выбросов углекислого газа (СО2), то для России эта проблема может быть в меньшей степени актуальной, потому что у нас есть вопросы поважнее: это и разливы нефти, и переработка мусора, поскольку уже очевидно, что Россия отстает с реализацией этой реформы.
В отечественных реалиях проекты газовой генерации при определенных условиях уже считаются частью «зеленой» повестки и могут в полной мере претендовать на «зеленые» финансы, обращает внимание он. На определенные льготы в том числе могут претендовать крупные энергетические компании — например, Eon+, готовая заниматься производством сжиженного природного газа (СПГ), и «Русал», чье производство алюминия выигрывает по сравнению с конкурентами за счет активного использования гидроэлектроэнергии.
Возможность повысить привлекательность для зарубежных инвесторов — важное преимущество использования «зеленых» инструментов. Однако для этого принятые в стране стандарты должны соответствовать общемировым критериям, говорит директор программы «Зеленая экономика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Михаил Бабенко.
— Если мы хотим, чтобы наш «зеленый» рынок воспринимали на международных площадках и мы могли привлекать инвестиции с Запада и Востока, мы должны следовать самым строгим требованиям, иначе мы рискуем оказаться в «серой» зоне, — отмечает собеседник издания.
В этой связи решение о включении в список «зеленых» таких неоднозначных и спорных отраслей, как атомная энергетика, мусоросжигающие предприятия, он называет «как минимум рискованным». Кроме того, отмечает Бабенко, вопросы есть к формальным процедурам, которые могут стать слишком громоздкими для признания «зелеными» или устойчивыми и для получения каких-то преференций.
«Имиджевая история»
В ручном режиме такие проекты в России уже успешно реализуются, обращает внимание Михаил Бабенко.
В частности, по его словам, спрос на «зеленые» облигации, размещаемые отдельными компаниями на Московской бирже, превышает предложение. Есть примеры, когда финансовые институты продвигают «зеленые» продукты (связанные с энергоэффективностью) и эти продукты являются экономически обоснованными.
В конце весны Москва первой из российских регионов сообщила о намерении выпустить «зеленые» облигации. Об этих планах сообщалось еще в феврале, соответствующее постановление мэр Москвы Сергей Собянин подписал в конце апреля.
Эмиссия назначена на 27 мая, общий объем первого выпуска составит 70 млрд рублей, срок обращения облигаций — с 27 мая 2021 года по 17 мая 2028 года, пояснили в правительстве Москвы.
Это «сильная имиджевая международная история» для Москвы и важное событие для рынка «зеленых» инвестиций, подчеркивает Михаил Бабенко.
— Во-первых, это первый субсуверенный выпуск в России, это очень важно. Во-вторых, это мощный толчок для развития рынка «зеленых» облигаций, поскольку показывает возможности реализации «зеленых» проектов на уровне субъектов федерации и муниципалитетов с положительным экологическим, климатическим и социальным эффектом, — говорит собеседник издания.
Полученные в результате размещения ценных бумаг средства планируется направить «на финансирование и рефинансирование городских экологических проектов для снижения выбросов загрязняющих веществ и парникового газа от автотранспорта». В том числе, как поясняют в столичном правительстве, за счет этих средств профинансируют замену автобусного парка на электробусы.
Опыт Москвы, в частности, говорит о том, насколько широким может быть спектр таких проектов, отмечает Станислав Митрахович — от напрямую связанных с экологией до привлечения дополнительного финансирования в города, заинтересованные в развитии своей инфраструктуры.
Оптимальная поддержка
Тема устойчивого развития и так называемые ESG-параметры (помимо экологии, сюда входят вопросы, связанные с социальным развитием — например, защитой труда на производстве, — и принятыми в компании стандартами управления) сейчас являются очень обсуждаемыми на международном уровне, обращает внимание Станислав Митрахович.
При этом в России, как в бизнес-среде, так и в государственных органах, пока отсутствует четкое понимание о том, что такое устойчивое развитие, «зеленое» финансирование, нефинансовые риски, обращает внимание Михаил Бабенко. На этом фоне важно, чтобы компании, которые решают развивать это направления, привлекали к работе квалифицированных экспертов по климату, проблемам экологии или социальному развитию.
— В противном случае это может привести к так называемому гринвошингу и, как следствие, подрыву доверия к рынку, который в России сейчас только начинает формироваться. В том числе к подрыву доверия на международном уровне, — предупреждает он.
Поможет ли дополнительная господдержка стимулировать компании к тому, чтобы целенаправленно изучать и развивать это направление, зависит от того, насколько эффективными будут предложенные меры. Пока информации о том, какими могут быть механизмы поддержки, нет. Оптимальным, по мнению Михаила Бабенко, было бы введение компенсаций за верификацию «зеленых» облигаций или компенсаций для налоговых инвесторов, которые инвестируют в «зеленые» облигации, полагает он.
Более вероятно, что развивать «зеленое» финансирование начнут со специализированных кредитных программ, отмечает Станислав Митрахович. «Вероятнее всего, речь будет идти о кредитах, которые Внешэкономбанк будет выдавать по льготной субсидируемой ставке», — полагает он.
Источник: iz.ru
Цены на CO2 должны достичь 100 евро за тонну, чтобы сделать "зелень" конкурентоспособной
Глава ЕС по климату предостерегает от сдерживания роста цен на выбросы углерода
EURACTIV.com совместно с Reuters 7 мая 2021 г.
Глава Европейского союза по вопросам политики в области изменения климата предостерег от вмешательства политиков в углеродный рынок в пятницу (7 мая) после того, как стоимость разрешений на выбросы углерода в ЕС взлетела на этой неделе до рекордного уровня.
Цены на углерод в ЕС на этой неделе впервые превысили 50 евро за тонну, чему способствует новая цель блока по сокращению выбросов в этом десятилетии быстрее, чем ожидалось ранее, а также рост активности на рынке со стороны финансовых инвесторов.
Аналитики ожидают, что эта цель будет способствовать дальнейшему росту цен, учитывая также, что Брюссель в июле предложит реформы в системе торговли выбросами ЕС (ETS), которая заставляет загрязнителей, таких как заводы и электростанции, покупать разрешения, когда они загрязняют окружающую среду.
Франс Тиммерманс сказал, что вмешательство в рыночное ценообразование в ответ на рост цен было бы неразумным.
«Это рынок, и мы должны быть очень, очень осторожны, и не вмешиваться, потому что это создало бы нерыночную цену и полностью подорвало доверие к системе торговли выбросами», ― сказал Тиммерманс на онлайн-мероприятии, организованном институтом Европейского университета [European University Institute – прим.пер.].
На вопрос о росте цен на CO2 он сказал: «Это рынок, так кто я такой, чтобы говорить, что слишком высоко, а что слишком низко? Это рыночный механизм, но если мы хотим достичь наших целей, думаю, цена должна быть намного выше, чем даже в 50 евро. Но это зависит от рынка».
***
Цена на углерод в ЕС достигла рекордных 50 евро за тонну на пути к климатической цели
Цена на выбросы углерода в Европейском союзе во вторник (4 мая) достигла рекордно высокого уровня, превысив 50 евро за тонну, что по мнению аналитиков стало важной вехой на пути долгого подъема к уровню цен, необходимого для стимулирования инвестиций в инновационные чистые технологии.
***
Аналитики говорят, что цены на CO2 должны достичь около 100 евро за тонну, чтобы сделать экологически чистые промышленные технологии, такие как возобновляемое водородное топливо, способными конкурировать с загрязняющими альтернативами.
Но высокие затраты на выбросы CO2 могут также разжечь политическую напряженность.
Предыдущее быстрое повышение цен на углерод в ЕС побудило Польшу просить комиссию [Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти Европейского союза – прим.пер.] вмешаться. Позже в пятницу Тиммерманс должен встретиться с польским министром климата Михалом Куртыкой.
ЕС не устанавливает цену на CO2 на рынке, но политика ЕС влияет на предложение и спрос на разрешения в рамках схемы, что и определяет цену.
«Вы влияете на поведение рынков, но не контролируете рынки», ― сказал Тиммерманс.
Источник: aftershock.news