Официальная делегация регионального правительства Курдистана (КРГ) прибыла в Россию в прошлый четверг для участия в Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. В течение нескольких последующих дней, премьер-министр Нечирван Барзани, заместитель премьер-министра Кабад Талабани, министр природных ресурсов Ашти Хаврами и пресс-секретарь Сафин Дизайи встретились с российскими официальными лицами и главами энергетических компаний. Результатом их усилий стало соглашение с российской государственной нефтяной компанией Роснефть о разработке пяти нефтяных месторождений в Курдистане на период продолжительностью двадцать лет, предусматривающее значительные инвестиции в инфраструктуру, которая будет поддерживать растущий производственный и экспортный потенциал региона. Как ожидается, он достигнет 1 миллиона баррелей в сутки к следующему году. В то время как премьер Барзани выразил надежду, что соглашение с Роснефтью будет стимулировать экономику Курдистана и вновь приведет регион к процветанию, некоторые наблюдатели относятся скептически к преимуществам этой сделки, указывая на секретность, окружающую точное местоположение месторождений, о которых идет речь, а также других условий контракта.
Эта сделка может принести КРГ существенные экономические и политические выгоды. Из тех немногих деталей, которые стали известны по поводу контракта, можно заключить, что это всеобъемлющее долгосрочное соглашение, которое помимо прочего будет включать существенное инфраструктурное развитие. Диверсификация источников доходов региона обеспечит КРГ в долгосрочной перспективе более высокую степень экономической безопасности, поскольку он больше не будет полностью зависеть от турецких инвестиций, когда курдистанская нефть попадет на новые энергетические рынки Европы. Более того, хотя расположение упомянутых пяти блоков пока остается неясным, наиболее вероятным представляется, что Россия будет разрабатывать месторождения в Сулеймании и Киркуке, от которых в прошлом году отказалась американская компания ExxonMobil. Эти провинции, экономика которых непропорционально сильно пострадала от экономических кризисов в регионе, видели мало пользы от других проектов, и могут получить большую пользу от экстенсивного развития инфраструктуры, которое предусмотрено подписанным в Санкт-Петербурге соглашением.
По словам премьер-министра Барзани, есть два аспекта формирующегося партнерства с Россией: экономический и политический. Помимо переговоров с руководством корпорации Роснефть, делегация КРГ встретилась с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и президентом Владимиром Путиным. Хотя остается неясным, что именно обсуждалось в ходе этих встреч, по мнению экспертов, в ближайшие годы можно ожидать углубления российско-курдистанского дипломатического партнерства и сотрудничества в сфере безопасности.
Наряду с доступом КРГ к каналам турецкой и американской дипломатической, военной и финансовой помощи, российская поддержка даст правительству Курдистана большую свободу действий и увеличит его возможности по защите своих интересов на международном уровне. Возможность максимизировать выгоды от своих взаимоотношений с соперничающими мировыми державами также будет способствовать повышению стратегического значения и международного влияния Курдистана.
Впрочем, маловероятно, что Турция в обозримом будущем уступит русским свое влияние на КРГ. Согласно пресс-релизам, Роснефть будет совершенствовать и расширять существующую трубопроводную инфраструктуру КРГ, то есть компания будет экспортировать нефть в Турцию по трубопроводу Киркук-Джейхан. Сделка с Роснефтью состоялась после встречи между президентами Путиным и Эрдоганом в Сочи в начале мая, в ходе которой Путин заявил, что «процесс восстановления российско-турецких отношений завершен» и обе стороны объявили о своей приверженности сотрудничеству в области энергетики и о снятии всех санкций. Таким образом, по всей видимости, экономические интересы Турции и России в курдистанском регионе, по крайней мере на данный момент, в основном совпадают.
Впрочем, эта сделка может вызвать некоторое недоумение в Соединенных Штатах. Несмотря на заключение в прошлом году оборонного соглашения с министерством Пешмерга сроком на 20 лет, противоречивые обязательства США перед Эрбилем и Багдадом, а также прямая поддержка врагов правительства Курдистана, отрядов народной самообороны (YPG), были источником серьезного разочарования для регионального правительства и их общего союзника, Турции. Таким образом, поскольку Турция, а теперь и Курдистан, улучшили свои отношения с Россией, Соединенные Штаты будут подвергаться давлению. Вашингтон будут подталкивать к пересмотру своей политики в отношении курдских отрядов народной самообороны YPG в Сирии, а также официальной линии по вопросу о курдской независимости. Кроме того, для поддержания нынешнего уровня влияния в Курдистане США придется давать более щедрые обещания военной и экономической помощи.
Хотя контракты с Роснефтью и более тесные связи с Россией могут обеспечить КРГ возможности для возрождения экономики, расширения его международного влияния и облегчить страдания, причиненные экономике региона в прошлом году, а также уменьшить сокращения заработной платы в целях экономии, они не являются панацеей от всех бед.
Увеличение нефтяных доходов может обеспечить экономические стимулы и замаскировать в краткосрочной перспективе институциональную несостоятельность, однако зависимость КРГ от нефтяной ренты без сильных и подотчетных институтов, которые ответственно управляли бы распределением этих доходов, гарантированно приведет к долгосрочной нестабильности. Этот путь хорошо известен большинству нефтедобывающих стран. Все стороны должны взять на себя обязательства проводить политику, направленную на увеличение прозрачности и точности в учете нефтяных доходов, составляющих основу годового бюджета, полной прозрачности в отношении содержания всех правительственных контрактов и сокращения иждивенчества.
Эти реформы потребуют восстановления активности парламента, на котором лежит обязанность надзора за деятельностью публичных фондов и принятия годовых бюджетов. Более того, стороны должны договориться о формировании более эффективной и инклюзивной системы правления, в которой политическая власть приобретается за счет обращения к общественной пользе, а не к общественному иждивенчеству.