Самый влиятельный лидер Китая устанавливает все больший государственный контроль над второй по величине экономикой мира, при этом ожидается, что частные фирмы всех размеров уступят место государству. Правительство все больше назначает членов КПК в частные фирмы, лишает доступа к кредитам и требует от руководителей предприятий адаптировать свой бизнес для достижения государственных целей.
В некоторых случаях государство полностью берет на себя ответственность за компании, которые считает недисциплинированными, поглощая их государственными предприятиями.
Этот толчок обусловлен растущей убежденностью руководства страны в том, что рынки и частные предприниматели, хотя и важны для подъема Китая, непредсказуемы и не заслуживают полного доверия . Мнение о том, что государственные плановые органы лучше справляются с управлением сложной экономикой, в этом году приобрело популярность, поскольку Пекин в значительной степени полагался на государственные директивы, чтобы обеспечить устойчивое восстановление после шока, вызванного Covid-19.
В последние месяцы КПК особенно четко обозначила свои приоритеты. В сентябре партия издала новые руководящие принципы для частных компаний, напомнив им о необходимости служить государству и пообещав использовать образование и другие инструменты для «постоянного укрепления политического консенсуса частных бизнесменов под руководством партии».
Всего несколько недель спустя было заблокировано первичное публичное размещение акций одной из крупнейших частных компаний Китая, Ant Group на сумму 34 миллиарда долларов, отчасти из опасений, что оно было слишком сосредоточено на собственной прибыли, а не на цели государства по контролю над финансовыми рисками.
Это послание не упускают из виду предприниматели, которые переориентируют свой бизнес, чтобы успокоить государство или полностью отказаться от частного предпринимательства.
На западе считают, что риск для Китая состоит в том, что энергичное отстаивание КПК государственных прерогатив притупит тот вид инноваций, духа соперничества и необузданной энергии, которые привели к взрывному росту Китая в последние десятилетия. Экономическая политика, которая помогла вырастить гиганта электронной коммерции Alibaba Group, технологического конгломерата Tencent Holdings и других историй глобального успеха, похоже, подошла к концу, говорят экономисты внутри и за пределами Китая. В результате, по их словам, китайские компании становятся все менее похожими на американские, которые движимы рыночными силами и зависят от частных инноваций и потребления.
Доля китайских инвестиций в производство и инфраструктуру, поступающих от частных компаний, после роста в последние десятилетия достигла пика в 2015 году и тогда составила более половины от общего объема инвестиций в основной капитал и с тех пор сокращается.
В результате экономика Китая стала менее эффективной. Объем капиталовложений, необходимых для создания одной единицы экономического роста, почти удвоился с 2012 года, когда Си Цзиньпин пришел к власти. Отчасти это связано с тем, что государственные предприятия Китая, которые увеличились в размерах, часто менее продуктивны, чем частные предприятия, как показывают официальные данные.
График отображает уровень падения частных инвестиций в Китае в основной капитал - производство и инфраструктуру.
Частные инвестиции в основной капитал, изменение по сравнению с предыдущим годом, трехмесячная скользящая средняя
Партийные чиновники, со своей стороны, видят возможность обуздать чрезмерный риск, долги и взяточничество, которые сопровождали быстрый рост частного бизнеса. Бренд государственного капитализма Си Цзиньпина, который сочетает в себе рынки с усиленным государственным вмешательством, пережил торговую войну с США и в последнее время превзошел по темпам экономического роста страны со свободной рыночной экономикой.
Одним из ярких признаков такого движения в Китае является то, что все больше государственных фирм поглощают частные компании, пересматривая правительственную инициативу под названием «реформа смешанной собственности». Первоначальная идея, восходящая к концу 1990-х годов, заключалась в том, чтобы побудить частный капитал вкладывать средства в государственные фирмы, привлекая внимание частного сектора к часто раздутым государственным предприятиям Китая.
Теперь, при Си Цзиньпине, процесс часто работает наоборот: крупные государственные компании поглощают более мелкие, чтобы поддерживать их работу и изменяют стратегии более мелких фирм для обслуживания государства.
Сделки с участием государственных фирм, покупающих частные, в прошлом году превысили $ 20 млрд, что более чем вдвое превышает уровень 2012 года, в таких отраслях, как финансовые услуги, фармацевтика и технологии.
«Государственные предприятия должны играть ведущую роль и оказывать важное влияние на здоровое развитие частных предприятий», - говорится в новом плане действий центрального правительства на следующие три года, который призывает к большему количеству слияний между государственными и частными фирмами.
Компания Beijing OriginWater Technology Co. , поставщик услуг по очистке сточных вод, конкурирующая с компаниями вроде General Electric Co. , была одной из целевых фирм. Ее начал в 2001 году Вэнь Цзяньпин, инженер, получивший образование в Австралии. Он стремился помочь очистить загрязненное водоснабжение Китая и воспользоваться все более открытой деловой средой в стране.
По мере роста спроса на очистку воды бизнес г-на Вэня процветал. Первоначальное публичное размещение акций в 2010 году помогло ему стать миллиардером. В 2018 году он вошел в список самых богатых людей Китая по версии журнала Forbes с чистым капиталом более $ 1,1 млрд.
Со временем г-н Вэнь взял на себя больший риск, выпустив свои акции, чтобы занять больше и профинансировать более крупные проекты. Государственная кампания по сокращению доли заемных средств, начатая при Си Цзиньпине для сдерживания чрезмерного принятия рисков, вынудила компании урезать долги и вызвала обморок фондовых рынков, что привело к падению стоимости акций г-на Вэня. Его кредиторы начали требовать назад свои займы.
В дополнение к проблемам г-на Вэня правительство в 2018 году начало отменять инициативу, которая объединила частных инвесторов с местными органами власти для создания дорогостоящих инфраструктурных проектов, ссылаясь на опасения перерасхода средств. Компании, подобные компании г-на Вэня, остались с незавершенными проектами и долгами, срок погашения которых быстро увеличивался.
Дочерняя компания China Communications Construction, крупного государственного подрядчика по проектам инфраструктуры Пекина за рубежом, агрессивно поглотила ее, купив контрольный пакет акций Beijing OriginWater за $ 440 млн. Доля г-на Вэня была снижена примерно до 10% с 23%.
Теперь, вместо того, чтобы сосредоточиться на внутреннем рынке, Beijing OriginWater заявляет, что планирует содействовать реализации инициативы партийного руководства «Один пояс, один путь» - огромной инфраструктурной программы, продвигаемой Си Цзиньпином, чтобы втянуть страны Азии, Европы и Африки в орбиту Пекина.
Несколько давних членов совета директоров были заменены на назначенных, утвержденных Комиссией по надзору и управлению государственными активами, которая регулирует и владеет контрольными пакетами акций крупных государственных компаний, включая China Communications Construction.
В уведомлении, размещенном на веб-сайте регулирующего органа компании в конце прошлого года, когда дочерняя компания China Communications Construction начала приобретать акции Beijing OriginWater, излагается квалификация руководителей проектов. Среди них: кандидаты должны раскрывать свою политическую принадлежность и иметь «непоколебимый боевой дух».
В прошлом году в интервью китайскому еженедельнику China Times г-н Вэнь сравнил государственные компании с деревьями, а частные фирмы с кустами. «В будущем деревья могут становиться все больше и больше, поглощая больше почвы, воды и солнечного света», - сказал он. «Кусты преобразятся, превратившись в ветвь дерева или в траву, а трава умрет».
Zhuji Water Group, предприятие водоснабжения, находящееся в ведении правительства города в прибрежной провинции Чжэцзян, в прошлом году потратило $ 147 млн на 28% акций Zhejiang Great Southeast, публичной компании по производству пластиковой упаковки, после того, как эта фирма закрылась из за проблем с кредиторами.
Правительство Чжуцзи пытается превратить Zhuji Water в своего рода конгломерат, передав компании в собственность отели, недвижимость и другие активы. По словам одного из официальных представителей Zhuji, приобретение ею Великого Юго-Востока также дает возможность Zhuji Water попасть в список.
Однако чаще всего правительственные чиновники просто хотят убедиться, что крупные частные компании придерживаются целей и политики государства. С этой целью государство создает больше комитетов коммунистической партии в офисах корпораций и поощряет их играть более решительную роль в принятии решений.
Sanyue Industrial, частный производитель электроники в южном городе Дунгуань, в октябре сформировала первый партийный комитет за 11-летнюю историю компании. Это произошло после того, как правительство сообщило компании, что это необходимо, - говорит руководитель компании Хуан Шэнъин.
По словам Хуан, комитет, состоящий из пяти членов партии, которые уже работали в компании, в том числе двух из руководства, планирует часто встречаться, чтобы «изучить дух» политики правительства и выступлений Си Цзиньпина. «Нам нужно лучше понимать политику, чтобы выжить. Нам говорят, что партийное строительство полезно для корпоративного развития».
Три другие частные компании в Дунгуане также недавно создали партийные ячейки, в том числе производитель электроники, производитель автозапчастей и химическая компания. Официальный представитель Дунгуаня Чжао Чжицзя называет партийные комитеты «красными зарядными станциями», говоря, что «эти компании интегрируют партийное строительство в свою корпоративную культуру. Это беспроигрышный вариант».
Такие партийные комитеты часто имеют приоритет над принятием решений корпоративным менеджментом и советами. Согласно заявкам компании, партийная ячейка в государственной компании Baowu Steel Group, которая является крупнейшим производителем стали в Китае, провела 55 заседаний за последние два года и рассмотрела около 137 деловых и других предложений, представленных руководством. Он рассмотрел 16 предложений, прежде чем направить их совету директоров Baowu. Он также отклонил некоторые предложения, в том числе предложение по сбору средств для дочерней компании, заявив, что необходимость в дополнительном капитале неясна. Партийный комитет дал указание компании выделить больше средств на помощь бедным, несмотря на то, что прибыль зарегистрированного подразделения Baowu снизилась на 42% в предыдущем году. Искоренение бедности - главная политическая цель Си Цзиньпина.
Китайские официальные лица говорят, что Си Цзиньпин не намерен подавлять предпринимательство или устранять рыночные силы. Он пообещал поддержать частный сектор, который приносит половину налоговых поступлений в правительство и дает работу 80% городских рабочих.
В отличие от своих предшественников, которые неуклонно расширяли частную экономику, Си Цзиньпин сосредоточен на привлечении предпринимателей в ряды партии.
Китайские официальные лица, близкие к руководству, говорят, что на мышление Си Цзиньпина повлияли эксцессы, которые проявились при предшественниках Цзян Цзэмине и Ху Цзиньтао, когда свирепствовали коррупция и ухудшение состояния окружающей среды, а также рыночные сбои, которые произвели сильное впечатление на Си Цзиньпина в первые годы его правления.
Первоначально Си Цзиньпин был открыт для продвижения рыночных реформ, которые начались в Китае при Дэн Сяопине в 1980-х годах. В конце 2013 года руководство Си Цзиньпина пообещало предоставить рыночным силам «решающую роль». Он благословил регулирующие органы, ориентированные на рынок, которые говорили об инвестировании в акции и ослабили государственный контроль над валютой Китая. Его администрация даже обдумывала предложение о том, чтобы государственные компании управляли профессиональными менеджерами, а не партийными аппаратчиками.
Один за другим эти планы реформ привели к хаосу. Летом 2015 года большая распродажа на фондовом рынке ударила по рынкам и заставила сильно задуматься Си Цзиньпина. Действия центрального банка по установлению более свободного курса китайского юаня еще больше напугали общественность.
На встречах за закрытыми дверями с подчиненными Си Цзиньпин ясно выразил свое недовольство. По словам чиновников, близких к руководству, он развязал руки государственным силам, чтобы исправить то, что он считал бедами рынка.
Высокопоставленные чиновники государственного сектора успешно лоббировали руководство Си Цзиньпина с целью отказа от планов по привлечению более ориентированных на рынок менеджеров в государственные компании.
Пекин сейчас непосредственно контролирует 128 государственных фирм. Хотя в 2012 году их было 140, предприятия выросли в размерах, все больше вторгаясь в частный сектор, на фоне консолидаций под руководством правительства, направленных на создание национальных корпораций. Местные органы власти управляют еще тысячами фирм.
Доля государственного сектора Китая в мировом ВВП
До прошлого года Сюй Чжун был главой исследовательского отдела центрального банка Китая. Он публично обвинил правительство Китая в плохом управлении и рыночных перекосах в распределении кредитов, что привело к тому, что частные фирмы были лишены финансирования
«Первая институциональная проблема, которая приводит к финансовому хаосу, - это нечеткие границы между правительством и рынком», - написал он в статье, опубликованной в декабре 2017 года. На экономическом форуме высокого уровня в феврале 2019 года он призвал правительство к ответственности, когда оно пришел к рыночным реформам.
Вскоре после этого он был переведен на новую должность вне центрального банка в ассоциации рыночных дилеров.
«Лагерь рыночных реформ практически исчез, - говорит экономист, консультирующий правительство. «К настоящему времени совершенно ясно, какой реформы на самом деле хочет руководитель».
Не было никаких сомнений в том, что в сентябре менялись ветры, когда Лю Хэ, главный экономический советник руководства, имеющий репутацию сторонника рыночных реформ, кратко изложил планы Пекина в отношении государственного сектора на следующие три года.
«Государственные предприятия, - сказал он, - должны стать конкурентным ядром рынка».
Источник: Афтершок