Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер неожиданно опубликовал стратегический документ о приоритетах ЕС в Арктике.
Арктическая проблематика завоевывает все большее внимание в политической повестке ЕС. Рост китайской, российской и американской активности в Арктике вынуждает ЕС бороться за свое место и роль в регионе, включая доступ к нефти, газу и другим полезным ископаемым на Крайнем Севере.
Министры иностранных дел Норвегии часто повторяют, что Арктика является главным приоритетом норвежской внешней политики и обороны. Правительство Дании сделало Арктику, а также отношения с Гренландией и Фарерами, одним из шести высших приоритетов своей внешней политики и безопасности на 2019-2020 гг.
И теперь Жан-Клод Юнкер лично повысил приоритетность арктической проблематики в европейской повестке дня посредством публикации стратегической статьи об арктических приоритетах ЕС. Этот документ будет оказывать влияние на политику и приоритеты Брюсселя в течение периода формирования нового состава Еврокомиссии и Европарламента. Он также будет учитываться в ходе трудных, осложненных выходом Великобритании из Евросоюза переговоров о следующем бюджете ЕС.
Жан-Клод Юнкер попросил финского дипломата (в ранге посла) Яри Вилена, старшего советника по арктической политике "мозгового центра" "European Political Strategy Centre" (EPSC) разработать стратегический документ объемом 20-25 страниц с детальными рекомендациями относительно будущего участия ЕС в Арктике. Этот новый инструмент должен быть готов уже в начале мая, чтобы его можно было использовать в предвыборных кампаниях кандидатов в Европейский парламент.
Яри Вилен, который называет EPSC "политической рабочей группой Еврокомиссии", объяснил выбор времени для выхода новой стратегии:
“Идея состоит в том, чтобы построить мост между действующим и новым составами Комиссии. Надо надеяться, это поможет на первом этапе работы новой Комиссии, а также при рождении нового Европарламента”.
Новая геополитика
Желание Жан-Клода Юнкера быстро создать новый арктический инструмент вызвано двумя взаимосвязанными факторами: рост геополитических интересов к Арктике и потребность ЕС в арктических ресурсах.
“Политическое значение арктического региона увеличилось с геополитическими изменениями в Арктике. Расстановка сил в Арктике изменилась вследствие повышенного интереса Китая и России к региону, более резких американских политических установок и из-за спроса на природные ресурсы - газ, нефть, полезные ископаемые и рыба. Арктика изменилась, однако не поменялась позиция Европы и наши оценки того, как мы должны быть вовлечены в арктические дела. Я пытаюсь утверждать, что Европейский союз должен быть готов взять на себя инициативу в Арктике, потому что, если мы этого не сделаем - сделают другие”, - говорит Вилен.
После посещения Финляндии (которая примет переходящее председательство ЕС 1 июля), Исландии и Норвегии, Яри Вилен в прошлую пятницу приехал в Данию, чтобы получить совет и консультации в местных министерствах иностранных дел и обороны, правительстве и МИД Гренландии, а также штаб-квартире Экологического агентства ЕС. Все эти ведомства также отмечают растущий интерес Китая к Арктике.
Власти КНР опубликовали свою первую арктическую стратегию в начале 2018 г. В ней дается точное видение того, как Китай хочет увеличивать свое влияние практически по всем направлениям развития Арктики. Это относится к исследованиям климата, добыче ресурсов, разработке новых транспортных маршрутов и международных правил, политических институтов.
“Роль Китая в Арктике чрезвычайно интересна и должна обязательно быть включена в обсуждение. Международный имидж вынуждает ЕС быть более активным в Арктике, поэтому нам нужна более последовательная и объединяющая арктическая политика”, - утверждает Вилен.
Его наблюдения косвенно подтверждают выводы австрийского исследователя Андреаса Распотника в книге 2018 года “Европейский союз и Геополитика Арктики”.
Распотник пишет, в частности, что “Арктика воспринимается как регион, характеризующийся растущей нестабильностью и небезопасностью: непредсказуемость, которая может повлиять на стабильность Европы различными способами. Кроме того, последствия изменений климата особенно сильно проявляются в Арктике, в то время как причины этих изменений, в основном, находятся вне региона. Вывод состоит в том, что Европа должна действовать”.
Еврокомиссия в 2016 г. приняла первую общеевропейскую стратегию по Арктике - юридически обязывающую "Интегрированную арктическую политику". Такие всеобъемлющие документы обычно пересматриваются не ранее, чем через четыре - пять лет, однако Жан-Клод Юнкер увидел потребность в более быстром обновлении.
Новая арктическая политика не будет обязательна для исполнения государствами-членами, и она не изменит текущую политику ЕС, однако, по словам Вилена, которого она расставит более ясные приоритеты и привлечет больше внимания к Арктике.
Нефть, газ, полезные ископаемые
Желание получить доступ к главным ресурсам Арктики, таким как нефть, газ, полезные ископаемые, рыба, новые торговые маршруты и т.п. также находится в центре внимания Вилена. Геологические исследования 10 лет назад показали, что до 13 процентов пока неиспользуемых нефтяных ресурсов в мире и 30 процентов запасов природного газа, вероятно, будут обнаружены в Арктике. Арктический регион богат различными полезными ископаемыми, имеющими стратегическую важность для развития европейской промышленности, поскольку ожидается увеличение их глобального дефицита. Это касается, например, редкоземельных металлов, которые используются в ряде современных технологий – ветрогенераторы, электромобили и т.д. В Гренландии, как известно, много редкоземов и других ресурсов, но их извлечение осложнено уязвимостью арктической природы: эта дуальность будет отражена в новой политике:
“Европейскому союзу будут нужны ресурсы Арктики в будущем, таким образом, наша арктическая политика должна будет сосредоточиться на устойчивом развитии. Нам нужна нефть, нам нужен газ, но арктический регион очень уязвим. Независимо от того, что мы делаем там, мы должны использовать лучшие доступные технологии и учитывать хрупкость арктической природы. Арктику можно считать лабораторией для отработки устойчивой экономической деятельности, которая может быть распространена во всю Европу”, - объясняет Вилен.
В двух разделах - Геополитика и Ресурсы, - он развил четыре темы, в рамках которых будут располагаться приоритеты: изменения климата, наука и инновации, транспорт и связь (Интернет, поезда, самолеты, дороги, инфраструктура) и демография в Арктике; урбанизация Арктики ставит новые вызовы - как перед городами, так и перед сельскими районами.
Наука и инновации - единственный приоритет, который может рассчитывать на финансирование в рамках уже предложенного проекта нового семилетнего бюджета ЕС. Поэтому арктические исследования, по словам Вилена, могут получить конкретные рекомендации в рамках новой политики: "Исследования и инновации должны показать, как бороться с изменением климата, а также обеспечивать участие стран-членов ЕС в устойчивой эксплуатации ресурсов в Арктике".
ЕС важен для Арктики
ЕС не имеет места в Арктическом Совете (АС), ключевом политическом органе восьми арктических государств и арктических народов. Япония, Южная Корея и ряд европейских стран обладают статусом наблюдателя в АС, однако Россия блокирует заявку Евросоюза на получение такого статуса - это часть санкционной войны. По словам Вилена, однако, это не является препятствием для участия ЕС в Арктике:
“Это не затрагивает участие ЕС, ни в коем случае. Мы продолжаем работать фактическим наблюдателем в рабочих группах, большая часть информации для этих групп поступает из органов Еврокомиссии, как и большая часть финансирования различных проектов. Таким образом, мы - в игре. Нашей позиции де-юре не существует, однако фактически мы там”.
ЕС играл важную, хоть и неконцентрированную роль в Арктике много лет. Страны-члены ЕС Швеция и Финляндия являются частью арктической территории, регулирующейся законодательством ЕС. Дания также включает Фарерские острова и Гренландию, и хотя они не входят в ЕС, они находятся в зоне влияния ЕС через датское членство в ЕС и через ряд международных соглашений, важных для Североатлантического региона.
Гренландия занимает особую позицию в бюджете ЕС и в течение долгого времени получала фиксированный доход по соглашениям о рыболовстве и о сотрудничестве с ЕС. Норвегия и Исландия - входят в Европейскую экономическую зону и, таким образом, являются частью внутреннего рынка ЕС. Евросоюз - важный рынок для рыбы, креветок, полезных ископаемых, газа и т.д. из Арктики и ключевой спонсор арктических исследований.
Источник: Афтершок