Считать чужие деньги
В октябрьском докладе МВФ неожиданно признал, что российскому правительству удалось стабилизировать экономическую ситуацию во многом из-за грамотных действий в банковской сфере.Один из ключевых факторов, отмечают авторы документа, — нацеленность Центробанка на закрытие слабых финансовых структур, подрывавших доверие к банковской системе. Поддержал национальную экономику и курс на дедолларизацию.
Вместе с тем эксперты МВФ отметили, что инфляция в России в текущем году составит 2,8%, это на 1,2% ниже целевого показателя, что обусловлено умеренно жесткой денежно-кредитной политикой, а в следующем году этот показатель поднимется до 5,1% из-за роста цен на топливо и ослабления рубля.
В этом есть противоречие: МВФ понизила собственный прогноз по нефтяным ценам до 69,38 доллара за баррель для текущего года и до 68,76 доллара — для 2019-го. С учетом того что с 1 января 2019-го в рамках налогового маневра субсидии нефтяникам увеличатся на треть (за счет повышения налога на добычу полезных ископаемых), совершенно непонятно, из-за чего подорожает топливо.
Также противоречиво отношение аналитиков фонда к ослаблению российской валюты. Они утверждают, что усиление волатильности рубля — следствие постепенного смягчения бюджетного правила, о котором первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов объявил в начале июля.
Эксперты МВФ против того, чтобы к 2023 году цену отсечения сверхдоходов от экспорта нефти в России подняли с 40 до 45 долларов за баррель. Ранее такую позицию выражала и глава фонда Кристин Лагард.
"Дальнейшая бюджетная консолидация в России необходима в среднесрочной перспективе и должна продолжаться вместе с сохранением бюджетного правила для восстановления фискальных буферов в ближайшем будущем. Недавнее смягчение бюджетного правила способно ослабить достигнутое с большим трудом доверие к макроэкономической политике властей. Для финансирования увеличенных расходов на здравоохранение, образование и инфраструктуру могут снизить другие расходы", — отмечают в МВФ.
Напомним: инициатива правительства о повышении границы отсечения сверхдоходов направлена на то, чтобы перевести эту разницу (пять долларов с каждого барреля) в текущий бюджет страны для реализации майских указов Владимира Путина.Совершенно ясно, что прогнозы и советы МВФ нацелены не на повышение финансово-экономической стабильности, а на замедление экономического роста страны.
Проще говоря, эксперты международного кредитора рекомендуют российскому правительству и дальше снабжать мировой рынок нефтью, а все полученные от этого сверхдоходы вкладывать в американские облигации, вместо того чтобы тратить их на жилищное строительство, улучшение медицины, образования и многое другое.
Очевидно, им нужна Россия
Несомненно, попытки сдерживать рост российской экономики связаны с тем, что в западных странах, о чьих интересах заботится МВФ, дела обстоят не так гладко, как бы хотелось. Это признает и главный финансист фонда Морис Обстфельд, считающий, что основные риски современной мировой экономики в первую очередь связаны с США и Евросоюзом."Несмотря на текущий динамичный спрос, мы снизили наш прогноз роста в США на 2019 год ввиду недавно принятых тарифов на широкий круг импортных товаров из Китая и ответных мер", — говорит Обстфельд.
Что касается Европы, аналитик утверждает, что в ближайшей перспективе велика вероятность активизации дополнительных рисков, вызванных выходом Великобритании из ЕС. Хотя это беспрецедентное событие назначено на 29 марта следующего года, никаких конкретных договоренностей между Лондоном и Брюсселем до сих пор нет, а попытки согласовать приемлемый для обеих сторон план заканчиваются скандалами.
В результате экономика Евросоюза находится под самой серьезной угрозой за всю его историю. Антироссийские санкции только подливают масла в огонь.
Прежде всего, это сказывается на Италии, ВВП которой в этом году увеличится лишь на 1,2%. Более того, госдолг страны еще в конце 2017-го превышал доходы на 30%, и ситуация продолжает ухудшаться.
В середине июля бывший итальянский сенатор Роберто Мур сообщил, что из-за санкций против России страна каждый день недополучает по семь миллионов евро, а за последние четыре года Италия потеряла из-за этого десять тысяч рабочих мест.
В 2019-м, когда итальянец Марио Драги покинет пост главы Европейского центробанка (ЕЦБ), Рим окончательно лишится доступа к дешевым кредитам — последнего источника денег для реструктуризации долгов. Наряду с Brexit это может послужить отправной точкой для самого глубокого и затяжного экономического кризиса в Европе.
Источник: РИАН