Аналитика

Решения регулятора означают, что деньги теряют одну из своих функций — средства накопления. Это плохо для инвесторов, особенно для пенсионных фондов, считает глава Центра разработки стратегий Газпромбанка Егор Сусин

В конце августа Федеральная резервная система (ФРС) провела свой ежегодный, уже 44-й, симпозиум на горнолыжном курорте Джексон Хоул. В этот раз из-за пандемии COVID-19 он проходил в режиме онлайн и был посвящен одной теме: пересмотру стратегии денежно-кредитной политики.

Обсуждения новой стратегии велись последние несколько лет на разных уровнях, но в итоге многие вопросы остались без ответов, а ФРС выбрала самый обтекаемый вариант стратегии, когда обязательства и цели крайне размыты. От жесткой цели по инфляции в 2% ФРС переходит к гибкому таргетированию средней инфляции (flexible average inflation targeting, или FAIT), то есть будет действовать так, чтобы средняя инфляция стремилась к 2% в долгосрочной перспективе. Это позволяет ФРС длительный период времени допускать инфляцию выше 2%, чтобы компенсировать более низкий рост показателя в прошлом. При этом регулятору надо было решить, за какой период рассчитывать среднюю инфляцию и насколько сильно позволять росту цен отклоняться выше уровня 2%. Оба вопроса остались без ответов, монетарные власти предпочли не давать ориентиров и не брать на себя ответственность за конкретные уровни.

Отрицательная политика

Традиционная цель по достижению максимальной занятости для ФРС теперь будет более значимой, монетарные власти обосновывают это тем, что взаимосвязь занятости и инфляции снизилась. От определения целевых уровней здесь также решено было отказаться, чтобы обеспечить максимальную гибкость в принятии решений. Правда такая постановка целей ставит другой вопрос: а есть ли у монетарных властей инструменты для достижения заявленных целей и являются ли эти инструменты эффективными?

Опыт других центральных банков, да и опыт ФРС в последнее десятилетие, скорее, говорят об обратном. Комментарии членов Совета управляющих ФРС после объявленного решения подтвердили, что никаких формализованных целей не будет. Но они же дали понять, что монетарные власти готовы допустить инфляцию выше целевого уровня в обозримой перспективе, чтобы компенсировать низкую инфляцию в последние годы.

Все это означает лишь одно — монетарная политика останется крайне мягкой и будет подразумевать сохранение отрицательных реальных процентных ставок на долгое время.

Член Совета управляющих ФРС Лаэль Брейнард в последнем выступлении подчеркнула, что ставки ниже нейтрального уровня будут поддерживаться гораздо дольше, чем ожидалось ранее. Это приведет к росту спроса на рисковые активы и большей волатильности цен. Фактически ФРС признает, что ее политика будет способствовать надуванию «пузырей» на финансовых рынках, но планирует бороться с этим за счет макропруденциальных мер, то есть различных административных ограничений. Очевидно, что следствием такого поворота станет концентрация рисков в тех секторах финансового рынка, на которые эти меры будут распространяться в меньшей мере, и постепенное «умирание» секторов, где регулирование наиболее жесткое (банки, пенсионные резервы и пр.). Впрочем, обсуждение рождаемого в недрах монетарных институтов Франкенштейна — это, пожалуй, отдельная тема.

Обнуление накоплений

Для инвесторов, которые хотят сохранить и приумножить свои финансовые активы, новая политика ФРС означает, что деньги теряют одну из основных своих функций — средства накопления, так как ликвидные  и низкорисковые активы обречены на отрицательную реальную доходность. Рисковые же активы либо активы из секторов, куда еще не добрались регуляторы, могут быть крайне дорогими, но при этом с риском значительно большей волатильности  , чем мы видели в недавнем прошлом. В ближайшие годы мы можем увидеть значительно более интенсивные перетоки капиталов и колебания валютных курсов. Реакцией на это может стать активизация вмешательства центральных банков с интервенциями на валютном рынке.

С самыми большими проблемами придется столкнуться индустрии пенсионных фондов. Традиционно более половины их активов — это низкорисковые долговые инструменты и депозиты, которые не позволят компенсировать инфляцию. К этому стоит добавить средние комиссии за управление 0,5–1%.

При таком раскладе новые поколения, которые начнут приходить в пенсионную систему в ближайшее десятилетие, потеряют возможность накопить на достойную пенсию без серьезного увеличения взносов и нормы сбережений. Индустрия вряд ли сможет значительно повысить свою склонность к риску из-за регулирования.

Это создает риски долгосрочной деградации системы пенсионных накоплений и потерю основного источника долгосрочных ресурсов для экономик. А значит, эту роль придется взять на себя центральным банкам. Фактически такая ситуация ставит будущих пенсионеров перед выбором: кратно наращивать норму сбережений, чтобы обеспечить приемлемые уровни пенсионных выплат (отказываясь от текущего потребления), либо отказываться от участия в системах пенсионных накоплений.

Очевидно, что в условиях складывающейся денежно-кредитной политики пенсионная индустрия столкнется с самым серьезными вызовом за время своего существования.

Источник: rbc.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также