Аналитика

Большая часть дешевой легкодоступной нефти уже добыта, и доля дорогостоящих резервов в структуре нефтяной индустрии с каждым годом увеличивается. Хотя сегодня предложение на мировом рынке находится на очень высоком уровне, эксперты полагают, что уже в ближайшие годы этот показатель может начать снижение на фоне устойчиво растущего спроса, которое приведет к росту цен.

Однако, в результате повышения цен на нефть мировая экономика начнет выдыхаться. «Нынешняя экономическая система не способна поддерживать цены на нефть выше 100 долларов за баррель и сохранять подлинный рост экономики в течение длительного времени, – говорится в докладе, подготовленном доктором Саймоном Мишо, который был опубликован бюллетенем Geological Survey of Finland. – С другой стороны, производители не могут поддерживать цены на уровне 45 долларов за баррель и при этом извлекать прибыль».

Прежде всего, это касается американской сланцевой нефти. На Уолл-стрит все более скептически относятся к сланцевой индустрии, в которой ни разу не фиксировался позитивный финансовый поток на протяжении сколько-нибудь значимого периода времени. Поскольку инвесторы, банки и другие источники финансирования явно дистанцируются от нерентабельного бурения на сланцевых месторождениях, в секторе растет число банкротств. Очевидно, что значительная часть нефтяной индустрии остро нуждается в гораздо более высоких ценах для поддержания устойчивого роста. Рост добычи в течение последнего десятилетия стал возможен лишь благодаря дешевым кредитным ресурсам и чрезмерно капитализированной нефтедобывающей индустрии в Северной Дакоте и Техасе.

Добыча сланцевой нефти и газа в Соединенных Штатах, по мнению многих экспертов, приближается к пику или, по крайней мере, к плато. Разумеется, о едином мнении по этому вопросу не может идти речи. Но все больше число аналитиков и даже некоторые представители нефтяной индустрии всерьез рассматривают вероятность такого развития событий. Например, Джон Хесс, генеральный директор компании Hess Corp, заявил недавно, что добыча в месторождениях Баккеновской формации может достичь максимума в течение ближайших двух лет, а пика на Пермском бассейне в Северной Дакоте следует ожидать к середине двадцатых годов. Однако, другие предрекают этот пик несколько раньше. Резкие скачки производства означают, что любое замедление темпов бурения немедленно окажет влияние на объем добычи.

Финансовый стресс, накрывший всю сланцевую индустрию, сам по себе может привести к пику добычи. При этом точная дата не так уж важна. Проблема заключается в том, что прекращение роста добычи в США и, как следствие, повышение цен на нефть, способно создать серьезные проблемы для мировой экономики. Доктор Мишо, автор доклада в  Geological Survey of Finland, привел в качестве примера мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. В годы, предшествовавшие этому кризису, добыча нефти в Саудовской Аравии замедлилась, что привело к резкому скачку цен в 2008 году, который стал одним из триггеров обвала финансового рынка.

В докладе Мишо, превосходно проанализированном в американском журнале Vice, отмечается, что около 70 процентов мировых запасов нефти сегодня приходится на месторождения, которые были открыты до 1970 года, причем основная их часть сконцентрирована в 10-20 огромных нефтеносных бассейнах. В течение последнего десятилетия темпы новых открытий резко замедлились. Более того, фактически, в 2005 году добыча обычной нефти в Соединенных Штатах почти прекратилась. С тех пор новое предложение обеспечивалось в основном американской сланцевой нефтью и канадскими нефтеносными песками. Но, как показывает количество банкротств в сланцевом секторе, добыча новых видов нефти связана с повышенным уровнем издержек.

В докладе доктора Мишо признается факт, что сегодня на мировом рынке имеет место избыток предложения. Но Мишо ставит под сомнение пик спроса, вместо этого предсказывая, что в перспективе его рост снова начнет превышать рост предложения, создавая большое давление на резервные мощности, которые сократятся до еще более низких уровней. «Спрос на нефть по-прежнему растет примерно на миллион баррелей в год, и ни в одном из базовых сценариев, которые недавно подверглись оценке, этот показатель не достигает пика ранее 2040 года», – предупреждает Мишо.

Около 81 процента существующих добывающих мощностей в настоящее время находятся в состоянии упадка. Учитывая, что средний темп сокращения добычи колеблется между 5 и 7 процентами в год, что означает потерю примерно 3-4,5 миллионов баррелей в сутки, по оценке Мишо, миру потребуется дополнительный объем около 40 миллионов баррелей в сутки только для поддержания стабильного уровня предложения.

Другими словами, к 2040 году мировому рынку потребуется дополнительный объем нефти, в четыре раза превышающий нынешний показатель добычи в Саудовской Аравии, просто чтобы компенсировать потерю, вызванную истощением месторождений.

Необходимо внести ясность: это мнение противоречит общепринятой точке зрения в отрасли, которая, впрочем, сформировалась лишь в последнее время. Например, компания Suncor Energy только что объявила о снижении на 2,8 миллиарда долларов объема производства на своем новейшем объекте по добыче нефти из нефтеносных песков из-за ожидания долгосрочного нисходящего тренда цены на нефть. «Когда в 2014 году цена обвалилась, я не думаю, что люди осознали, что мы будем буквально падать из года в год, – сказал глава Suncor Марк Литтл в прошлый четверг в ходе пресс-конференции. – Мы буквально скачем то вверх, то вниз, при этом двигаясь по боковому тренду. Глядя на состояние рынков, мы думаем, «эй, да мы же останемся в том же диапазоне в обозримом будущем».

Многие отраслевые аналитики предсказывают сохранение тенденции к снижению цен «на длительный период времени», или даже на неопределенно долгое время. С этими прогнозами согласуется перспектива достижения пика глобального спроса, а также предполагаемый переход от ископаемых видов топлива к альтернативным источникам, который ослабит давление на мировую экономику и предотвратит рост цен на нефть.

Однако, по мнению Саймона Мишо, переход к возобновляемой энергетике может оказаться недостаточно быстрым. Поскольку замедление роста предложения будет происходить на фоне устойчивого роста спроса, результатом такой комбинации базовых факторов может стать значительный рост цен уже в ближайшем будущем, и это представляет серьезный риск для мировой экономики. «Денежная масса и задолженность растут быстрее, чем реальная экономика. Превышение допустимого объема задолженности и паралич экономики представляют в настоящее время вполне реальную угрозу, которая требует перезагрузки глобального масштаба», – предостерегает Мишо. Другими словами, скачок цен на нефть в ближайшие годы может спровоцировать еще один финансовый кризис.

Источник: mixednews.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также