Аналитика

Литва, ведущая яростную борьбу за «газовую независимость» от РФ, покупает российский СПГ. Просто потому, что это выгодно.

Плавучий терминал Independence.Плавучий терминал Independence. © / Кадр youtube.com

История об избавлении Литвы от российского природного газа, продолжающаяся все последние годы, получила новый поворот.

Танкер идет в Клайпеду

По данным издания «Коммерсант», в республику 16 сентября прибудет первая крупнотоннажная партия российского сжиженного газа с завода «Ямал СПГ».

Газ везет танкер Stena Clear Sky, вышедший 12 сентября из терминала Монтуар во Франции и направляющийся в Клайпеду.

Отправителем груза является французская компания Total, а сведения о получателе в Литве расходятся — называются компании Ignitis и Achema, однако их представители не дают комментариев

Компания Total с российским «Новатэком», в рамках которого и доставляется сжиженный газ с завода на Ямале. Партию, которая затем была отправлена в Литву, доставило во Францию судно Yamal Spirit.

Терминал «Независимость»

Многие годы политики в Литве говорят о необходимости избавления от «российской газовой зависимости». Основные потоки газа в республику шли по трубопроводам из России, что официальный Вильнюс неоднократно объявлял стратегической угрозой.

Альтернативой был объявлен сжиженный природный газ (СПГ), который предполагалось закупать у западных поставщиков, прежде всего у Норвегии и США.

Для приема «демократического газа» в ноябре 2014 года компания Klaipėdos Nafta арендовала сроком на 10 лет только что построенный южнокорейской Hyundai Heavy Industries плавучий терминал Independence, что в переводе означает «Независимость».

Стоимость аренды Independence составляет около 60 миллионов евро в год. Эти деньги закладываются в стоимость газа для литовских потребителей.

Литовские политики, рапортуя об открытии терминала, заявляли о большом успехе — более республика не будет зависеть от российского газа. Однако скоро начались определенные проблемы.

Соседи не проявили солидарности

Литва рассчитывала, что ее СПГ-терминал станет региональным газовым хабом, в связи с чем попыталась внести его в список проектов общего интереса Европейского Союза. В случае одобрения Вильнюс рассчитывал получать из Брюсселя до 100 миллионов евро дополнительных субсидий.

Однако в ЕС указали на то, что в действительности соседи не проявляют никакого интереса к литовскому терминалу. Польша, на которую делался главный расчет, обзавелась своим СПГ-терминалом, самостоятельно решает вопросы с топливом и Латвия с Эстонией.

В соседней Латвии тоже много говорят об отказе от российского топлива, но продолжают потреблять газ из России. Но если раньше это делала напрямую компания Latvijas gāze, теперь на рынке появилось еще несколько крупных фирм, которые торгуют... тем же российским газом, но выступая в качестве посредников.

Почему латыши не прониклись предложением Вильнюса? Все очень просто — покупать у литовцев сжиженный газ вместо российского трубопроводного элементарно дорого. Так что в Риге сказали: спасибо, не нужно.

О рентабельности проекта Independence говорят такие показатели: технический минимум загрузки мощности терминала составляет 20 процентов, фактический же уровень загруженности за годы эксплуатации составил менее 30 процентов.

Ничего личного, только бизнес

Предприятия Литвы не слишком заинтересованы в газе с терминала. Настолько, что власти приняли закон, заставляющий компании закупать в терминале не менее трети от потребляемого ими газа.

Несмотря на то, что цена газа для потребителей в Литве более чем в два раза выше, чем в соседней Польше, проект СПГ-терминала балансирует на грани минимальной рентабельности. В первые месяцы 2019 года и вовсе были зафиксированы серьезные убытки.

Логично, что в такой ситуации у литовцев появилось желание покупать СПГ подешевле. И достаточно быстро выяснилось, что на рынке есть сжиженный газ, который приобретать выгоднее, чем американский и норвежский.

По данным портала Myshiptracking.com, 31 августа 2019 года к СПГ-терминалу в Клайпеде прибыл танкер Coral Energice под флагом Нидерландов. По данным оператора терминала, танкер доставил 10 000 кубометров газа. Судно прибыло из российского порта Высоцк, где расположен завод газовой компании «Новатэк».

10 000 кубометров — не самый большой объем, но за август это была уже третья подобная поставка из России.

Еще весной 2019 года в парламенте Литвы всполошились депутаты — местные СМИ сообщили о том, что танкеры с российским газом причаливают к СПГ-терминалу в Клайпеде все чаще и чаще.

«Бизнес, связанный с Кремлем, не первый раз пытается незаконно обойти санкции Запада против России. Особое беспокойство вызывает то, что литовские государственные компании могут быть вовлечены в этот процесс», — приводит слова депутата литовского парламента Лауринаса Касчюнаса.

Парламентарии потребовали запретить местным предприятиям использовать российский сжиженный природный газ.

«Борьба за газовую независимость» обернулась бессмысленной тратой денег. Но Вильнюс этого не признает

Литовские бизнесмены, слыша подобное, вертят пальцем у виска — мало того, что их и так заставляют переплачивать, буквально принуждая покупать объемы газа с терминала в Клайпеде, так еще и пытаются запретить приобретать более выгодное топливо.

Пока о запрете только говорят. Но прибытие Stena Clear Sky наверняка вновь вызовет истерику у политиков. Если на судах из Высоцка прибывало по 10 000 кубометров газа, то сейчас речь идет о 173 000 кубометров.

Вообще-то никакого повода для скандала нет. В 2018 году в условиях аномально холодной зимы газ с Ямала, правда через посредников, приобретали Соединенные Штаты. Потому что санкции санкциями, а холод холодом.

Однако если официальный Вильнюс во всеуслышание объявит, что российский сжиженный газ покупать выгодно, придется признать, что весь этот карнавал с «борьбой за газовую независимость» был лишь бессмысленным выбрасыванием сотен миллионов долларов евро на ветер.

На такое литовские политики пойти не могут.

Источник: aif.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Читайте также

Также вы можете выбрать удобную форму участия и поддержки нашего проекта по ссылке ниже

Участие в проекте "Закон Времени"