Впервые Си Цзиньпин провозгласил свою новую инициативу, получившую известность как Новый Шелковый путь, в 2013 году. На протяжении периода до 2030 года потребуется более 26 триллионов долларов инвестиций в инфраструктуру, чтобы подтолкнуть процесс расширения региональной экономики. Инициатива включает строительство железных дорог, электростанций, портов, автомагистралей и другие проекты по всему миру, а Пекин предоставляет миллиардные кредиты, чтобы сдвинуть с места эти планы.
Схема предполагаемого маршрута Нового Шелкового Пути
Крупные державы, такие как Соединенные Штаты, Япония и Индия, не раз выражали серьезную озабоченность в связи с тем, что Пекин якобы пытается выстроить новую экономическую систему, которая подорвет их влияние.
Си Цзиньпин сказал, что торговля между Китаем и странами ОПОП превысила 5 триллионов долларов, в то время как прямые иностранные инвестиции преодолели отметку в 60 миллиардов долларов.
На сегодняшний день некоторые проекты, возглавляемые Китаем, вызывают недовольство в связи с тем, что они чрезмерно дороги и к тому же создают слишком мало рабочих мест для местных жителей. В ответ некоторые правительства, включая Таиланд, Танзанию, Шри-Ланку и Непал, остановили, сократили или пересмотрели совместные проекты с Китаем.
В августе премьер-министр Малайзии Махатир Мохамад отменил несколько проектов, в том числе 20-миллиардную систему железных дорог. Он заявил, что его страна просто не может себе позволить таких расходов.
Недавно новый премьер-министр Пакистана Имран Хан пообещал обеспечить более высокий уровень прозрачности на фоне опасений по поводу способности страны выплатить китайские кредиты, связанные с Китайско-пакистанским экономическим коридором (КПЭК).
В декабре прошлого года Шри-Ланка была вынуждена продать контрольный пакет акций порта Хамбантота китайской государственной финансовой компании, после того, как страна оказалась на грани дефолта по китайскому займу в размере 1,5 миллиарда долларов. Порт Хамбантота официально передан в собственность китайской компании.
Оппозиционный лидер Мохамед Нашид, живущий в изгнании на Мальдивах, предостерег, что проекты, финансируемые за счет долгов перед Китаем в районе Индийского океана, представляют собой «захват земель» и «колониализм», поскольку 80 процентов долгов принадлежит Китаю.
«У Китая нет квалифицированной бюрократии в области международной помощи, а также специалистов по экономической экспансии за счет использования мягкой силы, – сказала в интервью Франс-Пресс Анна Стивенсон-Янг, соучредитель и научный руководитель аналитической компании J Capital Research. – Поэтому неудивительно, что они не очень хороши в этом деле. Именно из-за этого возникли политические проблемы, как это произошло в Малайзии, которых никто не мог ожидать».
Поскольку юань становится слабее, а Китай начинают воспринимать на международном уровне как все более сомнительного партнера, растет вероятность того, что страны будут более скептически смотреть на подобные проекты.
Некоммерческая аналитическая компания «Центр глобального развития» в Вашингтоне, которая фокусирующаяся на международной политике, обнаружила «серьезные проблемы», в отношении устойчивости суверенного долга в восьми странах, получивших деньги от Китая на осуществление инфраструктурных проектов. Среди этих стран названы Пакистан, Джибути, Мальдивские острова, Монголия, Лаос, Черногория, Таджикистан и Кыргызстан.
Так, например, проект железной дороги Китай-Лаос стоит 6,7 миллиардов долларов, что составляет почти половину ВВП этой южно-азиатской страны. Международный валютный фонд недавно предупредил Джибути, что страна оказалась перед значительным риском долгового кризиса, поскольку ее государственный долг вырос с 50 процентов от ВВП в 2014 году до 85 процентов в 2016 году.
В прошлую пятницу пресс-секретарь Министерства иностранных дел Китая Хуа Чуньин опровергла мнение, что Китай намеренно создает ситуации, когда его торговые партнеры оказываются перед непосильным долговым бременем, чтобы в конечном итоге подвести их к дефолту и заполучить активы страны за бесценок.
«Несправедливо утверждать, что все деньги, идущие с Запада – хорошие и сладкие, а те, что приходят из Китая – ловушка, несущая смерть», – сказала она.
Стивенсон-Янг заявила, что кредиты Китая зафиксированы в долларовом выражении, «в то время как на деле они выражены в тракторах, поставках угля, инженерных услугах, и так далее, а погашение предусмотрено в твердой валюте».
Пять лет спустя после провозглашения китайской инициативы «Один пояс, один путь», финансируемой за счет кредитов, проекты реализуются во многих странах Восточного полушария. Судя по всему, часть государств сегодня выдвигает претензии к Пекину в связи с тем, что он создал долговую ловушку, которая привела к лишению этих стран своих важнейших активов.