Когда в прошлом месяце американский обозреватель, ветеран вооруженных сил Джим Дин, писал в своей статье для издания NEO о долгом пути Китаю к обеспечению своей продовольственной безопасности, он намеревался увязать это с достижениями России в этом вопросе, которая стала гораздо более независимой в том, что касается продуктов питания для народа. То, что связывает эти державы — это необходимость, прежде чем они смогут достичь своих целей, преодоления последствий американских санкций.
В 2014 году Запад ввел санкции в отношении России, что стало серьезным предупреждением всему миру, и в последующие годы все увидели, что у США растет аппетит на санкции, которые президент Трамп поднял на новый уровень, добавив в список жертв даже Евросоюз.
Позже последовали продовольственные санкции, остановившие растущий импорт России, которая тратила часть своего торгово-энергетического профицита с ЕС в размере 110 миллиардов долларов на то, чтобы иметь возможность наслаждаться европейскими деликатесами. Первоначальные комбинированные санкции привели к непредсказуемости обменного курса, вызвав значительное падение курса рубля, рост инфляции и сокращение импорта.
Ситуация ухудшилась, когда цены на нефть упали со 100 долларов за баррель до 60 долларов, сократив доходы России от экспорта на треть. Россия ввела ответные санкции, ограничившие поставки продовольствия примерно на 10 миллиардов долларов в год, что составляет почти десятую часть российского потребления продуктов питания и четверть импорта. Цены на продукты питания выросли более чем на 23 процента в начале 2015 года, чему так обрадовались западные творцы политики. Но потом случилось то, чего они не планировали.
Весь российский народ сплотился вместе со своим руководством, фермерами и отечественными инвесторами, чтобы нарастить производство продуктов питания внутри страны. Их успех застал Запад врасплох. Зная, что страна находится в трудном положения и причины этого, россияне начали менять свои привычки в еде, отказываясь от более дорогих иностранных продуктов. До 2018 года цены на продукты питания росли медленнее инфляции. Призыв «Купи сделанное в России» победил.
Как россиянам удалось преодолеть продовольственные санкции?
Как и в случае с Ираном, вся страна приступила к работе по организации импортозамещения не только для краткосрочного облегчения ситуации, но и для защиты страны от возможных продовольственных санкций в будущем. Путин всегда хотел увеличить производство продуктов питания на внутреннем рынке, но необходимо было финансировать решение проблем в других областях, в ущерб реализации продовольственных программ.
Взгляните на российский агропромышленный сектор, который принял вызов и добился результатов, которые всех удивили. Инвесторы увидели близкую возможность настоящего бума в сельском хозяйстве. Бюджетные субсидии Москвы на поддержку сельского хозяйства охватили такие сферы, как льготное кредитование, модернизацию молочных заводов и расширение сети железных дорог.
Министр сельского хозяйства Ткачев так описал ситуацию в сельском хозяйстве в 2015 году: «Мы благодарны нашим европейским и американским партнерам, которые заставили нас взглянуть на сельское хозяйство под новым углом и помогли нам найти новые резервы и возможности». И, как сказал Андрей Гурьев из компании «Фосагро», занимающейся производством удобрений: «За один день российский аграрный сектор стал чертовски прибыльным».
Россия стала крупнейшим в мире экспортером зерна в 2016 году, при этом выйдя на второе место по экспорту вооружений с объемом продаж 21 миллиард долларов. Внимание Китая привлекли возможности работы с более надежным и не стремящимся эксплуатировать других торговым партнером с размещением больших заказов сои (для свиноферм Китая) и семян подсолнечника. Россия заменила своим экспортом в Китай поставки американской сельскохозяйственной продукции, по которой Трамп нанес удар введением тарифов.
Теперь Путин хочет удвоить к 2024 году экспорт продовольствия, который в 2018 году составил 25 миллиардов долларов. Конечно, проблемы остаются. Слабый рубль делает импорт зарубежного оборудования более дорогостоящим, как и высокие процентные ставки. Импорт по-прежнему сохраняет определенные ниши в некоторых сегементах, как например, в сегменте поставок сыров, который являются привлекательным для долгосрочных инвестиций.
В российской пшенице меньше белка, чем в ее американском аналоге, но россияне решили просто потреблять немного больше отечественной продукции, чтобы восполнить эту разницу. Несмотря на рост числа людей, обеспокоенных санкциями, с 28 процентов до 43 процентов в 2018 году, около 90 процентов населения предпочитает покупать российские продукты, если цены и качество сопоставимы с западными аналогами. Это дети поколения участников Великой Отечественной войны, которые готовы пойти на небольшие жертвы на благо всех, что давно уже вышло из моды в других частях мира.
Россияне, как и все люди, скучают по иностранным сырным деликатесам. Можно предсказать, что российская сыроваренная индустрия когда-нибудь будет поднимется до мирового уровня. Но на это потребуется некоторое время.
В СМИ сообщалось об одном бизнесмене, который ввез в Россию тысячу коз, товар, не входящий в санкционный список, чтобы наладить у себя производство сыра высшего сорта. Он видит перспективу в будущем, даже когда санкции будут сняты. Русский народ всегда справлялся со всеми трудностями.
Источник: mixednews.ru