Российские регионы могут столкнуться с бюджетным кризисом. Такой прогноз приводит Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Как минимум девять регионов, согласно индикаторам центра, находятся в «красной зоне», причем у трех из них — Удмуртии, Хакасии и Мордовии — показатели зашкаливают. Ситуация осложняется тем, что суммы поддержки из федерального центра по сравнению с 2020-м годом сократились, а ставки по займам — возросли. В Минфине уверяют, что не оставят регионы один на один со сложностями и уже предприняли предупреждающие шаги. Эксперты не видят предпосылок для масштабных проблем, но согласны с тем, что для ряда субъектов риски бюджетного кризиса весьма высоки.
Красная девятка
Развитие пандемии и связанные с этим карантинные меры и ограничения экономической активности в 2020 году повысили риски бюджетного кризиса в российских регионах, говорится в анализе ЦМАКП. Жесткий локдаун в апреле-мае и, в несколько ослабленной форме, в последующие месяцы, вызвал снижение поступлений в казну субъектов. Сокращение доходов населения и необходимость противостоять коронакризису привели к резкому увеличению расходов, прежде всего социальных и медицинских, сообщается в докладе центра.
В прошлом году масштабного кризиса удалось избежать, прежде всего благодаря массированной поддержке из федерального центра — она составила 3,8 трлн рублей (в 2019-м — 2,5 трлн). В 2021-м году такой помощи уже не будет — она составит 3,1 трлн, а в последующие годы суммы будут еще сокращены, отмечается в документе. Более того, ускорение инфляции и санкционные риски привели к тому, что с начала этого года доходности облигаций снова начали расти. Кроме того, в 2021-м регионам предстоит погасить около 20% бюджетных кредитов, основная часть которых — краткосрочные, что также ограничит возможности новых заимствований.
Как пояснил «Известиям» автор доклада, ведущий эксперт ЦМАКП Роман Волков, хотя масштабных проблем ждать в этом году не следует, ряд субъектов находится в «красной зоне». Отношение долговой нагрузки к уровню собственных доходов превышает отметку в 84% (опасный уровень, по методологии ЦМАКП) у девяти регионов — Костромской, Псковской, Томской, Орловской областей, Карелии, Калмыкии, Удмуртии, Хакасии и Мордовии. Причем у последних трех индикатор — более 100%.
Впрочем, вероятность дефолтов в прямом смысле слова близка к нулю — таких прецедентов в истории России в принципе не было, отметил Роман Волков. Но он полагает, что в некоторых регионах запуск процедуры финансового оздоровления вполне возможен.
«Известия» обратились в субъекты из «красной зоны» по соотношению долга к доходам с просьбой оценить риски бюджетного кризиса. Пресс-служба правительства Орловской области уточнила, что привлекать займы в 2021-м не планирует. В этом году регион, наоборот, намерен снижать долговую нагрузку. Поэтому рисков бюджетного кризиса там не видят.
Остальные субъекты за пределами «красной зоны» также сообщили, что не видят предпосылок к резкому ухудшению ситуации.
В Минфине на запрос «Известий» о рисках бюджетного кризиса заявили, что меры по обеспечению устойчивого финансового положения регионов в 2021 году уже предприняты. Для ускорения доведения в бюджеты целевой поддержки транши были распределены еще до начала года. По субсидиям и иным трансфертам до 1 января заключены соглашения на 1,4 трлн рублей.
Хотя Минфин и не видит предпосылок для усложнения финансового положения регионов в 2021 году, вопросы о дополнительной поддержке будут рассматриваться — исходя из ситуации в экономике, резюмировали в министерстве.
Риски коротких сроков
Ситуация с финансами регионов в ближайшие два года улучшится благодаря постепенной реабилитации экономики, но восстановление показателей будет неравномерным: субъекты с недостаточно развитой экономической базой продолжат испытывать трудности по поддержанию сбалансированного бюджета и сдерживанию роста долга, отметил вице-президент — старший аналитик агентства Moody’s Владлен Кузнецов.
В 2021 году запланированные безвозмездные перечисления со стороны центрального правительства сокращаются на 700 млрд рублей, напомнила ведущий аналитик группы «Государственные финансы и Финансовые институты» S&P Global Ratings Наталья Легеева. В условиях медленно растущих собственных доходов и продолжающегося давления на расходную часть, это приведет к росту дефицитов бюджетов субъектов, уверена она. Однако, учитывая опыт предыдущих лет, фактическая сумма выданных регионам трансфертов по итогам года всегда оказывается значительно выше изначально запланированной в бюджете, отметила эксперт.
Так или иначе, у ряда регионов высок уровень краткосрочного долга, что негативно сказывается на кредитном качестве субъектов и ведет к возрастанию рисков дефолтов.
— По нашим оценкам, отдельные регионы периодически реструктурируют банковские займы, что является дефолтом согласно нашим критериям. Однако ввиду непрозрачности этих процедур в отличие от облигаций такие операции сложно отследить и они остаются не замечены рынком, — заявила Наталья Легеева.
Федеральный центр, конечно, не допустит полномасштабного кризиса в субъектах, но ситуация с долговой нагрузкой в некоторых регионах очень серьезная, согласился аналитик группы региональных рейтингов АКРА Илья Цыпкин. Повышение закредитованности субъектов в этом году замедлится, но не остановится. По мнению АКРА, в сложившихся обстоятельствах важно не допустить роста рисков рефинансирования — ситуации, когда значительная часть долга окажется краткосрочной.
Отдельные субъекты действительно обременены избыточной долговой нагрузкой, а региональная экономика достаточно слаба, чтобы возобновить рост поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджеты, добавил управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов. Однако число их невелико, а ситуация находится на контроле федерального центра. Впрочем, возможно и резкое ухудшение положения дел в бюджетной сфере, но лишь при условии повторения экономического шока, сопоставимого с событиями 2020 года. Но постепенное восстановление конъюнктуры внешних рынков указывает на то, что повторение такого сценария маловероятно.
Источник: iz.ru