Сейчас по блогам снова пошла новогодняя волна жалоб на цены: «раньше брал раков по 3 тысячи рублей, причём больших, а теперь лежат только по 5 тысяч, и маленькие». Общий мотив: власти скрывают, инфляция далека от официальных 4% и «на самом деле» составляет как минимум 15-20%.
Проблема тут, конечно же, заключается в наших школах, которые хоть и пытаются вернуться от советской схоластики к реальной жизни, но за последние 30 лет так и не достигли в этом особого успеха.
Первая часть проблемы — школьникам не рассказывают, как устроены цены, хоть для среднего взрослого человека эта часть жизни и является очень важной. В советские времена про это не говорили, так как в коммунистической идеологии деньги вообще считались чем-то грязным, и так как было бы совершенно невозможно политкорректно рассказать, что попытка бороться с инфляцией силовыми методами прорывается на прилавки в виде тяжёлого дефицита.
Сейчас идеологических запретов такого рода уже нет, однако авторы учебников бережно сохраняют заградительный барьер между школьными знаниями и реальной жизнью. В наше время добавилась и ещё одна напасть — теперь низкокачественные учебники защищены копирайтом, из-за чего их приходится искать чуть ли не на торрентах. Казалось бы, уже 2019 год на календаре: давно пора выложить все учебники в опенсорс, чтобы над ними могли сообща работать педагоги и учёные всей России… но нет, мы продолжим печатать мегатонны дорогостоящей бумажной макулатуры с крайне сомнительным содержанием, чтобы разные неприятные структуры зарабатывали на них миллиарды рублей, а потом ещё и прятали свои сочащиеся халтурой тексты под три замка.
Вторая часть проблемы гораздо серьёзнее. Школа не учит главному — умению учиться. Школа начисто отбивает у детей способность к элементарным действиям: поставить простейший эксперимент, посмотреть свежим глазом на результаты этого эксперимента. Подавляющее большинство выпускников школ физически не способно вычислить самостоятельно что-нибудь более сложное, чем количество литров краски для ремонта. В ситуации затруднения у них срабатывает школьный рефлекс: или выпалить первую пришедшую в голову цифру наугад, или найти авторитета и слепо довериться к нему.
Вернёмся к инфляции. Вот страница с инфляцией на сайте Росстата:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/
Скачиваем «Средние потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг»:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/Cen_god.xls
Берём, допустим, 2007 год, чтобы сравнить его с 2017. Говядина стоила 139 рубля, теперь стоит 320 рублей. Делим одно на другое, извлекаем корень 10-й степени, получаем 8,6% инфляции. Арифметические корни проходят в 8-м классе, однако если для какого-нибудь экономиста это слишком сложно, он может открыть Excel и там за несколько минут подсчитать всё подбором: получатся ровно те же 8,6%.
В Excel будет видно, что говядина стоила 151 рубль в 2008 году, 164 рубля в 2009, 178 рублей в 2010 и так далее, вплоть до 320 рублей в 2017.
Возьмём теперь куру. Кура стоила 88 рублей в 2007 году и 126 рублей в 2017 году. Считаем корень 10-й степени, получаем инфляцию в 3,6%.
Возьмём сигареты (отечественные, с фильтром). Было 10 рублей, стало 80 рублей. Вот тут инфляция разыгралась, 23%. Наши власти действуют в соответствии с анекдотом:
— Как ты бросил курить?
— Увидел страшную надпись на сигаретах.
— Какую? «Рак»? «Импотенция»?
— Нет. «75 рублей».
Желающим проверить мои расчёты я даже подскажу формулу в Excel: «=СТЕПЕНЬ(A2/A1;1/10)». В ячейку А1 кладём цену 2007 года, в ячейку А2 цену 2017 года, формула считает среднюю инфляцию.
Подумаем теперь, как может Росстат нас обмануть. Цены 2017 года он указывает, цены реальные. Цены прошлых лет тоже реальные — можно поискать старые статьи, старые фотографии ценников, чтобы в этом убедиться. Маневра для ошибки нет: слона под дверным ковриком не спрятать. Любое искажение вылезло бы или в старых ценах, или в новых.
Можно, конечно, химичить с инфляцией так, как это делают американские статисты, — подкручивая потребительскую корзину, например, — однако даже и тут на длинном периоде сильно выгадать не получится. Если яйца стоили в 2007 году 35 рублей, а в 2017 году — 55 рублей, делай хоть что, но оспорить 4,6% среднегодовой яичной инфляции не выйдет. Добро пожаловать в алгебру: жестокую, но справедливую.
Из этого всего следует несколько неприятных выводов.
1. Все разговоры о большой инфляции — это ерунда в духе плоской Земли и заряжания воды перед телевизором. Если бы инфляция составляла дикие 20% в год, все продукты с 2007 года подорожали бы примерно в 7,5 раз. Говядина стоила бы 1050 рублей, сахарный песок — 160 рублей, подсолнечное масло — 450 рублей. Достаточно заглянуть в любой магазин, чтобы убедиться, что в реальности цены в несколько раз ниже.
2. Когда вы читаете блогера, который говорит вам, что раньше покупал тележку продуктов за 3000 рублей, а теперь такая же тележка стоит 5000 рублей, вы должны понимать, что имеете дело с варваром, не успевшим ещё овладеть такими достижениями цивилизации, как точный счёт и метрическая система.
Это уровень охотника времён Рюрика, который менял стопку беличьих шкурок на бочонок мёда, ворча себе под нос что-то типа «испредволь бочонок был потяжелее».
Если бы школа реально учила учиться, такой блогер смог бы совершить пару элементарных действий:
А. Посмотреть точную дату предыдущего чека, чтобы понять, считает он набежавшую инфляцию за год или за 5 лет.
Б. Сравнить два списка продуктов, чтобы оставить только те, которые присутствуют и в старом, и в новом чеке.
В. Выровнять продукты по количеству, чтобы не получилось, что в одном чеке у него две банки варенья и пять пачек печенья, а в другом наоборот.
В реальности эти варвары, каковых в одном только ЖЖ насчитывается огромное количество, предпочитают считать чохом, на глазок, целыми тележками. После чего они же пишут нам, что Росстат лжёт, и что правительство срочно должно пригласить блогеров в министерство экономики, дабы те навели порядок в российских финансах.
Впрочем, есть в феномене неверной инфляции и хорошая сторона: инфляция может служить лакмусовой бумажкой для отсева совсем уж безнадёжных шарлатанов.
Если некий политик или эксперт впадает в конспирологию в духе «хватит кормить нас пальмовым маслом, верните советский маргарин» — тут ещё не всё безнадёжно, тут теоретически могут встретиться здравые мысли или разумные построения.
Если же вы слышите что-то типа «реальная инфляция, конечно, в разы выше, 15-20%», можете смело вычёркивать говоруна из перечня тех, чьё мнение имеет хоть какое-то значение: этот несчастный общается с математикой «на вы», он способен только гадать на кофейной гуще.
Источник: fritzmorgen.livejournal.com
Как Росстат в действительности считает инфляцию
По итогам сентября 2017 года, инфляция в России по данным Росстата, показала минимальное значение за всю историю современной России – 3% г/г. Наколенная инфляция с января по сентябрь 2017 года составила 1,67%. Как рассчитывается данный показатель и можно ли доверять аномальным цифрам статистики?
Данные по росту цен в нашей стране собирает федеральная служба государственной статистики (Росстат) с 1992 года. Инструментом оценки выступает индекс потребительских цен (ИПЦ). Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде. Важно, что в выборке участвуют товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.
Методология. Процесс наблюдения за ценами включает в себя следующий этапы:
Отбор населенных пунктов, в которых организуется наблюдение
- Всего 271 населенный пункт (н.п.) Т.е. выборка идет по очень широкой географической области;
- 2-4 города на субъект РФ;
- В отобранных н.п. должно быть устойчивое наличие товаров и услуг, входящих в базу расчета индекса. Редкие, периодически возникающие предложения не учитываются;
- Численность населения в отобранных н.п. должна составлять не менее 35% городского населения субъекта.
Отбор базовых организаций торговли и сферы услуг
- Более 58 тысяч, включая средние, малые и крупные предприятия. Влияние монопольного ценообразования сведено к минимуму;
- Как в центре населенного пункта, так и на окраинах;
- Фирменные магазины, салоны, бутики и пр. организации с ценами выше средних, включаются в индекс пропорционально обороту торговли. Но при условии, что товары и услуги рассчитаны на массового потребителя;
- Цены регистрируются также на рынках и ярмарках, в передвижных палатках и киосках;
- Не включаются организации, уровень цен которых многократно превышает средний по выбранной категории. (эксклюзивные салоны, бутики, в основном иностранных производителей).
Отбор товаров/услуг-представителей (Потребительская корзина)
- Под товаром-представителем понимается совокупность марок, моделей и т.п. определенного вида товара, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями)
- В выборку исследуемых цен входит более 500 наименований товаров и услуг;
- Единая для всех субъектов выборка;
- Потребительская корзина пересматривается не чаще, чем раз в год;
- Входят товары и услуги необязательного пользования (например, легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т.д);
- Новые позиции включаются в корзину в тех случаях, когда их доля составляет не менее 0,1% от общих потребительских расходов населения;
- Потребительская корзина условно делится на продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению;
- При отборе товара важна регулярность наличия в продаже;
- Отбор товаров конкретных марок проводится пропорционально объему их продаж с использованием ценовых котировок для каждой марки;
- На каждый товар (услугу)-представитель должно быть зарегистрировано не менее 5 ценовых котировок (как правило, регистрируется 5-10 котировок);
- Исключение составляют отдельные виды услуг на которые в городе действуют единые тарифы (электроэнергия, услуги связи, муниципальный городской транспорт и т.п.).
Регистрация цен и тарифов
- Не используются оптовые цены (мешки муки, сахара и пр.);
- Не рекомендуется учитывать цены для льготных категорий населения, а также товары, реализуемые по краткосрочным распродажам (1-15 дней);
- В случае цены, приведенной в иностранной валюте, пересчет идет либо по курсу ЦБ, либо по курсу реализующей организации;
- Сбор цен производится специалистами территориальных органов государственной статистики;
- Регистрация изменения цен и тарифов осуществляется ежемесячно по полному списку корзины и еженедельно по ограниченному кругу товаров и услуг. Таким образом, еженедельные данные по инфляции не включают ряд товаров и услуг, и является, по сути, предварительными.
Расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги
- На уровне города средние цены на товары (услуги)-представители определяются по формуле средней геометрической простой величины;
- Как по субъекту РФ, так и по России в целом средняя потребительская цена на товар (услугу)-представитель определяется как средняя арифметическая взвешенная. В качестве весов используется информация о численности населения в отдельных городах и субъектах. Таким образом, данные по ценам одного и того же товара/услуги в густонаселенных районах имеют больший вес в индексе.
Формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен
- Потребительская корзина формируется на основании потребительских расходов домашних хозяйств, полученных по итогам выборочного обследования;
- Пересмотр системы весов, осуществляется ежегодно.
Состав индекса потребительских цен
Ниже приведен неполный список групп товаров и услуг при расчете ИПЦ.
Продовольственные товары: мясопродукты, рыбопродукты, масло и жиры, молоко и молочная продукция, сыры, консервы, яйца, сахар, кондитерские изделия, мука, хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные и крупяные изделия, плодоовощная продукция, включая картофель, алкогольные напитки.
Непродовольственные товары: ткани, полотенца, одежда и белье, меха и меховые изделия, трикотажные изделия, чулочно-носочные изделия, обувь кожаная, текстильная и комбинированная, моющие и чистящие средства, парфюмерно-косметические товары, галантерея, табачные изделия, мебель, ковры и ковровые изделия, посуда, часы, электротовары и другие бытовые приборы, печатные издания, бумажно-беловые товары, велосипеды и мотоциклы, телерадиотовары, персональные компьютеры, средства связи, игрушки, строительные материалы, ювелирные изделия, легковые автомобили, нефтепродукты, медицинские товары, медикаменты.
Платные услуги: ремонт, пошив одежды и обуви, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, ремонт и техническое обслуживание бытовой аппаратуры, ремонт жилищ, услуги парикмахерских, услуги пассажирского транспорта, услуги связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги по снабжению электроэнергией, услуги в системе образования, услуги в сфере зарубежного туризма, медицинские услуги, услуги правового характера, услуги банков, посреднические и прочие услуги.
Базовый индекс потребительских цен
Чтобы отфильтровать сезонные колебания, шоки спроса и предложения, связанные с административным, событийным характером, применяют базовый индекс потребительских цен. Он рассчитывается путем исключения определенных групп товаров/услуг из ИПЦ. Например, в нем отсутствует молочная продукция, овощи, фрукты, алкоголь, нефтепродукты, транспорт, услуги связи, услуги ЖКХ.
Динамика индекса потребительских цен
Ниже приведена актуальная информация по ИПЦ для каждого года, начиная с декабря 2009 г. ИПЦ в декабре каждого года приравнивается к 100%.
Как видно из этой диаграммы, прирост ИПЦ в России действительно самый низкий за декабрь 2016г. - сентябрь 2017 г. При этом в летние месяцы наблюдается выраженная дефляция. За период наблюдений снижение цен фиксировалось еще шесть лет. Самое продолжительное снижение цен (3 мес.) наблюдалось в 2011году. Снижения ИПЦ связано с удешевлением плодовоовощной продукции в период сбора урожая.
Ниже представлена инфляционная динамика с года начала регистрации цен в табличном виде. Накопленная инфляция с начала 2017 г. по сентябрь месяц, согласно ИПЦ составляет 1,67%.
Резюме
Методология сбора потребительских цен и подсчета их изменения является довольно сложной, охватывающей большое количество товаров и услуг массового потребления. Выборка населенных пунктов и взвешенный расчет средних цен, исходя из численности населения и объёма потребления товара или услуги, позволяет предположить действительно объективное измерение общего уровня цен в стране.
Источник: bcs-express.ru