Аналитика

Политэкономия Газа С момента распада СССР газовый вопрос стал одним из наиболее актуальных в отношениях между Россией и Украиной. Порой он доходил до стадии открытой «газовой войны». О его значении для Украины, говорит тот факт, что динамика цен на газ дает возможность проследить эволюцию ее политической власти…

На мировые цены поставок газа Россия и Украина перешли в конце 1993 г., до этого Россия поставляла Украине газ и нефть по ценам значительно ниже мировых, субсидировав ее тем самым за два года на 7 млрд. долл. Установленные в середине 1990-х гг. мировые цены украинская сторона считала несправедливыми, поскольку Украина покупала у России газ по цене 80 долл., в то время, как в Европе он стоил, например, в 1997 г. 67,5 долл. Председатель подкомитета по вопросам газовой промышленности Верховной Рады И. Дияк утверждал, что стоимость газа «на украинско-российской границе должна составлять 35-40 долларов. Следовательно, продавая газ фактически по цене 80 долларов, Россия получает чистый доход от продажи газа Украине…, а Украина переплачивает за российский газ почти 2 млрд долл. в год».

В ответ представители «Газпрома» заявляли, что на Украине «подворовывается» примерно 100 млн. куб.м. газа ежесуточно, что для России означает потерю 2,6 млрд. долл. в год. Для тех лет, это было эквивалентно ~10% годового бюджета России. Причем часть «перехваченного» газа реэкспортируется Украиной. Кроме этого цена на газ на границе с Украиной, отмечал «Газпром», определяется не расчётной, а рыночной ценой, и поэтому стоимость транзита здесь не играет роли.

Проблемы цен на газ того времени, очевидно, следует искать не столько в России, сколько в том, на что указывал председатель правления «Нефтегаза Украины»: «Все нынешние богатые и влиятельные люди на Украине заработали свои капиталы на российском газе…».

С начала 2000-х гг. вопрос цен отошел на второй план, поскольку цена газа для Украины оказалась существенно ниже среднеевропейской, почти в 3 раза. Ключевую роль в этом сыграли поставки дешевого туркменского газа. Цены стали стремительно расти с 2006 г., однако этот рост носил технический характер и объяснялся, прежде всего, ростом цен на газ в Европе: коэффициент корреляции между украинскими и европейскими ценами за 2005-2008 гг. составил 0,96.

Перелом, по мнению украинской, стороны произошел в 2009 г., когда по ее данным стоимость газа для Украины стала выше, чем для Германии, без учета стоимости транзита. Это во многом объяснялось тем, что Туркмения сначала стала поставлять газ по мировым ценам, а затем вообще прекратила поставки. Между тем рост цен возобновился в 2011 г., и в 2012 г. они стали выше европейских уже в абсолютных цифрах.

Gaz czeny

Цены «Газпрома» на газ для Украины и Европы, дол./тыс. куб.м.8 Как это ни парадоксально, но удар роста газовых цен пришелся на президента В. Януковича, - наиболее лояльно, из всех предыдущих, относящегося к России. Маловероятно, что этот шаг, со стороны российских политических элит, был сделан умышленно, поскольку они в последний момент отчаянно пытались спасти Януковича, обещая понизить цены на газ до 286 долл. и предоставить его правительству кредит в 15 млрд. долл. и даже успели выдать 3 млрд из них. Однако было уже поздно.

Цена газа в 2012 г. была выведена из европейской формулы, утвержденной в контракте, подписанном Ю. Тимошенко в январе 2009 г., по итогам газового конфликта между «Газпромом» и Украиной. За подписание этого контракта Ю. Тимошенко в 2011 г., по инициативе сменившего Ющенко Януковича, была осуждена на 7 лет, Европейский парламент назвал преследование Тимошенко «политически мотивированным избирательным правосудием». Европейский суд по правам человека в 2013 г. решил, что ее содержание под стражей «было произволом». Парламентская ассамблея Совета Европы признала Тимошенко «политзаключенной».

В 2010 г. В. Янукович и Д. Медведев согласовали «харьковскую скидку» на газ, в размере 30% (но не более $100), за пребывание Черноморского флота России на территории Украины. О реакции националистической оппозиции на «харьковские соглашения», наглядно говорило заявление прежнего президента Украины, при котором было подписано газовое соглашение, В. Ющенко: «Взамен на дешевый газ, который экономически дискредитирует страну, который отбрасывает нас от конкурентных возможностей, который оставляет неконкурентную экономику в том забвении, в котором она находится, — на вторую чашу весов ставят самое святое для каждой нации — суверенитет и независимость. Мне такой обмен не понятен... Соломой нужно топить, но быть независимыми. Понимать, что это святое».

Резкий рост цен на газ в 2012 г., в условиях слабости украинской экономики, очевидно, оказал свое влияние на рост общего недовольства и радикализацию ситуации в стране, что способствовало государственному перевороту 2014 г. и приходу радикалов к власти.

Не смотря на то, что номинальная цена газа для Украины в 2012 г. была на 40% выше среднеевропейской, в этом трудно усмотреть какие-либо политические мотивы с российской стороны, поскольку, если верить ценовой карте «Газпрома», она была практически равна его цене для Польши и ниже, чем для Македонии. Но рост цен на газ не оказал существенного влияния на динамику экономики этих стран. В то же время реальная цена газа для Украины, была существенно ниже, чем у ее западной соседки, с учетом $100 «харьковской скидки», она составляла $430. Но, не смотря на более низку цену газа, экономика и политическая система Украины начали валиться.

Ценовая карта Газпрома, «Известия» 1.02.2013

Gazprom karta

Последовавшие события развивались по классическому и закономерному сценарию, описание которому, на примере Германии 1930-х гг., дал израильский публицист У. Авнери: «В каждом обществе в любое время существуют бациллы фашизма… Носители их на обочине. Нормально функционирующая нация может держать эту группу под контролем. Но потом что-то происходит Экономическая катастрофа, повергающая многих в отчаяние. Национальное несчастье, поражение. Внезапно презираемая группа «обочины» становится значимой. Она мгновенно инфицирует политиков, армию и полицию. Нация сходит с ума…».

Экономическая катастрофа на Украине начала постепенно развиваться с развала СССР (см. подробнее Кризис на Украине ч. 3.1 Экономический детерминизм) и даже некоторый экономический рост 2000-х гг. не смог остановить процесса деградации, поскольку он обеспечивался, главным образом, за счет роста мировых цен на экспортируемое сырье. В то же время, за некоторыми исключениями, высокотехнологичные сектора продолжали деградировать.

Автор сам являлся непосредственным свидетелем данного процесса, поскольку на протяжении 2000-х гг. его фирма сотрудничала с одним из крупных киевских приборостроительных предприятий, и ему неоднократно приходилось бывать на нем. С каждым приездом становилось все более заметным, что ситуация на предприятии все более ухудшалась. В словах руководителей завода звучало растущее глухое отчаяние, они не видели выхода из приближающегося тупика. И если такие настроения охватывали опытных, находящихся на закате своей трудовой карьеры, управленцев то, что же говорить о молодежи, едва вышедшей в мир и рвущейся к жизни.

Радикализация Украины стала следствием процесса все более углубляющейся деградации ее экономической и политической системы. И процесс этот еще не закончен, он будет должен окончательно созреть и каким-то образом разрешиться в недалеком будущем. И очевидно не без внешнего влияния, поскольку все политические события на Украине последних лет были многократно катализированы политикой Запада, который манил Украину перспективами «светлого европейского будущего»...

Продолжение следует

Источник: galin.biz

 

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также