Доля Африки в мировых запасах нефти достигает 12%, природного газа - 8%. Это огромные цифры с учетом того, что геологоразведка в регионе еще продолжается, а запасы международных корпораций в других странах истощаются.
Пока в Африке только BP, Total и "ЛУКОЙЛ" (доля не менее 50%) выступают в проектах в качестве операторов и владельцев мажоритарной доли.
"ЛУКОЙЛ" инвестирует в разработку месторождений континента около $1 млрд ежегодно. Российская компания - оператор двух проектов в Египте, участвует в проектах в странах Гвинейского залива: Гане, Камеруне и Нигерии.
"Роснефть" с 30%-й долей участвует в концессионном соглашении на разработку месторождения Zohr в Египте в партнерстве с Eni, ВР и Mubadala. В октябре 2017 г. "Роснефть" закрыла сделку по приобретению 30%-й доли в газовом месторождении Zohr за $1,1 млрд.
В сентябре 2018 г. производственные мощности проекта Zohr были увеличены на 25%, а в мае 2018 г. "Роснефть" совместно с партнерами ввела в эксплуатацию третью очередь завода по подготовке газа на проекте Zohr.
"Роснефть" участвует и в другом африканском проекте – в освоении нефтегазовых месторождений на шельфе Мозамбика.
Компания изучает возможность работы вместе с партнерами из Нигерии.
"Газпром" совместно с алжирской госкомпанией Sonatrach ведет разведку на участке Эль-Ассель в нефтегазовом бассейне Беркин. Доказанные запасы природного газа Алжира составляют 4,5 трлн куб. м, нефти - 1,5 млрд тонн.
Дочерняя компания "Газпром нефти" - сербская NIS - участвует в проекте геологоразведки на шельфе Анголы. "Татнефть" ведет геологоразведку в Ливии.
Успешней остальных в регионе работает британская BP и французский энергетический гигант Total. В феврале Total обнаружил крупное месторождение Brulpadda у южного побережья Южной Африки с потенциалом запасов газа и газового конденсата объемом в 1 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Африканская энергетическая палата (AEC) заявила, что открытие может изменить курс экономики ЮАР и помочь снизить зависимость страны от импорта нефти и природного газа.
BP в Африке совместно с Sonatrach и Statoil добывает нефть и природный газ в Алжире и на шельфе Анголы в объеме около 190 тыс. баррелей нефти в сутки в Анголе и 10 тыс. баррелей в сутки в Алжире. В Египте на долю BP приходится 10% добычи нефти и 40% газа в стране.
Перспективы
По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), с 2018 по 2040 гг. инвестиции в разведку и добычу нефти и газа на континенте превысят $2 трлн, и российские компании могут занять в регионе достойное место.
Крупнейшие экспортеры нефти в Африке – Нигерия, Ангола, Ливия, Алжир.
Алжир по доказанным запасам нефти занимает третье место в Африке после Ливии и Нигерии.
Месторождения полезных ископаемых в Африке
Африка обладает огромным потенциалом для СПГ-проектов. Ежегодно в регионе сжигается до 30 млрд куб. м попутного газа в год. Из них 17 млрд куб. м сжигает Нигерия, что больше, чем страна потребляет для экономики.
Около 70% газовых ресурсов Африки расположено на глубоководном шельфе, и лишь 18% - на суше.
Запасы сланцевого газа в Африке оцениваются в 11 трлн куб. м, большая часть из них в ЮАР. По оценке МЭА, Нигерия, Южная Африка, Ангола, Мозамбик и Танзания (африканские страны, расположенные к югу от Сахары) увеличат к 2040 г. добычу газа на 175 млрд куб. м. В Алжире запасы сланцевого газа оцениваются в 19,5 трлн куб. м.
США за это период могут увеличить добычу на 240 млрд куб. м, а Россия - на 130 млрд куб. м, по оценке МЭА.
К слову, Алжир занимает второе место в Африке по запасам газа (4,5 трлн куб. м) после Нигерии с запасами в 5,25 трлн куб. м.
По прогнозам МЭА, в целом добыча газа на континенте с 2017 по 2040 гг. вырастет на 3,7% до 498 млрд куб. м в год. Только один Алжир планирует удвоить добычу газа. Для сравнения: Россия поставила в Европу в 2018 г. 550 млрд куб. м газа.
Если "Роснефть" обнаружит коммерческие запасы газа на шельфе Мозамбика, то у российской национальной компании наиболее хорошие перспективы для СПГ-проекта, считает эксперт Центра энергетики Московской школы управления Сколково Екатерина Грушевенко.
Есть перспективы и в Египте.
"Для "Роснефти" именно Zohr сегодня является главным драйвером роста газодобычи в условиях отсутствия стимулов к наращиванию добычи газа в России", - отметила Грушевенко.
Пока "Роснефть" намерена покрыть растущий спрос в Африке на поставки СПГ: компания в 2018 г. подписала 12-летний контракт на поставки сжиженного газа в Гану в объеме около 1,7 млн тонн в год.
Не отстает и "ЛУКОЙЛ": компания нацелена на СПГ-проекты в Конго и Камеруне.
Риски и проблемы
Африканский континент остается нестабильным регионом с межнациональными и региональными проблемами. Пока российские компании увереннее себя чувствуют в Северной Африки: в этой части континента возможна реализация проектов при поддержке военных.
Восточная Африка по-прежнему опасна для инвесторов: нередки военные конфликты и споры между Суданом, Кенией и Эфиопией, между Кенией и Сомали, между Угандой и Конго.
Правительства и власть нестабильны, высока коррупция.
Нет достаточных данных о ресурсах.
"Геологическая изученность Африки достаточно разноплановая: есть страны, где геологическая изученность составляет 60%, а есть где всего 10%. Поэтому вопрос изученности и перспектив для африканских стран очень важен", - отметил Сергей Горьков, генеральный директор, председатель правления АО "Росгеология".
"Самая главная проблема, которая есть на африканском континенте, – они много хотят развивать, но главный вопрос, за счет чего. И в некоторых странах это изменилось, в некоторых странах, таких как Нигерия, Южная Экваториальная Гвинея, они имеют возможности платить сами, какие-то страны имеют меньше возможностей, но здесь важно, что труд должен быть оплачен, - заявил Горьков телеканалу "Россия 24". - Мы не осуществляем работы в кредит в непонятном виде. Мы не исключаем возможности работы с банками, например это Африканский банк развития, который может финансировать такие проекты, и мы ведем такие переговоры с банком, что этот банк может финансировать проведение геологоразведочных работ. Или мы можем осуществлять геологоразведку в партнерстве с другими компаниями, например с российскими компаниями или международными компаниями. Рынок на самом деле гигантский. Много стран, много типов полезных ископаемых".
Соглашения "Росгеологии" со странами Африки
"Потенциал у нас большой, но он остается неизученным. Что происходило в прошлом? Мы всегда находились в невыгодном положении, потому что нам не принадлежали данные, информация. Инвесторы, как правило, приходили и говорили нам о количестве и о качестве природных ресурсов и общались с нами с позиции силы. Мы не знали ситуацию в собственной стране", - отметил Фодай Радо Иоки, министр горнодобывающей промышленности и минеральных ресурсов Республики Сьерра-Леоне
"Россия - Африка"
Экономический форум "Россия - Африка" прошел с 23 по 24 октября 2019 г. в Сочи на полях саммита "Россия — Африка".
В документе отдельным пунктом отмечено решение "содействовать развитию сотрудничества в сфере обеспечения энергетической безопасности, в том числе диверсификации энергоресурсов, использованию возобновляемых источников энергии, а также реализации совместных проектов в области гражданской атомной энергетики; продолжить взаимовыгодное взаимодействие в нефтегазовой сфере".
Реализации нефтегазовых проектов в Африке поможет и другой пункт декларации: "Оказывать необходимую помощь крупным российским компаниям, работающим на африканских рынках, и предпринимателям из африканских государств, планирующим осуществлять свою деятельность в Российской Федерации, путем взаимного улучшения инвестиционного и делового климата, предоставления возможных адресных преференций".
"Этот континент очень сильно меняется. На первый план, безусловно, выходят проблемы социальные, проблемы, связанные с тем, чтобы благосостояние людей росло, и никто в Африке не хочет, чтобы просто какие-либо компании выходили и вели простую добычу того или иного сырья, для того чтобы вывозить его с континента и оставлять условные налоги", - заявил Дмитрий Кобылкин, министр природных ресурсов и экологии России.
Источник: vestifinance