Государственный долг США превысил 22 триллиона долларов — это самый высокий уровень за всю историю страны. При Трампе рост идет рекордными темпами — на триллион в год. Американские экономисты отмечают, что процесс будет набирать обороты, так как расходы правительства никак не контролируются. Смогут ли США справиться с ситуацией и что будет, если долговая пирамида рухнет, — в материале РИА Новости.
Передал эстафету
Активно наращивать внешнюю задолженность США начал предыдущий хозяин Белого дома — Барак Обама. За восемь лет его президентства сумма долговых обязательств страны увеличилась практически вдвое — с 10,6 триллиона долларов до 19,9 триллиона. Во многом это произошло потому, что после кризиса 2008 года конгресс и администрация Обамы одобрили пакет стимулирующих мер, чтобы поддержать изрядно ослабевшую экономику.
В ходе предвыборной кампании 2016 года республиканский кандидат Трамп заверил: он разберется с огромными долгами и ликвидирует их в течение восьми лет. Пока получается наоборот: при нынешней администрации госдолг растет самыми быстрыми темпами за последние шесть лет. Только за два года он увеличился почти на два триллиона долларов. А в следующее двухлетие, по подсчетам Bloomberg, прибавится еще 4,4 триллиона.
Трамп продолжает делать хорошую мину при плохой игре: в конце прошлого года он в очередной раз пообещал, что США полностью погасят госдолг "к концу его второго президентского срока". Но экономисты утверждают: долговые обязательства по-прежнему будут расти, так как ситуация с бюджетом ухудшается.
Неуправляемый долг
За 2018-й финансовый год дефицит бюджета США вырос на 17 процентов и достиг 779 миллиардов долларов — это максимум с 2012 года. По прогнозу бюджетного управления конгресса, в этом году он вырастет еще на 15,1 процента — до 897 миллиардов долларов. А в 2022-м превысит отметку в триллион и уже не опустится ниже этого уровня.
Для смягчения дефицита Вашингтону придется занимать все больше денег, и долговая нагрузка рискует стать неконтролируемой. Еще прошлым летом конгрессмен-республиканец Энди Биггс напомнил, что бюджетные ассигнования не должны превышать 700 миллиардов долларов, а нынешние непропорционально высокие расходы бюджета — топливо для разгорающегося "долгового пожара".
"Страна тратит больше, чем получает, и вынуждена занимать деньги. Структурный дефицит создает "эффект колеи". Думаю, мы движемся к пропасти", — подчеркнул парламентарий. По оценкам конгрессмена, на решение проблемы у американских властей осталось не больше десяти лет.
Впрочем, крах может наступить и раньше — к 2026 году фонд программы медицинского страхования престарелых (Medicare) будет исчерпан, и социальные пособия стареющим представителям многочисленного поколения беби-бумеров придется платить напрямую из бюджета. Это обрушит всю финансовую систему США. В противном же случае рухнет система соцобеспечения. Оба сценария грозят стране широкомасштабной катастрофой.
Критический уровень
Как отмечает USA Today, возросшие темпы роста госдолга во многом обусловлены прошлогодней налоговой реформой (американскому бюджету она обошлась в полтора триллиона долларов), а также увеличением расходов на оборону.
Закон о крупнейшей в истории США налоговой реформе — это было одно из ключевых предвыборных обещаний — Трамп подписал в декабре 2017 года. В первую очередь он облегчил налоговое бремя для бизнеса, корпораций и предприятий, в частности радикальным снижением налога на прибыль — с 35 до 21 процента.
Хотя Белый дом уверяет, что снижение налогов в итоге окупится за счет ускорения экономического роста, прогнозы экономистов этого не подтверждают. Наоборот, снижение налогов будет подрывать экономический рост, так как приведет к увеличению долга.
Дело в том, что растущую сумму долговых обязательств инвесторы рассматривают как увеличение налоговой нагрузки на будущие поколения.
Особенно опасной ситуация становится, когда соотношение уровня долга и валового внутреннего продукта приближается к 77 процентам. Согласно исследованию Всемирного банка, каждый процентный пункт прироста долга выше этой отметки отнимает у экономики 1,7 процента ВВП.
Между тем, по данным бюджетного управления конгресса США, критическая отметка уже пройдена. В 2018 году общий государственный долг составил 78 процентов валового внутреннего продукта США — это наиболее высокий показатель с 1950 года. При отсутствии каких-либо изменений к 2028 году это будет уже 96 процентов.
Огромный государственный долг осложнит федеральному правительству доступ к новым кредитам и увеличению расходов в случае новой рецессии. Страны и рынки по всему миру уже ставят под сомнение платежеспособность правительства США.
Как уверен один из ведущих американских финансистов, основатель крупнейшего в мире хедж-фонда Bridgewater Associates миллиардер Рэй Далио, тройной дефицит — бюджета, торгового баланса и счета текущих операций — скоро окончательно отпугнет иностранных инвесторов от американских казначейских облигаций, что спровоцирует взрывной рост их доходности и обвальное падение курса доллара. А это уже прямой путь к финансовому кризису, который по своим масштабам способен превзойти не только потрясения 2008 года, но и Великую депрессию 1930-х годов.
Источник: ria.ru