Аналитика

пленарное нейтральное бюджет

Информационные агентства, когда пишут о принятом сегодня в первом чтении проекте бюджета, концентрируются на макро-показателях: уровень профицита, заложенная в бюджет инфляция, прогнозная цена на нефть. Это — нормально, но самое интересное в процессе принятия бюджета заключается в усилиях Госдумы по изменению нескольких российских "бюджетных традиций", которые оказывают токсичное воздействие на экономику.

Президент Путин сделал ставку на национальные проекты — это наш рывок в высокотехнологичное будущее. Вчера, как раз перед обсуждением бюджета, Вячеслав Володин рассказал о статистике финансирования национальных проектов: "На конец сентября максимальное количество средств, которое перечислено в регионы и в рамках национальных проектов использовано, составляет около 70%, а минимальное — в пределах 10%".

Если так будет продолжаться, то национальные проекты или вообще не будут реализованы, или у них будет неравномерная географическая реализация: грубо говоря какие-то регионы уедут в высокотехнологичный XXI век, какие-то откатятся в век XIX. Эту ситуацию надо изменить.

Наверное, все знают шутку про "неожиданно зима пришла в декабре". К сожалению, это — не шутка. Оказывается, "тема перечисления средств на дорожные работы — и в этом году желает лучшего — 40% на конец сентября".

Возникают опасения, что те, кто выстраивал эту систему финансирования не знают, что в России укладывать асфальт в период с октября по декабрь — не самая лучшая идея.

Судя по тому диалогу по линии "парламент — правительство", который можно было наблюдать сегодня, проект бюджета будут "допиливать" с прицелом на то чтобы, во-первых, деньги поступали в регионы в начале года, а не в конце, а во-вторых, чтобы "бюджетное масло" размазывалось по регионам более ровным слоем, ибо семикратный разрыв в бюджетной обеспеченности богатых и бедных регионов — это не комильфо. Более того, это угроза социальной стабильности, которую нужно ликвидировать превентивно.

На мой субъективный взгляд, самая интересная новация в бюджетной политике, которая может многое изменить в плане эффективности расходования бюджетных рублей, была предложена прямо на заседании: "У нас по итогам девяти месяцев есть примеры, когда по ряду ведомств средства не израсходованы на 90% в рамках нацпроектов, – обратился Председатель ГД к Антону Силуанову. – Может быть, предусмотреть возможность – мы вносим поправки в закон о бюджете по итогам полугодия, и там, где средства не расходуются, взять и оперативно их перебросить на другие статьи»".

Подход представляется логичным: мало что может заставить профильных чиновников действовать активнее, чем перспектива того что раз в полгода Госдума будет перераспределять на социальные нужды регионов то, что министерства не смогли освоить.

И последнее: хорошая новость для инвесторов в российские "красные фишки" (компании с контролирующим государственным участием) — политика роста дивидендов этих компаний уже вписана в бюджет, а значит, дальше активно пойдет процесс стимулирования менеджмента к улучшению дивидендной политики. От этого выиграет и государство и инвесторы.

Источник: crimsondigest

Государственная Дума поддержала проект бюджета на 2020–2022 годы

Как сообщил в ходе заседания Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, очень важно, что в обсуждении бюджета принимают участие все руководители фракций и большинство депутатов, «но ряд наших коллег отсутствует». 

«Вчера мы изучали вопрос обеспеченности регионов. Мало кто верил, что разговор состоится. А ряда депутатов не было. Депутат должен в этот день в любой ситуации принимать участие в обсуждении. Болезнь – единственное, что может быть аргументом», — сказал он.

 

Ранее депутаты обозначили перед Правительством РФ четыре приоритета, которые должны были найти отражение в работе над бюджетом. Это своевременное поступление средств в регионы, преодоление разрыва в бюджетной обеспеченности территорий, создание условий для реализации инвестиционных проектов в субъектах Федерации и развитие сельских территорий. По всем четырем вопросам удалось выйти на конкретные решения. Так, 10 дотационных регионов получат дополнительные бюджетные дотации на выравнивание.

Кроме того, вместе с проектом бюджета будет принято развернутое постановление, в котором определены направления корректировки бюджетной политики. В частности, Правительству рекомендовано до 1 декабря 2019 года принять нормативные акты о правилах предоставления и распределения трансфертов бюджетам регионов и до начала года заключить с территориями соглашения о направлении средств из бюджета. Еще Правительству совместно с Комитетом по бюджету и налогам предложено до 1 декабря подготовить в Бюджетный кодекс изменения, которые позволят регионам своевременно получить трансферты.

Нацпроекты и социальная направленность

Первый заместитель Председателя Правительства РФ — Министр финансов Антон Силуанов отметил, что бюджет предусматривает стимулирующую роль бюджетной политики, потому что через госбюджет перераспределяется очень много ресурсов — так, 35,1% ВВП перераспределяется через государственный бюджет. Это означает, что государство сконцентрировало ресурсы для выполнения ключевых целей, и сделано это без ущерба сбалансированности бюджета, подчеркнул Антон Силуанов. Эта устойчивая бюджетная конструкция позволяет выполнять все обязательства, указал он.

Министр сообщил, что 2 трлн рублей в 2020 году будет направлено на нацпроекты, что на 200 млрд больше, чем в текущем году. В 2022 году — уже 2,7 трлн.

Социальная составляющая бюджета очень важна, сказал он. В частности, серьезные средства направляются на здравоохранение, особенно на первичку. В следующем году впервые также предусматриваются средства на лекарственное обеспечение людей, которые имеют заболевания сердечно-сосудистой системы, инфаркты, на терапию для таких людей. Дополнительные средства есть и на вакцинацию.

На 50 млрд рублей увеличивается по сравнению с текущим годом финансирование образования, сообщил Министр.

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин также сказал, что устойчивость бюджетной системы значительно возросла. 

При этом, по мнению Счетной палаты, из‑за отсутствия индексации выплат работающим пенсионерам параметры роста пенсий, заложенные в прогноз до 2022 года, могут не обеспечить выполнение Указа Президента. Также Алексей Кудрин отметил, что есть проблема по получению доходов от дивидендов госкомпаний: «Мы опять обращаем внимание на риски завышенных доходов по дивидендам, снова стоит [на 2020 год] 543 млрд рублей».

Повышение эффективности расходования средств

В ходе обсуждения бюджета Вячеслав Володин вновь напомнил о важности повышения эффективности расходования бюджетного рубля. 

«Вы стали активным сторонником принятия решения о повышении эффективности расходования бюджетных средств. У нас по итогам девяти месяцев есть примеры, когда по ряду ведомств средства не израсходованы на 90% в рамках нацпроектов, – обратился Председатель ГД к Антону Силуанову. – Может быть, предусмотреть возможность – мы вносим поправки в закон о бюджете по итогам полугодия, и там, где средства не расходуются, взять и оперативно их перебросить на другие статьи». В частности, по его словам, такие средства могут быть потрачены на обновление парка машин скорой помощи, школьных автобусов, коммунальной техники и т. д.

В рамках обсуждения бюджета Вячеслав Володин также поднял вопрос бюджетной обеспеченности законопроекта о горячем питании для школьников младших классов. 

Так как проект будет рассматриваться в первом чтении в четверг, 24 октября, затраты на его реализацию еще не предусмотрены в расходной части проекта бюджета на трехлетку.

«Речь идет о принятии законопроекта об обязательном горячем детском питании в младших классах. 20 млрд рублей — расходы на реализацию этого закона», — сказал он и обратился к Антону Силуанову с просьбой учесть этот момент при работе над проектом федерального бюджета ко второму чтению.

Антон Силуанов отметил, что ему необходимо провести консультации по этому вопросу.

О подготовке ко второму чтению

При подготовке поправок в рамках второго чтения Правительству рекомендовано, в частности, подготовить предложения по стимулированию инвестпроектов в регионах, в том числе за счет частичного погашения долгов по бюджетным кредитам. Предложения депутатов, включенные в постановление ГД с целью проработки ко второму чтению бюджета, касаются также развития сельских территорий, обеспечения жильем детей-сирот, поддержки издания социально значимой книжной продукции.

Еще одним вопросом второго чтения должно стать обеспечение регионов школьными автобусами, автомобилями скорой помощи, коммунальной техникой.

Срок подачи поправок ко второму чтению бюджета — до 4 ноября. Второе чтение — 19 ноября.

Источник: duma.gov.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Читайте также

Также вы можете выбрать удобную форму участия и поддержки нашего проекта по ссылке ниже

Участие в проекте "Закон Времени"