Проблема колоссального долга, накопившегося в мировой экономической системе, в результате вызванного пандемией кризиса только обострилась. Не в последнюю очередь это касается государственного долга, с начала века прираставшего рекордными темпами. В то время как развитые страны могут еще какое-то время накапливать долги, не рискуя крахом финансовой системы, развивающиеся оказываются лицом к лицу с угрожающими последствиями. С начала года уже пять государств объявили дефолт по обязательствам. В следующем году их число вырастет, причем среди банкротов могут оказаться и крупные экономики. О том, как финансовая несостоятельность охватывает всё больше государств, — в материале «Известий».
Экономический кризис в 2020 году оказался самым тяжелым за последние полвека минимум. Спад в мировой экономике, по оценкам МВФ, составит 4,9%. Для сравнения, в 2008 году мировой ВВП сократился всего лишь на 1%. Для многих стран это означает падение ВВП на двузначные числа, причем ситуация затрагивает и крупные, относительно диверсифицированные развивающиеся экономики, например Бразилию (ожидаемое снижение — 10,5%). Экономический спад означает неизбежное сокращение налогооблагаемой базы, что в свою очередь ставит многие государства перед выбором — выплачивать долги (их обслуживание может составлять до трети бюджетных расходов) либо же как-то поддерживать обваливающуюся экономику и выполнять прочие государственные обязательства.
В апреле министры финансов стран G20 договорились о временном моратории на платежи межгосударственного долга со стороны 73 самых бедных государств мира. Такое облегчение налогового бремени пришлось к месту, однако действовать оно будет только до конца года. Тогда как последствия кризиса для налоговых поступлений будут сказываться на протяжении еще долгих месяцев. Впрочем, это не помешало сразу пяти странам — Аргентине, Ливану, Эквадору, Белизу и Суринаму — объявить дефолт в самом начале локдаунов или даже до введения карантина.
Аргентина
Финансовая ситуация в пятой по размерам экономике Нового Света была тяжелой всё последнее десятилетие. Левые и правые правительства сменяли друг друга, но ни одному из них не удалось запустить машину экономического роста и обуздать инфляцию. В мае страна пропустила очередной платеж по облигациям в размере $500 млн (ранее и так уже отсроченный). Дефолт стал вторым с начала века и уже девятым за всю историю страны.
К сентябрю правительству Альберто Фернандеса удалось договориться с инвесторами об очередной реструктуризации. Общий объем подлежащих ей облигаций составляет $65 млрд. Средняя ставка по обязательствам сократится с 7% до 3%, а размер выплат в течение следующих 10 лет уменьшается на $37 млрд.
Это очень хорошие новости для аргентинской экономики, которая надолго застряла в долговой трясине, а в ходе текущего кризиса должна сократиться самое меньшее на 12%. Тем не менее реструктуризация не решит все финансовые проблемы страны: задолженность, большая часть которой — внешняя, продолжает составлять около 90% ВВП. Весьма вероятно, что этот дефолт — не последний в истории страны.
Ливан
В отличие от Аргентины, Ливан — новичок в клубе государств-банкротов. Даже во время гражданской войны в 70–80-х годах прошлого века государство исправно платило по внешним и внутренним обязательствам. Тем не менее проблемы «ближневосточной Швейцарии» были хорошо заметны все последние годы — ситуацию, когда госдолг достиг 150% ВВП, здоровой никак назвать было нельзя. С началом 2020-го стало только хуже. 9 марта Ливан не смог заплатить по евробондам на сумму $1,2 млрд. Это привело к обрушению национальной валюты. Официально ливанский фунт привязан к доллару, но на черном рынке он просел на 40%.
Но это только начало. У страны из-за дефолта и огромных долгов глубокие проблемы с поиском внешнего финансирования, и за антикризисные программы платить некому. В результате рецессия ударит по Ливану со всей силы: ожидаемое сокращение ВВП составит 25% — один из худших показателей в мире. Тут стоит добавить, что и до пандемии у экономики Ливана было всё плохо: в прошлом году ВВП упал почти на 7%. Теперь экономическое развитие страны откатится к уровню 2002 года — это чуть ли не самое далекое «путешествие в прошлое» среди всех государств мира. Даже у Греции во время ее долгового кризиса дела обстояли не настолько печально.
Отметим, что за последние 20 лет население Ливана существенно выросло как из-за естественного прироста, так и после прибытия более чем миллиона беженцев из соседней Сирии. С поправкой на это благополучие страны возвращается вообще во времена непосредственно после гражданской войны. МВФ отказался публиковать прогнозы по развитию экономики на ближайшие 25 лет «в силу высокой неопределенности». В этом же году инфляция составит 150%, отношение госдолга к ВВП — 170%, а дефицит бюджета — 16,5%. Государство тратит сотни миллионов долларов ежемесячно на субсидирование еды, но деньги кончаются, и фактически вопрос стоит о том, кормить ли граждан или заплатить хотя бы по части долгов. Не нужно быть пророком, чтобы догадаться, какое решение выберет Бейрут. На данный момент лишь масштабная финансовая помощь извне может хоть как-то смягчить тяжелейшую депрессию.
Эквадор
Здесь ситуация не настолько отчаянная. В апреле правительство страны вынуждено было отложить платеж по $800 млн задолженности. Тем не менее страна располагает более чем $2 млрд золотовалютных резервов, что приличный объем относительно размеров ее экономики. В конце сентября Кито смог договориться о программе помощи со стороны МВФ размером $6,5 млрд. Всё это должно обеспечить подушку для смягчения самых тяжелых последствий эпидемии и финансового кризиса.
Замбия
Первой страной, чьи государственные финансы рухнули в ходе второй волны пандемии, стала Замбия. 16 ноября правительство страны объявило о неплатежеспособности. За последние несколько лет Замбия набрала долгов на $12 млрд — как на открытом рынке, так и у иностранных государств, в первую очередь Китая. Деньги в стране, богатой запасами металлов, должны были пойти на развитие экономики, но оказались в основном проедены или разворованы.
Частные инвесторы отказываются обсуждать реструктуризацию на условиях сокращения общей суммы выплат, так как задолженность правительства страны перед Китаем останется неизменной. МВФ также пока не одобряет программу экстренной помощи африканской стране, поскольку не уверен, что она вообще сможет впоследствии вернуть хоть что-нибудь.
Для всей Африки долговой кризис в Замбии — грозный сигнал. Попытки развития инфраструктуры в последние 10 лет заставили многие государства набрать миллиардные долги. Хотя африканская экономика за декаду заметно подросла, ВВП некоторых стран почти удвоился, с государственными финансами дела идут не очень. Кризис почти наверняка лишит многих из них платежеспособности, что приведет к дополнительному ухудшению и без того тяжелой рецессии.
Далее везде
Если оценивать риски дефолта по кредитным дефолтным свопам (CDS), то в числе сомнительных лидеров по вероятности неплатежей в ближайшие годы оказываются всё та же Аргентина (более 50%), Ангола, Камерун, Кения и Пакистан. Дефолт последнего может стать наиболее тяжелым испытанием как для самой страны, так и для мировой экономической и финансовой стабильности. В ближайшие три года южноазиатскому государству с населением более 200 млн человек нужно будет найти более $27 млрд на погашение своих долгов, причем $19 млрд из них приходится на платежи МВФ.
Ресурсов на это у Исламабада нет: вся экономика фактически живет за счет постоянных кредитов со стороны. По сути, единственной надеждой остается помощь Китая, которому нужно участие Пакистана в амбициозной инфраструктурной программе «экономического коридора» через Гималаи к Индийскому океану.
Турция в число наиболее вероятных неплательщиков пока не входит, но положение дел в этой стране постоянно ухудшается. По мнению бывшего директора МВФ Десмонда Лахмана, турецкие компании и банки, включая структуры с госучастием, задолжали внешним кредиторам более $300 млрд. При этом валюта утекает из страны из-за хронической комбинации бюджетного и платежного дефицитов. Турецкая лира с начала года обрушилась более чем на треть и продолжает постоянно пробивать исторические минимумы.
В случае малейшего кризиса глобальной ликвидности кризис платежей со стороны турецкой экономики неизбежен. И если дефолты небольших по размерам экономики стран для глобальной системы неприятны, но терпимы, падение таких гигантов, как Турция, может вызвать эффект домино по всему миру, и так переживающему беспрецедентно тяжелые времена.
Источник: iz.ru