Очередное толковище ОПЕК++ может как подбросить цены на баррель вверх, так и опять уронить в пол. Между тем идёт второй месяц согласованных ограничений по добыче и уже можно прикинуть расклад сил и первые результаты. Нужно так же учитывать общий ковидла-тремор мировой экономики, что добавляет общего драйва, но рушит многие планы.
Сложнее всего пришлось США. Хотя формально они вообще не участвуют ни в каких ОПЕКах, но это крупнейший и добытчик, и потребитель нефти. Там наибольшие проблемы в сланцах – как сиюминутные, так и в обозримой перспективе. Ряд компаний подал на банкротства, сворачивается добыча и инвестиции в разработку новых месторождений. Это скажется не только на ближайших ценах, но и обеспечит задел для их роста на ближайшие несколько лет. Пока же снижение нефтепотока в США можно прикинуть в районе 2 млн баррелей в сутки. Но это не точно. Потому что реальной цифры никто не знает. Но примерно так.
При этом, замедление бурения на сланцах отмечалось уже в конце прошлого года. Сейчас даже относительно того уровня – заметное падение. Число гидроразрывов (ГРП) снизилось практически в три раза по сравнению с началом 2020 года. На Пермиане – крупнейшем бассейне сланцевой добычи и где извлекают около трети всей нефти США - работают всего 20 бригад по проведению ГРП. Год назад там трудились 172 такие бригады. А без гидроразрыва не дадут нефти даже уже пробуренные скважины – на апрель таких насчитывалось 7617 штук, из них половина ждёт своих бригад как раз на Пермиане. Это резерв для быстрого наращивания добычи, если цены на баррели достигнут приемлемого уровня. Хотя значительная часть скважин не сможет оперативно откликнуться на ситуацию на рынке – их хозяева будут завязаны в судах о банкротстве и на какое-то время не смогут ничего делать на месторождениях – ну или там будет смена владельца с последующими люфтами на оценку дел и принятие решений.
Другой крупнейший участник нефтерынка – Саудовская Аравия. Там положение очень сложное, но в целом – рабочее. Само сокращение удалось выполнить без существенных потерь для скважин. Отсутствие реального спроса вынудили их добровольно снизить добычу даже ниже оговоренного. И падающие продажи и попытки глупого демпинга дорого обошлись Королевскому дому Саудов. Пришлось повышать в три раза НДС – с 5 до 15 %, урезать разные ништяки и плюшки для населения и выходить на прогнозный дефицит бюджета в 110-120 млрд долларов по итогам года. Для понимания масштабов – хороший прошлый год принёс самой прибыльной компании мира 110 млрд дохода - и это Сауди Арамко – нефтяная госкомпания Королевства. В общем – там огромная дыра в бюджете, но есть внушительные запасы – пока придётся пользоваться ими. Хотя «не всё так однозначно» - весомая часть вложена в биржевые бумаги и трежерис США, что в нынешних условиях не добавляет уверенности. И даже в это непростое время им выкрутили руки ещё докупить биржевого мусора в США. Ну это их личное королевское дело.
Теперь к общей ситуации. По данным Baker Hughes количество работающих буровых установок в мире сократилось в мае на 22 %. В годовом выражении падение почти в половину – минус 46 процентов. При этом в США осталось в строю 301 установка и минус 38,5 % - из них 222 - нефтяные, в Канаде 23 штуки и минус 30,3 %. Африка – только 61 и минус 40,7 %, примерно так же и в Латинской Америке - 62 штуки и минус 30,3 %. Внимание – в Европе количество практически не изменилась – минус одна буровая и 111 действующих. В Азиатско-Тихоокеанском регионе плюс 2,6 процента до 196 штук.
Как видно, Европа – что в основном означает именно Россия – никаких горячечных телодвижений в нефтедобыче не совершала. Хотя свою часть сделки ОПЕК++ примерно выполнила – майское сокращение международные эксперты оценивают в 98 % от договоренного. Поскольку скважины – это не вентилятор и вкл/выкл там не работает – этот уровень в таких условиях нормальный, хотя и придётся добирать эти 2 процента в июне. При этом, спрос – в отличии от саудов – у нас растёт. В середине мая было объявлено, что компании США в ближайшие недели ждут 6 млн баррелей российской нефти. Наращивает закупку Китай. Дошло даже до того, что был временный разрыв в поставках на НПЗ Дальнего Востока – но урегулировали за пару дней. Нефть в стране есть и может покрыть практически любые разумные запросы – хоть на внутреннем рынке, хоть на внешнем.
Даже знаменитый шарманщик ЛукОйла Леонид Федун вдруг сменил пластинку и начал весьма оптимистично оценивать перспективы российской нефти. При этом, он считает, что ситуация стабилизируется в августе-сентябре, но в США нефтедобыча упадёт по году на 3-4 млн баррелей, а в Канаде на 1-2 миллиона. Если чуть развить его мысль – на рынке Северной Америки может возникнуть в перспективе ниша около 6 млн баррелей в сутки для России и Саудовской Аравии.
В целом, на переговорах наши нефтяники будут выступать с позиции силы. Россия показала, что может переносить резкие падения цен на баррели и делает это успешнее других. Потому совместное давление на Ирак и Нигерию (первые выполнили соглашение на 19 %, африканцы на 38 %) - будет одной из основных тем общения. Всем непросто, но раз договорились – нужно выполнять. При этом цена российской нефти Urals уже преодолела заложенную в бюджете страны отметку и уже довольно устойчиво держится в районе 2800 рублей за баррель. Два других сорта чувствуют себя ещё лучше – ESPO около 43 $, а Сокол традиционно между Юралс и ЕСПО где-то посерединке. При этом, основные поставки ESPO идут в Китай по долгосрочным контрактам и там цена выше нынешних биржевых котировок. В первом полугодии средняя цена Юралс ожидается около 40 $ за баррель и близка к заложенной в бюджете РФ.
Саудовская Аравия готова на продолжение сделки ОПЕК++ на нынешних максимальных сокращениях до конца года. РФ предлагает не торопиться – добавить месяц и посмотреть динамику цен и спроса. Но теперь все участники совещания стали более сговорчивы и высока вероятность, что именно позиция России станет решающей в переговорах.
Источник: Афтершок