Аналитика

На днях Владимир Путин, Реджеп Тайип Эрдоган и Хасан Рухани провели в Сочи трехстороннюю встречу для обсуждения ситуации в Сирии. Россия, Турция и Иран являются тремя главными участниками переговорного процесса в Астане. Благодаря их усилиям многократные перемирия и прекращения огня, какой бы сложной ни была их реализация, наконец, медленно, но уверенно перерастают в фазу политического урегулирования, которое, собственно, и является конечной целью мирного процесса.

Стабильная Сирия имеет решающее значение для всех сторон, вовлеченных в евразийскую интеграцию. Как сообщает гонконгское издание Asia Times, Китай дал понять, что мирная Сирия в конечном итоге станет важным центром «Нового шелкового пути», известного как инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП). Когда-то в древности это было настоящее золотое дно для легионов мелких торговцев, сновавших со своими товарами между китайским городом Иу в провинции Чжэцзян и восточным Средиземноморьем, Левантом.

Помимо трудноразрешимых вопросов войны и мира, еще более поучительно наблюдать, как Турция, Иран и Россия продвигают свои во многом совпадающие версии экономической интеграции Евразии и деловые интересы, связанные с реализацией ОПОП.

Важная роль принадлежит энергетической и транспортной взаимосвязи между железнодорожными сетями, а в дальнейшей перспективе, высокоскоростными железными дорогами и системой трубопроводов, получившей название «пайплайнистан» («страна трубопроводов»), формирование которой некоторые аналитики прогнозировали еще в начале двухтысячных годов.

Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), договор о прокладке которого был заключен в Баку при личном посредничестве доктора Збигнева Бжезински, автора «великой шахматной доски», был крупным энергетическим и геополитическим прорывом администрации Клинтона, создавшим стальную пуповину между Азербайджаном, Грузией и Турцией.

Подпись к изображению: Два планируемых трубопровода в Южной Азииmap2-580x366

Теперь необходимо сказать несколько слов о железной дороге Баку-Тбилиси-Карс (БТК), запущенной в эксплуатацию с большой помпой. В торжественном пуске участвовали турецкий президент Эрдоган, президент Азербайджана Ильхам Алиев, а также грузинский премьер-министр Георгий Квирикашвили, и, что особенно важно, премьер-министр Казахстана Бакытджан Сагинтаев и премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов. Ведь, в конце концов, речь идет об интеграции Кавказа с Центральной Азией, не более и не менее.

В сущности, Эрдоган пошел еще дальше: БТК – «важное звено в цепи нового Шелкового Пути, призванного объединить Азию, Африку и Европу». Новый транспортный коридор представляет собой важнейшую евразийскую магистраль, связывающую между собой не только Кавказ и Центральную Азию, но также, в перспективе, Европейский Союз и Западный Китай.

БТК – это лишь начало, учитывая долгосрочную стратегию Китая, намеренного проложить высокоскоростную железную дорогу от Синьцзяна через всю Центральную Азию до Ирана, Турции, и, в конечном итоге, до главной перспективной цели — Европейского Союза. Эрдоган вполне ясно осознает, что Турция занимает стратегическое положение, которое должно позволить ей в будущем извлекать из этой магистрали немалые прибыли.

Разумеется, БТК не является единственной панацеей. Между Ираном и Турцией возникнут другие маршруты коммуникации, а также в течение ближайших нескольких лет наберут обороты новые магистрали ОПОП, в том числе, например, Евразийский сухопутный мост через модернизированную Транссибирскую дорогу и так называемый ледяной Морской Шелковый Путь – по Северному морскому пути через Арктику.

Что представляет особый интерес, когда речь идет о БТК, так это соединение упомянутого «Пайплайнистана» с Трансанатолийским газопроводом, в результате чего природный газ, добываемый в крупном азербайджанском месторождении Шах Дениз-2, сможет доставляться в Турцию, и, в конечном итоге, в Европейский Союз.

Турецкий аналитик Семиль Эртем подчеркивает, что «как и Трансанатолийский газопровод, железная дорога БТК соединяет не только три страны, но и является одним из главных торговых и транспортных маршрутов в Азии и Европе, включающим в себя, в частности, порты Казахстана и Туркменистана. Она свяжет Центральную Азию с Турцией с помощью сети железных дорог в рамках проекта Мармарай в Стамбуле, а также через каспийский регион. Наряду с Южным  газовым коридором, который является основой Трансанатолийского трубопровода, она свяжет порты в Южно-Китайском море с Европой через территорию Турции.

Неудивительно, что введение в строй магистрали БТК было восторженно встречено на всей территории Турции, или, скажем так, на всей территории бывшей Малой Азии. Это наглядно демонстрирует, что Анкара в последнее время явно разворачивается к Востоку. Об этом говорит и стремительно растущая торговля между Турцией и Китаем, а особенно недавний новый шаг в чрезвычайно сложной стратегической взаимозависимости между Анкарой и Москвой. Так или иначе, в конечном итоге страны Центральной Азии попадают в историческую сферу влияния России.

Следует добавить к вышесказанному напряженно ожидаемую поставку Анкаре российской зенитно-ракетной системы С-400, а также заинтересованность России и Китая в превращении Турции в полноправного члена Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Целесообразно сравнить прорыв БТК с одной из главных висящих на волоске «мыльных опер» Пайплайнистана – трубопроводом ИПИ (Иран-Пакистан-Индия), ранее получившим название «трубопровода мира».

Первоначально предполагалось, что ИПИ свяжет юго-восточный Иран с Северной Индией через территорию Белуджистана и пакистанский порт Гвадар (теперь он является ключевым центром Китайско-пакистанского экономического коридора, КПЭК). Администрации Буша и Обамы делали все возможное, чтобы не допустить постройки ИПИ, вместо этого сделав ставку на конкурирующий трубопровод ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), который проходит фактически через зону военных действий к востоку от афганского города Герат.

В конечном итоге ТАПИ может быть проложен, даже если талибам будет отказано в их доле (именно это было объектом спора с первой администрацией Клинтона 20 лет назад: права на транзит). В последнее время Россия также активизировала свои действия: подконтрольная Кремлю корпорация «Газпром» интенсивно соблазняет Индию стать партнером в прокладке ТАПИ.

Однако, недавно появилось заявление министра энергетики России Александра Новака, в соответствии с которым Москва и Тегеран подпишут меморандум о взаимопонимании в отношении строительства 1200-километрового газопровода из Ирана в Индию. Назовем его условно ИИ. «Газпром» параллельно намерен инвестировать в ранее неисследованные иранские газовые месторождения, расположенные вдоль проектируемой трассы  газопровода.

Помимо факта крупной победы для «Газпрома», расширяющей его влияние и возможности в Южной Азии, главным нюансом является то, что этот новый проект будет не вполне оригинальным ИПИ (фактически ИП),  где Иран уже построил участок до границы и предложил Исламабаду построить его часть трассы. Этот шаг подпадает под действие санкций, наложенных Соединенными Штатами. Предлагаемый «Газпромом» проект – прокладка подводного трубопровода от Персидского залива до Индийского океана.

С точки зрения Нью-Дели, это окончательный беспроигрышный вариант. ТАПИ остается кошмарным предложением, а Индии нужен весь газ, который она только сможет получить, причем быстро. Если исходить из того, что новая «Индо-Тихоокеанская» риторика администрации Трампа сохранится, Нью-Дели уверен, что не подвергнется удару санкций, поскольку он ведет бизнес как с Ираном, так и с Россией.

И, наконец, произошло еще одно важное событие в связи с недавним визитом Путина в Тегеран. Была высказана амбициозная идея, как будто взятая из проекта ОПОП – построить железнодорожную линию между Санкт-Петербургом на Балтике и портом Чабахар вблизи от Персидского залива. Чабахар является ключевым звеном индийского ответа на китайский ОПОП: морской торговый маршрут в Афганистан и Центральную Азию в обход Пакистана, связанный с транспортным коридором Север-Юг, в котором Иран, Индия и Россия являются ключевыми участниками, наряду со странами Кавказа и Центральной Азии.

Не нужен никакой метеоролог, чтобы увидеть, какие ветры нынче дуют по всей Евразии: интеграция, всеми возможными способами.

Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также