Среди работодателей на российском рынке труда наметилась новая тенденция: соискателей приглашают на несколько собеседований, но должность так и не предлагают. Для каких сфер такие схемы актуальны и кого в новом году могут ждать сокращения, RT рассказала хедхантер Алёна Владимирская.
Работаю я не первый год и за это время повидала в своей рабочей практике немало. В связи с этим ещё более странно сейчас признавать, что того, что происходит на рынке вакансий последние полгода, я вообще никогда раньше не видела. Что случилось?
На рынке стало появляться довольно много вакансий разного уровня, но вместе с ними появилась и совершенно новая тенденция: вакансии появляются регулярно, на них даже собеседуют людей, но никого на работу не выводят.
Сейчас в среднем с человеком проводят пять-семь раундов переговоров. Всё тянется очень долго, очень медленно, человек и компания тратят массу драгоценного времени, но офферы практически никогда не выставляют.
Говорят, мол, мы подумаем ещё, мы поищем ещё кого-то получше или мы поищем таких же, но подешевле. Всё это тянется бесконечно.
И эта тенденция, что нехарактерно, вообще никак не связана с отраслями — я наблюдаю её везде. А от чего зависит? От уровня позиции: под удар попадают все позиции, зарплата которых выше уровня средней жизни в регионе (для Москвы это выше 100 000 рублей). Люди ходят на собеседования по восемь раз, выполняют тестовые задания, мы собираем на них рекомендации, им нравится компания, а компании нравятся они. Но контакта не происходит.
Связано это с тем, что у компаний стало меньше денег, причём значительно. Они элементарно стали хуже жить, а значит, не убыстряются, а наоборот, замедляют все свои процессы. И в результате процесс подбора нового человека очень долгий, все элементарно боятся принять решение.
Причём одновременно с этим на рынке очень много безработных, особенно топ-уровня и высшего мидл-уровня, которые вот так ходят на собеседования по восемь месяцев и постепенно впадают в отчаяние.
А что в отраслях?
Как обычно, где-то хорошо, где-то — хуже. Начнём с тех отраслей, где плохо.
Кризис по-прежнему переживают банки: здесь происходят массовые сокращения, по большей части связанные с санацией и оптимизацией банков как отрасли вообще. Много связано, конечно, и с автоматизацией: закрываются целые большие отделения, вся их деятельность переводится в мобильный банкинг, и количество работающих филиалов сокращается.
Непросто сейчас в телекоме: так же как и в банках, большие сокращения, и в ближайшее время они не прекратятся. Телеком попросту перестал показывать ту выручку, которую показывал раньше, а значит, вычищаются целые подразделения.
Всё очень плохо в строительстве и девелопменте. Отрасль фактически встала, многие компании, маленькие и средние, закрылись, а большие монополизируются. Как следствие, такого количества людей, как есть сейчас в отрасли, уже просто не надо, а поскольку люди очень узкоспециальные, их сложно пристроить куда-то ещё.
Прямо связан с предыдущим пунктом (значительно тормозит весь вторичный рынок вакансий, связанный с жильём), например, аккаунтинг. Раньше были целые направления в банках и страховых компаниях, связанные с жильём, сейчас их нет — люди теряют работу.
Пострадал консалтинг, особенно большой, зарубежный, куда ещё совсем недавно рвались все. Сейчас же он стремительно теряет позиции, обороты, выручку — люди массово уходят, новых вакансий не появляется.
Хоть где-то хорошо?
Да, конечно. Хорошо в интернете как отрасли (не в IT!), она растёт. Если всё плохо в банках, то замечательно чувствует себя финтех. Не хуже ситуация в низовом продуктовом ретейле (множество вакансий), в оборонной отрасли (туда сейчас пошли большие деньги и, в частности, высок спрос на инженеров) и в онлайн-образовании.
О прогнозах.
Я не экономист (а прогноз рекрутинга всегда идёт от экономического прогноза), так что могу говорить только о том, что вижу лично я. А вижу я вполне удручающую картину.
Традиционно в конце года клиенты приносят хантерам планы по подбору персонала на следующий год, чтобы рекрутёры также могли заранее спланировать свою работу. Обычные запросы для декабря — это вырастить в течение года такой-то департамент на 30%, нанять тех или этих. А что в этом году?
В этом году следующее: «Пожалуйста, помогите нам сократить персонал». На 10, 15, 20%. И с такой историей сейчас приходит каждая вторая, а то и третья компания.
Сразу предупрежу, в основном под сокращение попадают аппаратные должности: бухгалтеры, юристы, менеджеры проектов, то есть люди, сидящие в офисе. Сюда же — люди от 40 до 55 лет, с формулировкой, что они уже менее адаптивны, не хотят учиться новому, и компании не готовы с ними работать.
Второй печальный фактор — массовые разорения мелкого и мелко-среднего бизнеса. Оттуда сейчас на рынок вышло очень много людей, и они совершенно не представляют, куда идти.
Что со всем этим делать? Внимательно смотреть дальше и анализировать. И, возможно, думать о том, что можно сделать сегодня, чтобы не остаться без работы завтра.
Источник: rt.com