Давно пора перестать называть Китай главной мировой фабрикой, страна все больше становиться главным мировым потребителем.
Можете забыть про старые инвестиционные и экспортно-ориентированные модели роста Китая. Китайские потребители теперь правят миром, привыкайте к этому. Куда еще более важным, является изменение характера потребления, которое больше не вращается вокруг увеличения суммы, которую тратили на кино, туризм и здравоохранение. Однако, пока инвесторы игнорируют этот сейсмический сдвиг, на свой страх и риск.
По последним официальным данным, на конечное потребление, в самом Китае, приходилось 63,4% валового внутреннего продукта.
Потребление домашних хозяйств пережило экспоненциальный рост и поднялось до 4.5 трлн долларов.
Розничные продажи в США растут хорошими темпами, около 10 процентов. Однако онлайн траты китайцев в «День холостяков», в этом году, (11 ноября), впечатляют - 25 миллиардов долларов, что почти вдвое больше американской «Черной пятницы», когда на онлайн покупки было потрачено 14 млрд долларов.
Китайские потребители становятся все старше и богаче, обновляя товары, которые они покупают.
Во-первых, есть уже переход от насущных потребностей к большому выбору товаров. Доля потребления основных продуктов и покупка одежды не снижается, в то время, как доля трат на здоровье и натуральные продукты, смартфоны и планшеты, спортивные товары, персонализированные бытовые товары, транспортные средства и товаров для красоты, значительно увеличивается.
Во-вторых, падает спрос на низкокачественные массовые продукты и растет спрос на премиум бренды, высокого класса. Китайцы делают выбор в пользу иностранных брендов, в связи с отсутствием доверия к отечественной продукции, производители которой, склонны к фальсификации или подделке. Они считают, что дорогие зарубежные бренды, являются символом богатства и социального статуса.
И в-третьих, потребители будут тратить всё меньше в относительном выражении на физические товары, и всё больше на обучение и услуги, включая здравоохранение, концерты, спортзалы, финансовое планирование и туризм (отечественный и зарубежный). Китайцы часто выезжающих за рубеж, принося пользу не только многим периферийным странам Азии, но развитым странам, таким как Австралия, США, Канада, Новая Зеландия и страны Европейского Союза.
Все это будет все происходить через мультиканальные-магазины, в том числе онлайн и оффлайн магазины, благодаря быстрому развитию сети и технологий мобильных телефонов. Покупатели придают большое значение сравнению цен, читают отзывы и все больше полагаются на рекомендации из социальных сетей, из-за отсутствия доверия продавцам. Они также становятся всё более требовательны к товару и требуют всё больше внимания от продавцов.
Экспансия Китая все больше зависит от потребления. Импорт премиальных товаров и услуг будет увеличиваться. Этот рынок будет все более и более привлекательными для международных компаний и инвесторов. Один существенный побочный эффект: в Китае политически чувствительный торговый профицит продолжит сокращаться и профицит текущего баланса. Это, в свою очередь, может оказать отрицательное давление на Юань.
Пока эти тенденции находятся в зачаточном состоянии, но потенциал для развития большой, тем более, что население Китая становится еще более урбанизированным.
Источник: Афтершок