Экс-советник президента России Сергей Глазьев, занявший теперь пост министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), рассказал в эфире "Пронько. Экономика" о задачах и целях на новом посту. Он также прокомментировал возможность создания наднациональной валюты и нынешнюю роль рубля в экономике союза.
В разговоре с Юрием Пронько в авторской программе "Пронько. Экономика" Глазьев отметил, что за десять лет работы Таможенного союза, с 2009 года, принято почти 4000 решений.
"Они все принимались консенсусом. На моей памяти, может, десяток решений, по которым не удавалось договориться, и государства спорили друг с другом, создавали процедуры урегулирования этих споров. То есть это меньше одной тысячной процента. Фактически у нас абсолютно доминирует общий интерес. И каждое государство находит в общем рынке для себя возможности дополнительного наращивания конкурентных преимуществ, в том числе в сфере создания совместных продуктов и организации совместных производств", - отмечает Глазьев.
Однако, по его словам, внутри происходит недооценка - не было счастья, так несчастье помогло. Только когда против России ввели экономические санкции, страна всерьёз начала заниматься импортозамещением.
Интервью Сергея Глазьева"И мы сразу получили в некоторых направлениях взрывной эффект. А так ведь доминировала концепция, навязанная валютным фондом, международным, о том, что не надо заниматься промышленной политикой, научно-технической, что международный капитал всё это знает лучше и сделает лучше за нас, поэтому давайте условия создавайте для иностранных инвесторов, они за вас всё сделают, построят вам заводы, и будете жить, ни о чём не думая. Вот эта утопическая картина мира на сегодня всё-таки развеялась как дурной туман", - говорит Глазьев.
Что касается появления наднациональной экономической валюты, общей валюты, то Глазьев подчеркнул, что все заинтересованы в переходе на расчёты в национальных валютах.
"Об этом говорилось в Ереване, например на последней встрече глав государств, и то, что, по меньшей мере для России, доллар стал токсичной валютой, и для нас торговля в долларах обременена очень большими политическими рисками, уже стало для всех очевидным. Поэтому первое направление, которое мы фактически сегодня пытаемся реализовать, и делается это достаточно плохо, - это перевод нашей взаимной торговли на национальную валюту. Понятно, что вес национальных валют во взаимной торговле определяется соотношением экономик. Чем больше экономика, тем ликвиднее, тем привлекательнее её валюта, тем больше можно за неё купить. Совершенно естественно, что после вытеснения доллара, иностранных валют из сферы взаимной торговли, рубль естественным образом занимает доминирующее положение. Поэтому позиция российских денежных властей заключается в том, что рубль является первоклассной мировой валютой, свободно конвертируемой, удовлетворяющей всем требованиям валютного фонда, достаточно востребованной с учётом спроса на российское сырьё на мировом рынке", - отмечает министр.
Он добавил, что вопрос наднациональной валюты обсуждался, но пока его не сочли сильно актуальным.
"Решено к этому вопросу вернуться после 2025 года, после создания общего финансового рынка. Вообще планы интеграции в сфере услуг у нас рассчитаны до 2025 года. И, в частности, будет создаваться общий финансовый рынок, который де-факто уже существует. Но де-юре наши национальные регуляторы имеют множество ограничений по различным видам финансовых услуг. Скажем, лицензия российского ЦБ по большинству финансовых услуг не даёт вам возможности работать в других государствах Евразийского союза, и наоборот. Поэтому здесь много технических вопросов, связанных с тем, чтобы регуляторы признавали решения друг друга. Но мы с вами понимаем, что финансовый рынок - это не только регулирование. Это и кредиты, это и процентные ставки, это и курсы валют и так далее. Поэтому сейчас важно обеспечить некоторые очевидные вещи. Во-первых, стабилизацию обменных курсов", - поясняет Глазьев.
Он напомнил, что, когда рубль резко девальвировался, это принесло огромный ущерб всему делу евразийской интеграции.
"Никто этого не ожидал. И я, как специалист, могу сказать, что для этого и не было жёстких оснований… девальвации, это просто результат непрофессионализма людей, которые были обязаны заниматься регулированием валютного рынка. Они просмотрели манипулирование рынком, они не сделали вовремя интервенции, в итоге рубль улетел гораздо ниже, чем он мог бы удержаться. Фактически это во многом обесценило ту работу, которую мы вели до 2014 года", - говорит экс-советник.
Глазьев подчеркнул, что современные технологии позволяют создать некий цифровой наднациональный денежный инструмент, но он не хочет называть это наднациональной валютой. Этот инструмент позволит подвести под общий знаменатель взаимную торговлю.
"То есть он будет привязан к корзине наших валют, он не должен быть привязан к доллару или к какой-то другой, третьей валюте, потому что, когда мы сегодня смотрим статистику взаимной торговли, она измеряется в долларах, а курс валют колеблется очень сильно каждый день, надо понимать, что это крайне недостоверная статистическая информация. Чтобы правильно измерять, необходимо измерять в национальных валютах, которые отображают покупательную способность соответствующих рынков, где реально ведутся расчёты. Поскольку у нас до сих пор даже при расчётах в национальных валютах очень часто используется доллар или евро в качестве валюты цены сделки, то говорить о том, что мы полностью отказались от иностранных валют, невозможно. Потому что пересчёт национальной валюты происходит в этих случаях через кросс-курс. То есть сначала считается, сколько стоит российский товар в долларах, потом пересчитывается, сколько он будет стоить в сомах или в тенге", - пояснил Глазьев.
США рубят долларовый сук
Ранее президент России Владимир Путин указал на то, что, вводя ограничения на использование доллара, США пилят сук, на котором сидят. Это может обернуться катастрофой для американской экономики. Доллар долгое время пользовался большим доверием во всём мире, став универсальной валютой. Но теперь он стал инструментом политической борьбы, что не нравится остальным игрокам.
Россия и ряд других стран приступили к дедолларизации экономики, что позволит им защититься от непредсказуемых шагов Штатов. "Своими руками начали пилить сук, на котором сидят. Так скоро они грохнутся", - поведал глава государства.
В частности, на днях Россия и Турция подписали документ, который позволит сторонам расплачиваться друг с другом в рублях и лирах. Как считают эксперты, соглашение является ещё одним ударом по США и поддержкой кампании по дедолларизации.
Другие страны подтянутся?
В октябре прошлого года Владимир Путин провёл переговоры с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. Главным событием встречи стало подписание контракта на поставку ЗРК С-400 за 5 миллиардов долларов, причём индийская сторона рассчитается с партнёрами рублями.
При этом, как сообщал посол России в Тегеране Леван Джагарян, российская и иранская стороны полностью отказались от операций в долларах. Подобный процесс не является лёгким, однако банковские структуры двух стран имеют достаточный потенциал.
Источник: tsargrad.tv