Не так давно, в одном из регионов, департамент поддержки промышленности и предпринимательства решил упростить жизнь предпринимателям. В воздухе витала идея по созданию автоматизированной бухгалтерии для малых предприятий применяющих «упрощенную систему налогообложения» (далее — УСН). Была создана экспертная группа, в которую вошли представители бизнеса, специалисты в области налогового и бухгалтерского учета, программисты и соответственно представители администрации региона.
Все эксперты и участники рабочей группы были достаточно хорошими специалистами в своих областях и глядя друг на друга, мы были полны оптимизма и уверены, что легко справимся с поставленной задачей.
После нескольких весьма бурных заседаний ни один эксперт уже не излучал оптимизм.
Дело в том, что если какая-либо государственная структура предлагает какой-либо продукт или услугу, она должна быть на 100% уверена в ее правильности и корректности. Особенно это актуально, если конечным потребителем является Федеральная налоговая служба (ФНС).
Налоговики имеют свойство проводить различные проверки, выявлять несоответствия и соответственно штрафовать.
Если предприниматель воспользовавшись услугами нашей автоматизированной бухгалтерии получит какой-либо штраф из налоговой инспекции в связи с не корректным исчислением налогов, то скорее всего, он предъявит претензии той организации, которая предоставила ему не качественную услугу, а это как мы помним департамент поддержки предпринимательства.
Таким образом, была поставлена следующая задача:
- продукт должен быть максимально простым, так как пользователи не обладают специальными навыками и знаниями в бухгалтерии
- продукт должен полностью соответствовать не только всем нормам налогового законодательства, но и включать в себя все нормы «положений по бухгалтерскому учету» (ПБУ)
- должна быть исключена возможность какой-либо ошибки при исчислении налогов
Забегая вперед скажу, что продукт так и не был создан. Экспертный совет пришел к выводу о том что «на базе действующего законодательства создать продукт удовлетворяющий всем критериям не представляется возможным, ибо в определенный момент один пункт технического задания будет противоречить другому». Если перевести на русский, то пункты в техническом задании взаимоисключающие, либо просто и дешево, либо правильно и без рисков, но дорого.
Теперь перейдем к самому интересному, к конкретным примерам, которые разбирались на экспертном совете и которые собственно привели нас к неутешительному выводу!
Начнем с самого простого, объект налогообложения «Доходы» ставка 6%.
Казалось бы, что может быть проще, со всех доходов вычесть и заплатить 6%, справится даже ребенок освоивший калькулятор!
Индивидуальный предприниматель собирается писать компьютерные программы и продавать их. Расходов при таком виде деятельности практически никаких нет. Любой бухгалтер или налоговый консультант посоветует такому программисту использовать систему «доходы — 6%».
Наш индивидуальный предприниматель сотрудничал с крупной IT-компанией, которая в свою очередь продавала его программы по всему миру, в том числе через Google play market (Гугл плей маркет). В рамках налоговой проверки этой IT-компании они заинтересовались и нашим ИП-шником. Программист наш, за прошлый налоговый период получил за свои программы 3млн. рублей и соответственно заплатил с них налог 6%, что составило 180.000 рублей.
Налоговый орган, проанализировав договоры в соответствии с которыми проходили сделки квалифицировал их как агентские. И соответственно, обязал нашего ИП-шника учесть в графе доходы все денежные средства от продажи его программного продукта во всем мире. Налоговый орган не смутило то, что наш программист понятия не имел об общей цифре продаж. Более того, в соответствии с его договором с IT-компанией цифра общих продаж являлась коммерческой тайной которой с ним никто не собирался делиться. Инспектор налоговой службы проверяющий IT-компанию заботливо выписала цифру вырученную за продажи интересующих нас позиций, она составила около 16млн.
Не сложно подсчитать, что 6% с 16.000.000 составили 960.000 рублей. Таким образом, налоговые отчисления с 180.000 выросли до 960.000 (в 5,33 раза) и составили около трети от реально полученных ИП-шником денег.
После описания данного случая мнения экспертов разделились. Одни утверждали, что вышеописанный случай экстраординарный и вероятность его повторения один на миллион. Другие же решили обобщить и проанализировать практику по аналогичным случаям. Когда прозвучало предложение провести эксперимент все дружно и решительно поддержали эту идею.
Самый распространенный бизнес применяющий схему с агентскими договорами и ИП-шниками на 6% является таксомоторные перевозки. Было решено вызвать к зданию администрации десять машин такси и задать водителям всего два вопроса:
- знаете ли вы, что должны платить налог не с суммы которая у вас остается после вычета услуг агрегатора (Яндекс такси или какой-нибудь местной службы такси) а со всей суммы которую клиент заплатил за поездку, даже если он оплачивал по безналу и вы не держали деньги в руках?
- когда вы будете заполнять налоговую декларацию какую сумму вы укажите в ней, сумму полученную на руки или общую сумму поездки?
Результаты эксперименты были неутешительные, только один из десяти опрошенных таксистов проявил знание закона и готовность заплатить налоги в полном объеме.
Какой бы идеальной не была система, каким бы идеальным не был алгоритм, их результат всегда зависит от корректности ввода первичных данных. Описанные выше примеры ярко иллюстрируют данную проблему. Налогоплательщик зачастую просто не в состоянии правильно определить величину полученного дохода
После подведения результатов эксперимента многие эксперты осознали, что высота наших знаний и опыта теряются на фоне той пропасти которая представлена человеческим фактором, как со стороны налогоплательщика так и со стороны налоговых органов.
Однако, продолжим наши изыскания, ибо мы мы коснулись лишь «цветочков», а «ягодки» в виде «доходов минус расходы» у нас еще впереди.
Позволю себе привести положение из Налогового кодекса на котором спотыкаются все бухгалтера и мы тому не исключение: «Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются по мере реализации указанных товаров».
При приобретении партии товара обычно предприниматели тут же относят эту сумму к «расходам» это оказывается не совсем верно. Если на 31 декабря из этой партии товара вы реализовали только половину, то и отнести к расходам вы можете только половину от суммы заплаченной за товар. А если у вас производство, сложные технологические цепочки растянутые во времени и несколько сотен наименований, то учет данных операций происходит сложнее чем в традиционной НДС-ной системе.
После того, как все присутствующие осознали смысл данного положения вскочила одна дама, руководитель местного РайПО и произнесла очень зажигательную речь. Её мысль заключалась в следующем: если следовать букве закона, то штат её бухгалтеров нужно увеличить с 3-х до 5-ти человек, и вообще, у них была налоговая проверка в прошлом году и сказали, что все нормально, налоговых инспекторов не должна волновать та фигня которую мы тут обсуждаем.
Для многих предпринимателей применяющих УСН, а также для чиновников, вывод о том что иногда исчисление налога по УСН более трудоемко чем традиционный НДС казалось абсурдным. Однако после обсуждения конкретных примеров они были вынужденны согласиться.
Прелесть применения УСН в том, что данные компании почти что не проверяют, а если и проверяют, то проверки носят формальный характер. Мы специально запросили у присутствующего представителя территориальной ФНС статистику по проверкам. На упрощенцев приходится менее 10% проверок, величина же выездных проверок исчезающе мала.
Организаторы нашего мероприятия выглядели мрачнее тучи. Приглашенные эксперты подкалывали их словами, «добро пожаловать в мир предпринимателей» и предложениями открыть собственный бизнес.
Однако, по закону жанра мы должны были выдать какой-то результат, причем, как водится у чиновников он должен быть позитивным и конструктивным.
Вместо автоматизации и цифровизации департаменту было предложено организовать курсы для предпринимателей и бухгалтеров. Все оказались довольны, перспектива сокращения бухгалтеров плавно трансформировалась в перспективу повышения квалификации руководителей и бухгалтеров, а затем и увеличение рабочих мест в сфере управления.....
Источник: Афтершок