Политики в ЕС обеспокоены усилением глобальной напряженности, которая угрожает импорту ресурсов. Одним из возможных путей решения проблемы может быть наращивание собственной добычи.
Когда европейцы думают о добыче полезных ископаемых, они представляют картинки из прошлой эпохи. За последние 50 лет горнодобывающая деятельность в ЕС превратилась из очень заметной движущей силы европейского экономического роста в малозначимый фактор где-то вне поля зрения.
Но теперь, когда доступ к сырью ставится под вопрос, добыча полезных ископаемых в Европе может резко актуализироваться.
Сегодня ЕС импортирует большую часть используемых ресурсов, а не добывает их самостоятельно. Евросоюз является чистым импортером сырья, по которому с 2002 года наблюдается дефицит торгового баланса. В прошлом году этот торговый дефицит составил 31 миллиард евро.
В то время как добыча полезных ископаемых в остальном мире экспоненциально растет, в Европе этого не происходит, а разработка угля и лигнита вообще сократилась. Это означает, что сейчас на долю ЕС приходится меньшая доля мировой добычи полезных ископаемых, чем несколько десятилетий назад.
Причины, по которым добыча полезных ископаемых в Европе не растет такими же темпами, как в остальном мире, бесчисленны. Некоторые месторождения в Западной Европе полностью выработаны, некоторые руды легче найти в других районах земного шара. Затраты на рабочую силу и инфраструктуру также дешевле за пределами Европы, что означает, что импортировать ресурсы было дешевле, чем добывать их внутри страны.
Европейская горнодобывающая промышленность уже давно жалуется на неравные условия, когда речь заходит о международной конкуренции.
"Существующая добывающая промышленность подвержена международной конкуренции, которая не соответствует принятым в Европе стандартам, а значит - должна быть защищена от агрессивной промышленной и экономической политики", - говорит Корина Хебестрейт из брюссельской промышленной ассоциации Euromines.
Многие опасения связаны с тем, что важные сырьевые товары, импортируемые Европой, поступают из тех регионов планеты, где отсутствует политическая и экономическая стабильность, и ситуацию необходимо исправить, разворачивая добычу этих ресурсов на территории ЕС. В н.в. более 50% основных месторождений находятся в странах с валовым национальным доходом на душу населения $10 в день или менее.
В целом эта ситуация поставила Европу в зависимость от импорта многих видов сырья, необходимых для экономики. И поскольку мир, похоже, скатывается в протекционистскую эпоху, когда поставки могут внезапно прекратиться, многие задаются вопросом, разумно ли было для Европы отказываться от своей внутренней добычи ресурсов.
В мире уже действует более 450 экспортных ограничений на 400 различных видов ресурсов – и это вызывает все большую озабоченность экспертов.
"Опасения нестабильности поставок полезных ископаемых могут стимулировать некоторые страны возобновлять разработку месторождений, которые ранее считались убыточными", - говорит Джейн Коринек, экономист и аналитик по торговой политике ОЭСР. “Если торговая напряженность сохранится и страны захотят защитить себя от рисков, они будут инвестировать больше средств в добывающие отрасли.”
Стратегия ЕС
Европа все еще имеет много ресурсов, несмотря на широко распространенное мнение об обратном. В ЕС добывается более 40 различных металлов и минералов, а также строительный камень, песок и гравий. Месторождения распределены неравномерно, но ресурсы особенно широко распространены на востоке и севере Европы. Вопрос в том, как сделать их добычу более экономически интересной.
Политики ЕС предложили капитализировать то, что европейцы умеют делать особенно хорошо – эффективность. Стандарты охраны окружающей среды и безопасности, гораздо более строгие, чем в развивающихся странах, возможно, увеличили затраты, но они также стимулировали повышение эффективности и производительности труда. Европейские компании в настоящее время находятся на переднем крае инноваций в области получения сырья.
Но проблема заключается в том, что пока основная добыча ведется за пределами Европы, собственный опыт теряется. Это не просто технологии, которые могут уйти из Европы – это также и утечка лучших мозгов. Существует риск того, что знания и образование, в которые инвестировала Европа, пойдут на пользу другим странам.
Для того, чтобы переломить эту тенденцию, Европейская комиссия приняла ряд мер. В рамках инициативы ЕС "Горизонт 2020" она учредила программу по сырьевым ресурсам для финансирования инноваций в горнодобывающем секторе. В частности, в 2014 году учреждена премия FAME в размере 7,4 миллиона евро, которая стимулирует поиск новых способов обработки некоторых руд, широко встречающихся в Европе, таких как пегматиты.
Другие проекты нацелены на практическое внедрение европейских инноваций и исследований в этой области.
"Европейское инновационное партнерство по сырьевым ресурсам работает в различных областях, чтобы увеличить доступ и инвестиции в добычу", - говорит Хебестрейт. "Европейская комиссия работает над обновленной программой по обеспечению доступа к сырьевым ресурсам для европейских промышленных цепочек. Ожидается, что промышленная политика, включающая эти рекомендации, будет обнародована в марте 2020 года.”
Новые инвестиции
Хотя уже наличествует политическая воля, требующая обеспечить безопасность поставок ресурсов, существует также общественное неприятие увеличения добычи полезных ископаемых из-за экологических последствий. Особенно сильна местная оппозиция разработке новых месторождений.
Большим препятствием для новых инвестиций могут быть сами связанные с этим затраты. Разведка горных пород требует много времени и денег. Но есть новая европейская технология, которая может облегчить этот процесс, объединив рентгеновские и 3D-технологии. Над этой методикой работает шведская компания Kista, разрабатывающая проект X-Mine, призванный сократить как затраты, так и время на геологоразведку.
В настоящее время Европейская комиссия сосредоточила свое внимание на сборе информации о месторождениях, имеющихся в Европе, – не обязательно для строительства новых шахт, но и для расширения существующих или их более эффективного использования.
Хебестрейт говорит, что добыча полезных ископаемых в Европе может быть увеличена без открытия новых шахт, используя новые данные и технологии. “Но это требует доразведки при увеличении запасов существующих шахт, это требует инвестиций в современные технологии и это требует углубления в ряде шахт, что требует больше энергии”.
"Городские шахты"
А еще есть сырье, которое ЕС может добывать, даже не копаясь в земле, - утилизационный лом. Эта так называемая "городская добыча полезных ископаемых" привлекает все большее внимание в Брюсселе.
Европейская комиссия сделала “urban mining” одним из основных направлений своей Стратегии возобновляемой экономики. Миллионы тонн ценных материалов, которые теряются в результате захоронений или вывоза за пределы ЕС, - это потерянные возможности для Европы. Вопрос только в том, как их собирать.
В прошлом году была запущена "Платформа городской добычи" (Urban Mine Platform) для создания централизованной базы данных о появлении, запасах, потоках и обработке отходов, включая электрическое и электронное оборудование, транспортные средства с истекшим сроком службы, аккумуляторы и отходы горнодобывающей промышленности. В прошлом году также было принято законодательство ЕС по отходам с повышенными целевыми показателями по переработке отходов в целом и конкретными целевыми показателями по упаковочным отходам – 80% для черных металлов и 60% для алюминия.
Поставленные цели будут, как ожидается, способствовать улучшению дизайна продукции и установлению стандартов максимальной переработки, повышению ответственности производителей, уровня собираемости и изменению поведения потребителей.
Источник: Афтершок