Аналитика

Соглашение о свободной торговле с Сингапуром обеспечивает Москве беспрецедентный уровень доступа к рынкам Юго-Восточной Азии. В то время как Россия отчаянно нуждается в выходе на рынки этого региона, особенно после введения в 2014 году западных санкций, Сингапур также заинтересован в доступе к обширному и относительно незанятому рынку России.

Премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун никогда прежде не бывал в Армении. Но его визит в конце прошлого года в Ереван не ограничивался знакомством с возглавляемым Россией Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), в который входят также Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан.

После семи раундов переговоров, которые Ли Сянь Лун назвал «головокружительными», Сингапур и ЕАЭС подписали соглашение о свободной торговле, которое стало первым договором такого масштаба для этого евразийского интеграционного объединения. С тех пор как Россия начала активно действовать в Азии в 2014 году, Кремль отчаянно искал страну, которая могла бы стать трамплином для развития сотрудничества с остальной частью региона. Теперь он, возможно, нашел такого партнера в прозападном Сингапуре.

Сингапурское правительство и частные инвестиционные фонды начали вкладывать капиталы во все секторы российской экономики, от производства молочных продуктов до аэропортов. В Сингапуре действуют почти 700 российских компаний, включая таких тяжеловесов в сфере высоких технологий как «Лаборатория Касперского» и энергетических гигантов, таких как «Роснефть» и «Газпром». Товарооборот между двумя странами в 2018 году достиг 5 миллиардов долларов и продолжает расти.

Это довольно неожиданное торговое партнерство. В то время как Россия рассматривается на Западе как главный стратегический соперник, Сингапур является одним из наиболее надежных союзников США. Однако, для Сингапура, города-государства, лишенного собственных природных ресурсов, Россия – огромный рынок, которого многие западные компании избегают из-за санкций, введенных США и ЕС после присоединения Крыма – представляет собой весьма привлекательное предложение.

Для России выгоды этого соглашения еще более очевидны. Сингапур является глобальным финансовым центром, крупной технологической державой и членом Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), интеграционного объединения, включающего все десять стран региона. Благодаря таким договоренностям между ЕАЭС и Сингапуром, Россия теперь сможет получить доступ ко всем этим рынкам.

«Это соглашение имеет значение не только для торговли между Сингапуром и Россией, – говорит эксперт по Юго-Восточной Азии из Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков. – Теперь многие российские товары, которые направляются в Сингапур, потенциально могут найти покупателя в Индонезии, Таиланде или другой стране АСЕАН».

Прежде Москва обладала значительным влиянием в регионе благодаря своему покровительству над коммунистическими движениями в эпоху холодной войны. Однако, когда Советский Союз распался в 1991 году, та же участь вскоре постигла и российское присутствие в Юго-Восточной Азии. После того, как отношения между Москвой и Западом резко ухудшились из-за ее вмешательства в украинский кризис, Россия начала свой «разворот к Азии», то есть возвращение в регион в поиске новых рынков.

Сингапур представляет собой весьма привлекательные ворота в Азию. Китай и Индия также имеют соглашения о свободной торговле с АСЕАН. И эта сеть торговых соглашений обеспечивает российским компаниям множество заманчивых возможностей.

«При регистрации в Сингапуре, любая российская компания фактически приобретает статус сингапурской, и следовательно, может воспользоваться привилегиями, предоставляемыми соглашениями о свободной торговле внутри АСЕАН, а также между АСЕАН, Индией и Китаем», – говорит партнер-учредитель консалтинговой компании Dezan Shira & Associates Крис Девоншир-Эллис. Его компания оказывает услуги иностранным инвесторам по всей Азии.

Девоншир-Эллис утверждает, что Сингапур на протяжении десятилетий также стремится получить доступ на новые многообещающие рынки. «Общая государственная политика Сингапура заключается в том, чтобы помочь своим ведущим компаниям расширить инвестиции за рубежом в новые развивающиеся рынки, и Россия в этом смысле является очень хорошим выбором, – говорит он. – Эта страна представляет собой мощный рынок сбыта, здесь относительно высокий уровень благосостояния, а кроме того, она улучшила свои коммуникационные и торговые связи, которые постоянно расширяются».

Президент России Владимир Путин совершил свой первый визит в Сингапур в ноябре 2018 года и был встречен со всеми подобающими почестями, включая изысканный банкет с участием первых лиц государства. Поводом для этого визита было открытие российского культурного центра. И Сингапур приветствовал российского лидера не только помпой, адресованной мировым СМИ. Во время его поездки две страны подписали несколько договоров о расширении сотрудничества во многих сферах, от торговли до образования.

Пока объем сингапурских инвестиций в российскую экономику довольно скромен – в 2018 году он составил всего 17 миллиардов долларов, включая те, которые российские бизнесмены могут перенаправить, пользуясь налоговым статусом островного государства. Но они представляют собой важный первый шаг, утверждает научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Геннадий Чуфрин. Обе страны, по его словам, связаны давними обещаниями друг другу, которые пока так и не выполнены до конца. «Этот фундаментальный сдвиг в отношениях, наконец, начал происходить в последние несколько лет, и, хотя мы не должны преувеличивать его масштабы и значение, важен сам факт», – говорит Чуфрин.

Однако, насколько далеко может продвинуться новое сближение между Сингапуром и Россией? Ведь Сингапур – давний союзник США, который с 2014 года присоединился к широкому спектру санкций против многих российских деловых структур. И эти санкции удерживают некоторых ближайших партнеров Москвы от масштабного сотрудничества.

До сих пор Сингапуру удавалось избежать подобного давления со стороны Вашингтона, говорит Деворшир-Эллис. Хотя нет никаких гарантий, что такое положение будет сохраняться и впредь, имеются некоторые основания для относительного иммунитета Сингапура по отношению к угрозам администрации Трампа. Дело в том, что в отличие от Китая, эта страна является квази-демократической и довольно прозрачной, а кроме того, именно здесь расположены азиатские штаб-квартиры примерно 7 тысяч американских компаний. Санкции против Сингапура могли бы создать серьезные проблемы и для этих предприятий. «Сингапур во многих отношениях представляет особую привлекательность для США, – говорит Девоншир-Эллис. – По моему мнению, это означает, что американцы не захотят оттолкнуть его от себя».

Похоже, Путин не имеет ничего против.

Источник: mixednews.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также