В одном из районов Татарстана реализуется проект «Цифровая деревня» — платформа помогает самозанятым становиться курьерами, сельчанам пользоваться теми же товарами и услугами, что и жители города, а производителям получать кэшбэк за продажу товара.
Резидент бизнес-инкубатора Казанского ИТ-парка строит в Рыбно-Слободском районе «Цифровую деревню». Проект предлагает жителям сел такие сервисы, как онлайн-заказ товаров и услуг, продажа фермерской продукции с кэшбэком, поиск работы, консультации для бизнеса, возможность зарабатывать на доставках товаров по принципу Uber — и все на одной платформе. Для масштабирования эксперимента во всех районах Татарстана молодому аспиранту Булату Замалиеву требуется 15 млн рублей. Проект получил одобрение Президента Татарстана Рустама Минниханова.
«ДЕРЕВНЯ УМИРАЕТ, ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ПРЯМО»
Проект «Цифровая деревня» зарождался в 2017 году как платформа для получения госуслуг и удаленных консультаций жителями даже самых маленьких сёл — что-то вроде многофункционального центра, только онлайн. С ним Булат Замалиев выиграл конкурс Google и получил предложение о работе в офисе корпорации в Москве, но аспирант ИТИСа КФУ предпочел остаться в родной республике и помогать обществу, а не только работать ради выгоды.
24-летний парень родился в Казани, но, «как принято у консервативных татар», проводил все лето в деревне — селе Большой Салтан Рыбно-Слободского района, где дедушка с папиной стороны был имамом мечети. Дедушка научил его ездить на машине, молиться — в общем, с этим временем у молодого человека связаны очень сентиментальные и значимые воспоминания.
«Не помню, чтобы именно в детстве я видел какие-то проблемы на селе. Наоборот, тогда еще для меня деревня была достаточно живая, динамичная. Очень хотел обратно вернуться, каждый раз не хотелось уезжать в город. Чувствовалось, что это не что-то такое угасающее, а жизнь там была», — вспоминает он.
Но уже в более осознанном возрасте аспирант начал видеть, что деревня уже не та, что раньше: безработица, отсутствие инфраструктуры, как и информации о современных возможностях, недостаток товаров и услуг, привычных для города.
«Деревня умирает, если говорить прямо. Но при помощи цифровых технологий можно устранить многие пробелы. Поэтому появилась идея сделать из „Цифровой деревни“ не просто в платформу для консультаций, а целую экосистему, которая позволила бы сельским жителям получить те же возможности, товары, услуги, что есть у городских жителей», — поделился аспирант с ИА «Татар-информ».
Пока «Цифровая деревня» действует только в родном для основателя проекта Рыбно-Слободском районе.
«НАМ ГОВОРЯТ, ЧТО ЭТО ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН, НО ЭТО НЕ ТАК»
Часть экосистемы проекта с заказом товаров основана на принципе совместных покупок. Необходимо, чтобы с каждого села жители набрали товаров на сумму 3 тыс. рублей. Сначала происходит доставка из Казани в районы, из района (по принципу кросс-докинг — приемка и отгрузка грузов через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения) — в населенный пункт. Правда, сейчас, когда сервис только «обкатывается», разработчики доставляют заказ и при сумме меньше 3 тыс. рублей.
«Сарафанное радио очень хорошо работает в селе, таким образом люди узнают о нас. Нам надо средний чек на одного сельского жителя, чтобы экономика сходилась и проект функционировал без проблем, — это 300 рублей в месяц в среднем», — рассказал агентству Замалиев.
«Нам говорят, что это интернет-магазин по большому счету, но это не совсем так. Если вы будете заказывать в интернет-магазине и укажете в месте доставки какое-нибудь село, то доставка будет очень дорогая и долгая. У нас доставка бесплатная», — поделился молодой человек.
ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ И ФОРПОРСТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
В каждом населенном пункте команда проекта организует пункты обслуживания на базе существующей инфраструктуры, например в сельсовете или сельмаге. Если село очень маленькое, то пунктом становится дом местного жителя, которого обучают всему необходимому.
«У жителя должен быть компьютер, доступ в Интернет. Даже в самом маленьком поселении найдется бабушка с вай-фаем. Задача наших представителей не только помогать односельчанам получать услуги, но и научить их пользоваться платформой. Получаются такие форпосты электронной коммерции, которые позволяют вовлечь в полной мере жителей деревни в цифровую экономику», — продолжил Булат Замалиев.
Жители села могут обратиться к этому представителю и сказать, например: «мне нужна лопата». На следующий день ее привезут. Таким образом, для каждого сельского жителя товары и услуги становятся более доступными, сокращается разрыв между городом и селом.
«Соответственно, можно не только заказать товар, но и стать доставщиком или сдать свою технику по принципу совместного потребления. Курьеры на селе, у которых есть автомобили, получают за перевозки комиссию, будучи самозанятыми. Мы идем к созданию интеллектуальной логистической платформы, в которой 90% техники и транспорта — собственность сельских жителей и каждый может воспользоваться чем нужно и когда это нужно», — отметил собеседник агентства.
КЭШБЭК ДЛЯ ФЕРМЕРОВ
Самая важная миссия проекта, признался его руководитель, — поддержка сельхозпроизводителей. Для этого на сайте реализована возможность получения кэшбэка за продажу товара. Суть в том, что когда фермеры, например, купили товара на 10 тыс. рублей, то при продаже через платформу, тоже на сумму 10 тыс. рублей, платформа выплатит им до 15% кэшбэка.
«Чтобы у сельских производителей повышалась закупочная цена. Все хотят продавать мясо по 270 рублей за килограмм. Но оптовый покупатель берет по 220 рублей. И разницу мы можем немного компенсировать, при условии что сельские жители покупают товары. То есть идет небольшая наценка на товары, которая возвращается сельским жителям в полном объеме, если они становятся производителем», — пояснил предприниматель.
Фактически это стимулирует не только производство на селе, но и электронную коммерцию, дает дополнительный стимул продавать онлайн. Важно, чтобы продажи шли через платформу «Цифровая деревня».
СОТРУДНИЧЕСТВО С ЦЕНТРОСОЮЗОМ РФ
«Цифровая деревня» обрела представителей в 13 селах Рыбно-Слободского района. Средняя численность населения в них менее 500 человек. В пяти из них уже полностью обучены представители и возятся заказы. Средний чек такого заказа составляет 1,2 тыс. рублей.
Заказы идут комбинированно — часть из них оформляют сами жители, другую оформляют через представителей. Заказывают стиральные порошки в упаковках по 6 кг, лопату, туалетную бумагу, хозтовары и т.д.
«В этом плане у нас все хорошо. Проблема только в некоторых поставщиках, они нас подводят, также нужно увеличивать товарный ряд. И мы тут с Центросоюзом РФ (высший координирующий орган потребительской кооперации России — прим. Т-и) активно ведем переговоры, нет никаких барьеров для начала работы с ними. Они тут открывают оптовую базу, соответственно товары с нее будут доступны для заказа. Причем товары там будут именно для сельских жителей — то, что у них пользуется спросом и по социальным ценам», — добавил Булат Замалиев.
Центросоюз работает с разными поставщиками — от Москвы до Казани. Сейчас же команда проекта работает с магазинами на общих условиях.
«Хотелось бы, конечно, иметь партнерские договоры, но мы над этим не работаем, потому что требует определенных ресурсов. Мы просто не успеваем все сразу», — подчеркнул он.
«ПЛАНИРУЮ ПРИ МАСШТАБИРОВАНИИ ПРОЕКТА САМ В КАЖДОЕ СЕЛО ЕЗДИТЬ»
Работу над проектом Замалиев совмещает с учебой и написанием кандидатской диссертации. При этом молодой человек успевает лично ездить в каждое село района, где внедряется «Цифровая деревня».
«Реакция жителей не в 100% случаев лояльная. Например, говоришь, что все это бесплатно, и кто-то из зала кричит: „Бесплатный сыр только в мышеловке!“ И иногда вообще нет шансов в таких селах, откровенно говоря. Их немного, в основном люди нормально реагируют», — признался он.
Только начав реализацию проекта, его создатели уже задумываются о масштабировании на весь Татарстан. Тем более что к ребятам уже обращались из администрации других районов РТ. На то, чтобы охватить всю республику, требуется около 15 млн рублей.
«Я планирую при масштабировании сам в каждое село ездить — их в Татарстане около 2 тысяч. Готов работать по 12 часов в день. Понятно, что не в 100% сел получится съездить, но я уже отточил этот навык — людей заряжать, говорить „давайте — это работает“», — заявил руководитель проекта.
На этот год ставится задача охватить 500 сел республики — «не сверхъестественная задача, но и не расслабишься». «Я бы спал спокойно, зная, что жители в 500 селах получают что-то полезное», — отметил предприниматель.
«СЛОЖНО ПРИВЛЕЧЬ ИНВЕСТИЦИИ В СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, ОСОБЕННО СВЯЗАННЫЙ С СЕЛОМ»
Команда «Цифровой деревни» состоит 13 специалистов-«энтузиастов». Проект работает с небольшим бюджетом, изначально Замалиев развивал его на аспирантскую стипендию. Грантов ребята не получали.
«От венчурных фондов были предложения, но условия не очень привлекательны. Да и в целом у нас сложно привлечь инвестиции в социальный проект, особенно связанный с селом. У людей есть впечатление, что все умирает, то есть не перспективно это», — поделился с агентством аспирант КФУ.
На одной из сельскохозяйственных выставок в Татарстане проект презентовали Президенту республики Рустаму Минниханову. Тот поддержал идею и «сказал приготовить РКМ».
«Мы сначала даже не поняли, что это. А это распоряжение Кабинета министров. Но есть определенные сложности по всем этим РКМ, связанные с бюрократией», — добавил Булат Замалиев.
У ребят была возможность поехать в Башкортостан в том числе, глава проекта лично разговаривал с министром сельского хозяйства РБ Ильшатом Фазрахмановым.
«Очень прогрессивные взгляды у него, пригласил в республику, реализовывать проект там. Но мы решили остаться в Татарстане», — подчеркнул предприниматель.
ГЛАВА РЫБНО-СЛОБОДСКОГО РАЙОНА: «САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ НАС — ЧТОБЫ ЛЮДИ БЫЛИ ЗАНЯТЫ И МОГЛИ ПОЛУЧАТЬ ЗАРАБОТОК»
Власти Рыбно-Слободского района положительно оценивают реализацию проекта «Цифровая деревня». Об этом ИА «Татар-информ» сообщил глава района Ильдар Тазутдинов. Благодаря сервису, подчеркнул он, в районе решается проблема безработицы. Любой желающий может либо продавать продукцию, выращенную на собственном огороде, либо стать курьером и получать комиссию от оператора.
«Самое главное для нас, чтобы люди были заняты и могли получать заработок. И могли быть вовлечены в общий экономический оборот. Как вы знаете, Татарстан участвует в пилотном проекте с самозанятыми. И наши жители могут зарегистрироваться в приложении и платить налог в бюджет муниципального района», — отметил он.
Администрация района помогает доводить информацию о проекте до граждан через глав поселений района, добавил Тазутдинов.
СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ДЛЯ РАЙПО
Проект активно сотрудничает с Татпотребсоюзом. В частности, на сайте существует отдельная площадка для районных потребительских обществ — райпо. Так, любой желающий на платформе сможет купить продукцию татарстанских райпо, рассказала ИА «Татар-информ» начальник Управления торговли Татпотребсоюза Ирина Вафина.
«Понятно, что взаимосвязь по телефону — это одно, но все же важно, чтобы общение было в информационном поле. Мы обучаем представителей райпо, как внести свою продукцию на сайт и сделать ее доступной для каждого жителя. Например, райпо выпускает чак-чак, а житель деревни на окраине в этом районе об этом может и не знать. А идея „Цифровой деревни“ предполагает, что все жители Татарстана могут видеть продукцию этого райпо», — отметила она.
Более того, у союза есть и другая цель — чтобы сами общества могли друг у друга приобрести ту продукцию, которая им необходима. До конца года это также планируется внедрить по всей республике.
«У меня создается впечатление, что райпо тяжеловато самим. Текучесть кадров никто не отменял: одни люди приходят, другие уходят. В райпо тоже так же. Информация где-то передана, где-то нет. Человеческий фактор всегда присутствует. Телефонами мы все обладаем, компьютерами тоже. Интернет благодаря введению блочно-модульных пунктов практически везде есть, скоро будет во всех райпо. Это первый момент. Поэтому связь, которая будет внутри райпо, благодаря этой площадке улучшится. Также улучшится товарооборот и их взаимодействие. От этого и экономика районов улучшится», — заявила представитель Татпотребсоюза.
А еще у этой площадки есть одна очень удобная функция — аналитика, добавила Вафина. То есть райпо сразу будут видеть, какая их продукция пользуется спросом, а какая нет.
МАГАЗИН БЕЗ ПРОДАВЦА В ВЫСОКОГОРСКОМ РАЙОНЕ
Важной частью экосистемы проекта является «магазин без продавца», который команда проекта разрабатывает в Высокогорском районе. Суть в том, что человек идентифицируется по лицу, после чего открывается дверь. Покупатель заходит в магазин, проходит в торговый зал, выбирает то, что ему нужно. После этого он оплачивает покупки и выходит.
«Там стоит терминал — через него можно пополнить счет наличными деньгами, после чего средства списываются на оплату товаров. Разумеется, для всего этого в магазине должен быть интернет и соответствующее оборудование, — сказал он. — Конечно, это все еще в стадии тестирования, не все пока гладко и требуются дополнительные инвестиции. Но работа уже идет. И я надеюсь, что уже в этом году мы запустим такой магазин».
Это направление поможет жителям даже в самых маленьких селах не просто заказать товар в режиме онлайн, а воспользоваться физической розницей. Это эффективная розничная торговля — без продавца и каких-либо издержек.
«И этот проект не отдельный, он входит в нашу экосистему. Аналогичные проекты пытаются реализовать крупные корпорации в США», — добавил руководитель проекта.
«ПРОИЗОЙДЕТ СДВИГ ПАРАДИГМЫ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ВСЕ ПЕРЕВЕРНУТЬ»
Несмотря на множество подводных камней, основатель «Цифровой деревни» оптимистично настроен и надеется на то, что проект действительно внесет вклад в сохранение и развитие сельской местности и сельского образа жизни.
«Однозначно деревня умирает в нынешней парадигме, при нынешних технологиях. Но, вероятнее всего, произойдет сдвиг парадигмы, который может все перевернуть. Вот завтра появится технология, которая позволяет мгновенно товары доставлять — и многое может поменяться», — отметил он.
Замалиев привел в пример культ здорового питания в Москве, который способствовал увеличению рынка фермерской продукции.
«Такое же настроение начнет развиваться в Казани, и спрос на фермерскую продукцию может возрасти кратно», — резюмировал предприниматель.
Источник: sntat.ru