Деньги - это кровь экономики, потому представляет крайний интерес, как у нас в стране обстоят с ними дела.
В своей прошлой статье я специально сделал акцент именно на состоянии физической экономики, чтобы в начале посмотреть, в каком состоянии она сегодня находится. Увиденное, с учётом нынешних мировых противостояний и санкций, введённых против нашей страны, на меня произвело положительное впечатление, поэтому продолжаю своё повествование уже с рассказом о том, как в России обстоят дела с финансами.
В настоящей статье использовались данные Банка международных расчётов, Министерства финансов России и Банка России. Делал это специально, чтобы сверять предоставляемую ими информацию. Могу сказать: данные российских и международных источников сходятся между собой.
Итак, начнём.
1. Объём кредитов нефинансовому сектору России. По итогам 2 квартала 2018 года - 1,215 трлн. долларов.
Тот же график, но в рублях (по итогам 2 квартала 2018 года - 76,2 трлн. рублей):
Видно, что кредитование пошло более или менее стабильно вверх только во 2 квартале 2018 года. В долларах долги падают в основном из-за курса рубль/доллар. Как раз в конце 2014-начале 2015 гг. был скачок на бирже, во многом манипулятивный, но в итоге полезный для экономики нашей страны.
2. Объём кредитов нефинансовому сектору России в % к ВВП. По итогам 2 квартала 2018 года - 78,8% ВВП.
С одной стороны, цифры не маленькие, а с другой - это не 193%, как в Китае и не 157,6%, как в США.
кредит нефинансовому сектору=кредит госсектору+кредит частному сектору (компании и домохозяйства)
3. Объём кредитов частному нефинансовому сектору России. По итогам 2 квартала 2018 года - 982 млрд. долларов.
4. Объём кредитов частному нефинансовому сектору России. По итогам 2 квартала 2018 года - 61,6 трлн. рублей.
5. Объём кредитов частному нефинансовому сектору России. По итогам 2 квартала 2018 года - 63,7% ВВП.
кредит частному нефинансовому сектору=кредит компаниям+домохозяйствам
В сравнении с большинством стран мира, долги компаний и домохозяйств в нашей стране находятся на минимальных значениях.
6. Коэффициент обслуживания долга частным нефинансовым сектором России. По итогам 2 квартала 2018 года - 7,9%.
коэффициент обслуживания долга — показатель, отражающий соотношение дохода и выплат за пользование заемными средствам, который рассчитывается по формуле:
Dj,t- общий объём задолженности;
Yj,t - квартальный доход;
ij,t - средняя процентная ставка по существующему основному долгу за квартал;
sj,t - средний оставшийся срок погашения в кварталах.
Данный коэффициент позволяет оценить запас прочности нефинансового сектора с точки зрения кредитной нагрузки: в России сейчас мы находимся на "безопасном" уровне кредитной нагрузки.
Соответственно, данный коэффициент может падать в основном по причине падения платежей, либо роста доходов и из-за снижения ставки по кредитам. Если смотреть графики выше, то видно, что объёмы кредитования пусть слабо, но росли, и таким образом можем предположить, что падение данного коэффициента в России во многом происходит по причине роста доходов. Так как население нашей страны не может похвастать ростом доходов за прошедшие годы, то получается, что данный коэффициент рос по причине роста доходов предприятий и некоторого снижения ставки по кредитам. Такие предположения, связанные с доходами предприятий, подтверждаются данными Росстата.
7. Объём кредитов населению России. По итогам 2 квартала 2018 года - 254 млрд. долларов.
Тот же график, но в рублях (по итогам 2 квартала 2018 года - 15,9 трлн. рублей):
Тот же график, но % к ВВП (по итогам 2 квартала 2018 года - 16,5% ВВП):
Если данный показатель опять сравнивать с Китаем (50,3% ВВП) и США (76,6% ВВП), то получаем, что Россия имеет серьёзный "запас" прочности или роста по данному показателю. Кому что больше нравиться.
Так же, хочу обратить внимание, что в России в 2018 году рост кредитования по всем направлениям (организации+население) примерно равнялся росту всех депозитов (организаций+домохозяйств). И судя по поведению Банка России на рынке потребительского кредитования, как одном из самых быстрорастущих рынков (и одновременно самом рискованном), наши финансовые власти считают, что уже нынешняя кредитная нагрузка на население велика и не стоит ей расти темпами, превышающими темпы роста накоплений.
Получается, что наша страна фактически переводится на режим "финансового самообеспечения": тратить в целом по экономике стоит только то, что в целом по экономике заработано и накоплено. Таким образом, если мы хотим больше тратить и "лучше жить", то в любом случае придётся "лучше работать", то есть повышать свою собственную производительность труда и по экономике в целом.
Чтобы статью не перегружать, про состояние государственного долга нашей страны напишу в следующей части.
Источник: Афтершок