Аналитика

Для завершения строительства газопровода «Северный поток-2», вызывающего много споров и противоречий, используются передовые европейские технологии. Расследование немецкой телерадиокомпании Deutsche Welle (DW) раскрывает методы, используемые Москвой для обхода американских санкций.

«Каждая деталь трубопроводного оборудования имеет свою собственную историю», – гласит слоган итальянской компании Nuova Patavium, размещенный на ее вебсайте. Девиз особенно уместен, учитывая, что эта компания недавно снабдила оборудованием российское трубоукладочное судно, используемое для строительства газопровода «Северный поток-2» в Балтийском море. DW задалась вопросом, является ли эта история корпоративным преступлением.

Речь идет о второй очереди самого противоречивого в геополитическом отношении трубопровода в мире. По нему российский природный газ будет поставляться в Германию, к крайнему неудовольствию Вашингтона, который пригрозил санкциями всем, кто так или иначе вовлечен в строительство. Несмотря на это, российское судно «Академик Черский» в конце марта возобновит трубоукладочные работы вблизи немецкого острова Рюген.

Недавнее исследование DW показывает, что на борту этого корабля используется новейшая технология прецизионной обработки труб итальянской фирмы Nuova Patavium. Эти сведения весьма примечательны в свете финансовых штрафов, грозящих любому юридическому лицу, участвующему в строительстве «Северного потока-2» при условии, что сумма контракта составляет более 1 миллиона долларов (около 850 тысяч евро).

Угроза со стороны Вашингтона уже вынудила швейцарскую компанию Allseas в конце 2019 года выйти из проекта и увести свое трубоукладочное судно из района проведения работ. Это привело к тому, что в начале прошлого года для его замены Москва перебросила «Академика Черского» с Тихого океана в Балтийское море. Проблема заключалась в том, что у российского судна отсутствовало некоторое оборудование, необходимое для завершения проекта. Так как же русским удалось обойти американские санкции и переоснастить корабль?

Российские таможенные документы, попавшие в распоряжение DW, позволили найти некоторые ответы. Эта информация находится в открытом доступе в базе данных ImportGenius. В период с августа по сентябрь 2020 года владелец «Академика Черского», небольшая дочерняя компания российского энергетического гиганта, корпорации «Газпром», получила трубоукладочное оборудование общей стоимостью около 10 миллионов евро из Италии и Нидерландов. Местом поставки являлся Морт Мукран на острове Рюген, база строительства газопровода.

Согласно российским таможенным документам, только за один день 12 сентября из России в Германию были отправлены процессинговые системы с гидроприводами от Nuova Patavium на общую сумму 1,1 миллиона долларов. Однако, при более тщательном расследовании выяснилось, что оборудование прибыло в Россию двумя отдельными партиями с интервалом в несколько месяцев, и каждая партия стоила менее 200 тысяч долларов. Итальянская компания до сих пор не ответила на запрос DW по поводу такой разницы в цене.

Начиная с июля 2020 года, американские санкции были ужесточены, и цепочки поставок стали еще более запутанными. С тех пор, во всяком случае, на бумаге, итальянский поставщик не имел никаких дел с владельцем судна «Академик Черский».

Новым покупателем оборудования стала санкт-петербургская компания «Система СПБ», в которой работают всего три сотрудника. За последние годы эта компания несколько раз меняла юридические адреса, а также сферу деятельности и регистрационный номер в реестре компаний. Однако, у «Системы СПБ» очень мало следов. Компания имеет лицензию на установку пожарной сигнализации в зданиях и неоплаченные долги перед Ассоциацией нефтегазодобывающих компаний.

Помимо Nuova Patavium, «Система» закупила оборудование для российского трубоукладочного судна у другой итальянской компании, Opus SRL. Это оборудование было отправлено в порт Мукран для дочерней компании «Газпрома» STIF. Когда оборудование было реэкспортировано в Германию, его стоимость в документах составляла уже 1,2 миллиона долларов, в десять раз больше, чем при экспорте из Италии. Opus SRL тоже пока не ответила на просьбу DW прокомментировать эти цифры.

Еще одна компания, оказавшаяся в центре внимания – голландский производитель Vermaat Technics BV, чей ультрасовременный автономный аппарат для сварки неповоротных стыков Veraweld Torch System D был доставлен в порт Мукран компанией STIF для судна «Академик Черский», о чем свидетельствуют российские таможенные документы.

«Нам неизвестно, что происходит на борту «Академика Черского», – говорится в письменном заявлении компании. – Мы не поставляли никакого оборудования для завершения прокладки «Северного потока-2». Таким образом, голландская компания не ожидает, что может попасть под американские санкции. Дело в том, что на бумаге Vermaat Technics BV не имела никаких дел с компанией STIF. Сварочные системы были поставлены не дочерней компании «Газпрома», а российской фирме «Vermaat Service», которая, как настаивает голландская фирма, не является одной из ее дочерних компаний. Хотя Vermaat Technics продолжала осуществлять прямые поставки российской компании до июля 2020 года, с момента ужесточения американских санкций, по ее словам, она больше не имеет никаких дел с Россией.

Вместо нее дальнейшими поставками занялась другая нидерландская компания, BHS International BV. DW удалось отыскать только один почтовый ящик этой фирмы, где-то в сельской местности на юго-востоке страны, а также недействующий вебсайт. Интернет-домен зарегистрирован на российскую компанию, однако BHS International имеет общего партнера с российской фирмой Vermaat Service.

Таким образом, в общей сложности «Академик Черский» получил оборудование из Голландии на общую сумму почти 5 миллионов долларов, но Vermaat Technics заявила, что не имеет представления о том, как ее технология попала из России в Германию.

Обходные пути и посреднические операции, подставные компании и расхождения в ценах – неужели американцев так легко обмануть? Отставной американский дипломат Дэниел Фрид сомневается в этом. «Использование подставных компаний для ухода от санкций влечет наказание. Это отнюдь не безопасно. Создание подставной компании само по себе рассматривается как деятельность, которая карается санкциями», – сказал он. С 2014 по 2017 год Фрид бы координатором по антироссийским санкциям в Госдепартаменте США.

Впрочем, бывший дипломат сказал, что отнюдь не уверен, что европейские компании действительно будут наказаны, добавив, что «санкции – весьма дорогостоящий способ решать проблемы, поскольку они могут быть встречены контрсанкциями.

Ник Цафос из Вашингтонского центра стратегических и международных исследований согласен, что европейским компаниям особо нечего опасаться. Он считает, что администрация Байдена будет закрывать глаза на эти прегрешения, чтобы не перегнуть палку и оставить место для достижения компромисса. «Соединенные Штаты не готовы сделать все, чтобы остановить проект. Я думаю, всегда существовало ограничение, связанное с нежеланием подвергнуть чрезмерной опасности отношения с Европой», – добавил Цафос.

Для достижения компромисса по поводу «Северного потока-2» осталось не так уж много времени. «Академик Черский» должен закончить трубоукладочные работы в сентябре. После переоснащения по последнему слову европейской техники этот российский корабль может работать вдвое быстрее баржи «Фортуна», которая до сих пор выполняла работы к югу от датского острова Борнхольм.

Источник: mixednews.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также