Аналитика

Немецкая система разделения мусора считается наиболее рациональной в Европе, как, впрочем, и в мире. Тщательно сортируя отходы уже 26 лет, немцы уверены, что заботятся об окружающей среде и экономят природные ресурсы. О том, насколько эта система эффективна, рассуждает Наталья Маурер.

Немцев можно назвать лучшими в мире специалистами по делению мусора. Этой науке обучают с малых лет. Задача непростая, требует концентрации и умственных усилий. Надо правильно выбрать мусорный контейнер: пластик — в желтый, пищевые отходы — в зеленый биоконтейнер, бумагу — в синий, целую стеклотару — в контейнер для стекла (для белого, зеленого или коричневого отдельно - выбрасывая, не перепутать!), а пальчиковые батарейки отложить в сторону в коробочку (не забыть потом выбросить в магазине в специальный для них контейнер). 

Пустые пластиковые и стеклянные бутылки положить в корзинку, за них было заплачено при покупке напитков или йогуртов, поэтому надо взять с собой, чтобы сдать в магазине в специальный автомат и вернуть свои деньги. Все, что нельзя выбросить в синий, желтый или зеленый контейнеры, можно выбросить в черный контейнер для бытовых отходов. Думаете, все? Было бы неплохо, но существует множество исключений. 

Поскольку контейнеры для мусора стоят на улице, и бегать каждый раз туда-сюда не будешь, деление отходов начинается дома. Совершенно необходимо иметь несколько мусорных ведер и корзинок. Как правило, у хозяек все мусорные ведра одного цвета, и в большинстве квартир они встроены в кухню, поэтому важно на первом этапе не перепутать право и лево. Например, в левое ведро — пластик, в правое — пищевые отходы, а посредине все остальное (кроме бумаги, стеклотары, батареек и кучи других особенных предметов быта).

Члены семьи должны быть согласны с правилами распределения, иначе ничего не получится. Для владельцев частных домов задача усложняется тем, что необходимо следить за графиком вывоза мусора и вовремя, еще с вечера (машина может приехать до шести утра), выставить нужный контейнер на край тротуара, чтобы его опустошила служба по вывозу мусора. Пропустил день — ищи, куда выбрасывать свой мусор всю следующую неделю, а то и две. 

Контейнер с бумагой надо выставлять раз в месяц, емкость с пищевыми отходами вывозят раз в две недели, не чаще. За контейнером с бытовыми отходами приезжают раз или два в неделю, в зависимости от заказа. Выбрать контейнер нужного объема, а также определить график вывоза можно через интернет. Мусорные контейнеры не являются собственностью граждан, их арендуют. Для семьи из четырех человек стоимость вывоза отходов раз в две недели составляет примерно 30 евро в месяц. Можно, конечно, заказать контейнер побольше и мусоровоз каждую неделю, но стоимость повысится.

При этом производители упаковки с каждым годом усложняют гражданам задачу правильной сортировки. Стаканчик от йогурта сделан из пластика — значит, его место в желтом контейнере (или в левом ведре), однако крышка — алюминиевая, и ее выбрасываем в ведро с бытовыми отходами. С бумагой еще сложнее: отличить на первой взгляд бумажную упаковку от пластиковой иногда невозможно. В этом случае начинаются поиски специального значка, подсказки от производителя. 

Памятка для разделения мусора сразу на нескольких языках

Существуют специальные памятки, инструкции и даже целые газетные статьи, в которые можно заглянуть, если самостоятельно принять решение, куда выбросить ту или иную вещь, так и не удалось. Например, какой контейнер подходит для стеклянной бутылки синего цвета? Смотрим подсказку: "Цветную стеклотару можно выбросить в контейнер для зеленого стекла". Крышки от бутылок необходимо открутить и складировать отдельно в желтый контейнер. А вот бумажные или пластиковые этикетки надо оставить, их снимут при сортировке. Для корковых пробок есть специальные контейнеры, их используют при производстве изоляционного материала. Ищем в интернете,где находится этот контейнер и бежим туда выбрасывать корковые пробки. Стеклянные стаканы выбрасывать в контейнер для стеклотары нельзя, их место - в черном контейнере для бытового мусора. 

Не всякой бумаге место в синем контейнере. Предназначенная для факса и термопечати, бумага со специальным покрытием, а также остатки от обоев выбрасывать сюда нельзя. Испачканную пищей или краской тоже ни в коем случае. А вот бумагу со следами земли, напротив, положить в синий контейнер можно. Салфетки тоже, но несильно грязные. Степень загрязнения надо определить самому — непростая задача. 

Биоконтейнер — для пищевых отходов. Разрешается выбрасывать сырые, вареные или испорченные пищевые продукты, мясо и сосиски, мясные и рыбные косточки. Косточки рекомендуют завернуть в газетную бумагу (без цветных картинок!), это спасает от неприятного запаха. Остатки хлебобулочных изделий тоже подходят для биоконтейнера, а вот молоко — нет. Зато туда можно выбросить остатки йогурта, творога и сыра, а еще — пакетики от чая и кофе.

Старые электроприборы и все остальные вещи, которые не отнесешь к обычному мусору, надо везти в центр вторичной обработки (Recyclinghof). Такие центры, как правило, находятся на окраине города и представляют собой огороженную территорию со множеством контейнеров для металла, бытовых приборов, отходов со стройки и сада, упаковки, дерева, электроники, корковых пробок и т. п. Некоторый крупногабаритный мусор подходит под категорию Sperrmüll, и за его утилизацию надо заплатить по указанному тарифу. Этот тариф рассчитывается не по весу, а по объему. Например, стоимость утилизации строительного материала, содержащего асбест, составляет 18,50 евро за сто литров, утилизация остатков кирпича, бетона, керамической плитки, стеклянных блоков и других похожих отходов обойдется в 12 евро, а за тот же объем остатков стекловаты надо заплатить 15 евро.

Есть еще специальные контейнеры для старой одежды. На некоторых из них стоит логотип Красного Креста. Но в основном — это частные емкости, и их владельцы зарабатывают деньги на выброшенном. Хорошие вещи они перепродают большими партиями в Восточную Европу или Африку. А те, что похуже, сдают за деньги текстильной промышленности, которая пускает сырье на производство тканей для половых и кухонных тряпок. Город же зарабатывает на том, что берет плату у таких "частников" за аренду городского места под контейнер, а граждане думают, что их старая одежда бесплатно досталась бедным людям.

Деление мусора в Германии существует с 1991 г. и уже приобрело оттенки идеологии или религиозного идолопоклонничества. Тщательная, часто бессмысленная сортировка помогает немцам избавиться от чувства вины за загрязнение природы. В то же время общее потребление товаров продолжает расти с огромной скоростью, а вместе с ним, как следствие, увеличивается и количество производимого мусора. Согласно статистике в соревновании по производству мусора в Европе немцы уступают только датчанам и швейцарцам. На сегодняшний день в Германии на одного человека в год приходится примерно 220 кг использованной упаковки. 

Мусор после рок-фестиваля в Германии

Новый закон, который должен вступить в силу с 1 января 2019 г., базируется в основном на утилизации мусора производителями упаковки. Однако, по мнению Филиппа Зоммера, специалиста по Циркулярной экономике (или экономике замкнутого цикла, которая основана на возобновлении ресурсов и переработке вторичного сырья), этот закон приведет к более безответственному потреблению природных ресурсов. 

"Главным приоритетом должно быть снижение производства мусора как такового. Вторым важным пунктом должно быть повторное использование упаковки, например повторное использование бутылок вместо их уничтожения для производства новой стеклотары, на которое тратится много дополнительной энергии. И только на третьем месте должна стоять утилизация — переработка упаковки с целью дальнейшего производства. На четвертом месте — сжигание мусора, эту энергию можно использовать для отопления, и уже на пятом, последнем, месте стоит хранение на мусорной свалке — полигоне для бытовых отходов", - Филипп Зоммер уверен, что граждане выбрасывают слишком много мусора, потому что у них создается иллюзия, что весь мусор перерабатывается, а этого на самом деле не происходит.

Намного проще заставить производителей утилизировать упаковку, чем убедить их отказаться от ее дополнительного использования для стимулирования продаж. Продавцы изо всех сил пытаются привлечь внимание покупателей дополнительными наклейками, коробочками и украшениями продукта. Некоторая упаковка напоминает русскую матрешку. Мир стремительно меняется, однако психология современного человека ничем не отличается от психологии древних. 

Сегодняшний потребитель так же реагирует на яркую и оригинальную упаковку, как американские аборигены в свое время реагировали на бусы-стекляшки, предложенные им испанцами в обмен на золото. Разница только в том, что американским аборигенам не надо было думать, в какой контейнер выбрасывать ненужную бумагу и пластик.  

Лишние коробочки, этикетки и блестящий полиэтилен должны заставить покупателя обратить внимание на продукт, который стоит на полке среди сотен других, похожих по своему назначению продуктов. Каждую минуту со всех сторон рекламные ролики уговаривают купить еще один крем для лица, еще один холодильник, телевизор и миллион других вещей, обещая, что именно они сделают нас счастливым. 

Производители, ориентированные на вечный рост продаж, создают более дешевые продукты худшего качества, для того чтобы покупатели незаметно для себя все больше выбрасывали "старые" и чаще покупали новые вещи. Неудивительно, что количество мусора с каждым годом увеличивается, а природных ресурсов, несмотря на все разговоры об экономии и повторном использовании, нужно все больше и больше. 

Сегодня мир расходует содержимое примерно 44 нефтяных супертанкеров в день — это около 88 млн бочек с нефтью по 159 литров в каждой. Вместе с экономическим ростом и количеством населения Китая и Индии увеличивается потребление товаров и энергии. Таким образом, получается, что рост потребления и уменьшение мусора – вещи несовместимые, как несовместим капитализм с защитой природы и природных ресурсов. При таких обстоятельствах деление мусора гражданами больше похоже на издевательство, заставляющее тратить время на заведомо бесполезное занятие. Как говорится, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

Известный немецкий комик Фолькер Писперс в одном из своих гениальных выступлений дал очень точную характеристику современному европейскому капитализму. Основная цель капитализма — это "создание продуктивности в короткий промежуток времени и с наименьшими затратами человеческих ресурсов". "Всего нужно больше и больше, быстрее и быстрее — насколько это возможно. Но как люди пришли к такой идее? Природа сама по себе не продуктивна, она расточительна. Представьте себе льва, поймавшего антилопу. Лев съедает антилопу, утоляет свой голод и, мирно греясь на солнышке, ждет, пока снова проголодается. Ему не приходит в голову сказать: "Хм... Для того чтобы поймать антилопу мне понадобилось 15 минут. Если я сегодня еще поднапрягусь, то смогу поймать десять антилоп, а это значит, что завтра у меня будет выходной!"

"Лев не сумасшедший, он не изучал в университете экономику. В отличие от экономистов он точно знает, что на следующий день ему не удастся отдохнуть, потому что потом ему понадобится холодильник, для того чтобы лишнее мясо не испортилось, затем он должен построить дом и позаботиться об электричестве и охране своего богатства... Лев попадает в замкнутый круг, потому что череда его новых забот никогда не закончится. Он уже никогда больше не сможет, насытившись, мирно и беззаботно лежать на солнышке, наслаждаясь жизнью. И только человека, у которого уже все есть, можно убедить в том, что он должен "поймать как можно больше антилоп", чтобы позволить себе новую, более дорогую модель холодильника. Что же такое капитализм? Капитализм — это когда человек покупает вещи, которые ему не нужны, за деньги которых у него нет, чтобы произвести впечатление на людей, которых он терпеть не может".

В Германии все так бы и продолжалось, но Китай принял неприятное решение: с 2018 г. отказаться от приема мусора из Европы. Оказалось, что большая часть отходов не перерабатывалась в Старом Свете, как думали граждане, а продавалась в Поднебесную для сжигания или складирования. Теперь европейским государствам - и Германии в том числе - надо думать, куда деть свой мусор. Приведет ли это к уменьшению производства упаковки? Вряд ли, скорее — к увеличению цен на продукты питания и промышленные товары и еще большим кучам мусора!

Источник: vestifinance

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также