У китайского премьер-министра Ли Кэцяна нет опыта в ходьбе по канату. Однако «Цирк дю солей» вполне может пригласить его на работу, глядя на то, как сейчас он старается удержать равновесие.
В ходе действа, с помощью которого Ли развлекал почти три тысячи депутатов, собравшихся на ежегодную сессию Всекитайского собрания народных представителей, прозвучали слова о «жёсткой борьбе». В своём выступлении во вторник Ли признал, что Пекин столкнулся с «серьёзной и более сложной обстановкой» вследствие того, что инициированная Дональдом Трампом торговая война бьёт по экономике страны.
В связи с этим Китай запускает различные стимулирующие механизмы, стремясь поддерживать рост на уровне 6-6,5 процентов, что станет самым низким показателем за три десятилетия. Дефицит китайского бюджета увеличится до 2,8 процента ВВП. Это выше прошлогоднего уровня в 2,6 процента, но всё же ниже 3-процентного порога, который Пекин считает международным стандартом. Кроме того, будут уменьшены налоги – как на личные доходы, так и на добавленную стоимость.
Но главная хитрость заключается в том, как Пекин стремится усилить стимулы скрытыми методами, с помощью забалансовых операций. Делается это посредством выпуска облигаций местных органов управления. Именно здесь следует обратить пристальное внимание на то, куда ведёт натянутая проволока, по которой ступает Ли.
К подобной финансовой ловкости рук (и ног), скрытой вдали от «центральной сцены», относятся отдельные механизмы финансирования местных органов власти, которые не учитываются непосредственно в бюджетах региональных руководителей.
Это отличный способ запустить поток стимулов, хорошо скрытых от любопытных глаз Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch Ratings. Очевидно, подобные меры обеспечат поддержку, столь необходимую в свете того, что введённые президентом США тарифы сдерживают рост. Как отмечают Эндрю Батсон и Чэнь Лун из консалтинговой компании Gavekal Research, 23 из 31 провинций Китая уже сократили свои целевые показатели роста на 2019 год, в то время как среднее значение для страны снизилось до 6,5 процентов с 7,0 процентов в 2018 году.
В связи с вышесказанным, один из главных выводов заключается в том, что президент Китая Си Цзиньпин не столь уж готов терпеть замедление роста ВВП, как можно было подумать исходя из новостных заголовков этой недели. Рост в 6,6 процента, достигнутый Китаем в 2018 году, был самым медленным с 1990 года. Обозначение 6-процентного уровня как минимальной планки на 2019 год направляет недвусмысленное послание муниципальным руководителям.
В течение последних 20 лет такой подход обеспечивал темпы роста ВВП выше среднего. Подобное стремление приводит к «политической акробатике» по всей стране. Каждый муниципальный руководитель надеется создать очередной Шэньчжэнь с шестиполосными автомагистралями, международными аэропортами, университетами, разветвлённой общественной инфраструктурой.
Вся эта система долгового финансирования увеличивает долгосрочные риски для китайской экономики. Официально команда Си разрешает местным руководителям выпускать облигации «специального назначения» на сумму около 320 миллиардов долларов, что представляет рост по сравнению с прежним показателем, составлявшим 283 миллиарда. В принципе, можно ожидать и больших уровней долговой нагрузки. В 2018 году более 80 процентов работ по модернизации инфраструктуры были проведены за счёт заимствований специального назначения. Вследствие того, что глобальные негативные факторы препятствуют росту Китая, эта доля наверняка возрастёт.
Подобная стратегия сама по себе является неким стремлением к балансированию. Надежды возлагаются на то, что соответствующие проекты способны сгенерировать достаточно денег, необходимых как для погашения основного долга, так и для выплаты процентов. Это предполагает, что Трамп «не глядя» прекратит свою торговую войну. И действительно, имеются признаки того, что американский лидер устал от нестабильности на фондовом рынке, которая, в свою очередь, сказывается на его рейтингах одобрения. Похоже, он всё сильнее склоняется к заключению сделки с Си.
Такое развитие событий поддержит Азию, которая последние 12 месяцев страдала от возникающих побочных эффектов. Хотя пошлины Трампа нацелены на Китай, они ударили по цепочкам поставок, в которых участвовали многие страны, от Южной Кореи до Сингапура.
Однако проблема заключается в том, что политики не имеют ни малейшего понятия о том, как в дальнейшем может поступить Трамп. Просто замечательно, что он позволил пройти без происшествий «крайнему сроку» введения дополнительных тарифов (которым было 1 марта). Но, учитывая скандалы и расследования, бурно циркулирующие вокруг Белого дома, выбор действий у Трампа не столь уж велик. Скорее всего, он посчитает торговые меры своей лучшей возможностью для достижения политических побед. Таким образом, ни Китай, ни Япония не могут чувствовать себя в безопасности.
Стабильный рост китайской экономики может успокоить расшатанные региональные нервы. И именно такой механизм балансировки Си намерен создать в 2019 году. Тем не менее, это предполагает одновременную борьбу с множеством разнонаправленных факторов. Одним из них является замедление глобального роста, другим – необходимость управления пузырями в сферах кредитов и собственности.
Нельзя исключать и того, что Китай испытает так называемый «момент Мински», чего давно опасаются экономисты. Этим термином описывается ситуация, когда подпитываемой кредитами экспансии приходит неприятный конец. Это произошло с Японией в 1980-х годах, с развивающимися странами Азии – в 1990-х годах, с Уолл-стрит – ещё десять лет спустя. Самая недавняя из подобных ситуаций развернулась в Европе, которая переваливается из одного кризиса в другой.
Однако для Китая такая «расплата» может иметь поистине эпический масштаб. Огромный объём государственного и частного долга, насчитывающий примерно 34 триллиона долларов, зачастую поверхностно объясняют высокими нормами сбережений. Однако не стоит заблуждаться на этот счёт – привлечение заёмного капитала в Китае стремительно нарастает, что бы там ни утверждали чиновники.
Поскольку выступление с «финансовой трапецией» продолжается, ситуация становится особенно рискованной. Чем быстрее растёт китайская экономика, тем меньше команда Си будет заниматься глубинными преобразованиями, направленными на перенастройку двигателей роста с экспорта на услуги. Чем сильнее Пекин раздувает свой баланс, тем более пугающие черты приобретает вторая по величине экономика планеты.
И тем не менее, всё это время Ли не перестаёт убеждать нас, что дела обстоят хорошо, проявляя при этом мастерство на уровне артистов «Цирк дю солей». Всё просто – не надо смотреть вниз.
Источник: mixednews.ru