Доллар давно возвышается над мировыми рынками и финансами. Но на фасаде здания начали появляться трещины.
Выдающаяся роль доллара в государственных запасах и международной торговле огромна и вряд ли скоро исчезнет. Но последние данные МВФ о резервах центральных банков показывают незначительный сдвиг прочь от доллара, который, по мнению аналитиков, может сигнализировать о переосмыслении политических рисков, связанных с американскими активами.
«Центральные банки ослабляют «непомерные привилегии доллара», говорит ведущий международный стратег Deutsche Bank в Нью-Йорке Алан Раскин. «Политика начинает вмешиваться так, что это потенциально может начать представлять проблемы доминированию доллара».
В последние пять лет Россия также предпринимала целенаправленные усилия для ухода от доллара в качестве валюты для торговли и платежей.
В прошлом месяце в своем ежеквартальном отчете о резервах центральных банков МВФ заявил, что доля мирового общего объема, выраженная в долларах, во втором квартале этого года составила всего 62 процента, что на 0,76 процента меньше, чем за тот же период годом ранее. Резервы в евро составляют 20 процентов.
Хотя это и небольшое снижение, кажущаяся устойчивость обманчива. Как указывает Раскин, в течение этого квартала доллар был самой высокодоходной валютой в развитом мире. Теоретически, это должно было привлечь инвестиции быстрее, чем в другие валюты.
Вместо этого управляющие резервами центрального банка накопили за год всего на 3,5 процента больше долларов, что значительно меньше юаня (17 процентов) и даже фунта (8 процентов) несмотря на проблемы последнего с Брекситом.
Снижение доли доллара представляет «голосование официального сектора против ‘исключительности’ Америки», говорит Раскин. С его точки зрения, эти данные должны дать американским политикам паузу, чтобы пересмотреть законы о налогообложении покупок иностранцами американских активов, санкций, основанных на международном использовании доллара, и планах по ограничению доступа к американским рынкам капитала. Все эти действия могут ослабить влияние доллара.
В августе глава Банка Англии Марк Карни предупредил политиков, что, помимо того, что он является доминирующей валютой для выставления счетов и расчетов по международной торговле, две трети мирового объема ценных бумаг и официальных валютных резервов выражены в долларах. Это делает экономические события в США основным источником влияния на денежно-кредитную политику в других странах, особенно на развивающихся рынках.
Аналитики Goldman Sachs говорят, что в течение 2017 и 2018 годов долларовые резервы упали почти на 4 процентных пункта. В то же время управляющие резервами продолжали увеличивать свои активы в юанях и японских иенах, особенно в странах c нестабильными политическими отношениями с США.
«Пока что эти потоки достаточно сконцентрированы. На долю России в 2018 году пришлось около 70 процентов новых запасов юаня, а в 2019 году около 40 процентов резервов в юанях набрали Бразилия и Чили», говорит экономист Goldman Sachs Майк Кэхилл.
США все чаще используют доминирование доллара в своей внешней и торговой политике. В ответ на это идеи о том, чтобы часть нефти продавать в евро, становятся все более популярными.
Глава валютно-экономического департамента в Банке международных расчетов Клаудио Борио в своем выступлении в начале этого года предположил, что перевод торговли нефтью и расчетов по ней на евро вместо долларов «может ограничить сферу действия внешней политики США».
В течение последних пяти лет Россия также предпринимала целенаправленные усилия, чтобы отойти от доллара как валюты для торговли и платежей и уменьшить влияние растущего доллара на свою экономику.
Но перед центральными банками стоит сложный выбор. Ни евро, ни юань не обладают той глубокой ликвидностью, которую предлагают долларовые рынки. Доходность государственных облигаций еврозоны глубоко отрицательна, тогда как юань остается под жестким контролем китайского правительства, несмотря на недавние усилия по либерализации.
Некоторые руководители центробанков обратили свой взгляд на золото. В докладе Всемирного золотого совета и аналитического центра OMFIF в сентябре подчеркивалось, что центральные банки скупают желтый металл в объемах, которые в последний раз наблюдались во времена Бреттон-вудских соглашений, когда обменные курсы были привязаны к доллару.
«Если смотреть в перспективе 1-2 лет, то едва ли какой-то актив мог бы занять доминирующее положение доллара. Но с точки зрения одного-двух десятилетий, стоит принять во внимания другие соображения», говорит Раскин.
Источник: mixednews.ru