Аналитика

Внешний долг Беларуси: красная черта может быть пересечена уже в уходящем году

Уделяя внимание проблемам внешнего долга стран дальнего зарубежья, таких как США, Греция, Аргентина, важно не выпускать из поля зрения долговую ситуацию ближайших соседей России, с которыми она связана тесными торгово-экономическими отношениями. Среди таких стран – Республика Беларусь. Я хотел бы предложить краткий обзор экономического положения Белоруссии в части, касающейся её внешнего долга, особенно внешнего государственного долга. Представление об этой стороне экономики Белоруссии поможет лучше понять некоторые процессы, протекающие в союзном России государстве.

Табл. 1.

Относительный уровень внешнего долга Республики Беларусь и расходов по его обслуживанию (% к ВВП).

 

2001*

2009*

2015**

Валовой внешний долг

16,0

24,9

62,4

Государственный внешний долг

3,5

5,9

21,1

Прочие внешние долги

12,5

19,0

41,3

Обслуживание валового внешнего долга***

5,6

10,7

16,1

Обслуживание государственного внешнего долга***

1,0

0,5

5,5

Обслуживание прочих внешних долгов***

4,6

10,2

10,6

* На 1 января
** На 1 октября
*** Выплата процентов и погашение основной суммы долга за предыдущие двенадцать месяцев.

Источник: myfin.by

В табл. 1 под государственным внешним долгом понимаются долги по заимствованиям центральных органов государственного управления (прежде всего, Минфина Республики Беларусь). На 1 октября 2015 г. доля такого долга в совокупном внешнем долге страны была равна одной трети (33,9%).

В состав прочих внешних долгов страны входят: 1) обязательства Национального банка Республики Беларусь по внешним займам (4,6% совокупного внешнего долга); 2) долги банковской системы страны (17,3%); 3) задолженность нефинансовых предприятий и организаций (44,2%). Последний вид внешней задолженности выглядит весьма пёстро. Это не столько обязательства по внешним займам и кредитам, сколько текущая задолженность промышленных предприятий за сырьё, комплектующие и энергоносители, а также непогашенная задолженность торговли по импортным товарам; сюда же включаются прямые иностранные инвестиции в белорусские предприятия и организации. Учитывая, что в капитале многих предприятий и организаций Республики Беларусь государство имеет частичное или 100-процентное участие, значительная доля совокупного внешнего долга Белоруссии – это фактически государственные обязательства. Национальный банк Республики Беларусь также является государственной организацией.

Новые внешние заимствования Белоруссии имеют два основных способа использования: 1) погашение обязательств по ранее полученным внешним займам и кредитам; 2) финансирование экономического развития страны. В 2015 году Республикой Беларусь было получено государственных кредитов и займов из-за рубежа на сумму 2 миллиарда 173 млн. долларов. В том числе (в долларовом эквиваленте):

- от правительства и банков РФ - в общей сложности 1 миллиард 572 млн.;

- от банков Китая – 528 млн.;

- от Всемирного банка – 73 млн.

Основная часть китайских кредитов носила связанный характер, то есть они предоставлялись на закупку китайских товаров и финансирование проектов с участием КНР. Кредиты Всемирного банка выделены для финансирования строительства объектов инфраструктуры. Российские кредиты и займы частично имеют связанный характер, частично могут использоваться для обслуживания долгов по ранее полученным кредитам и займам. К сожалению, с каждым годом всё большая часть всех получаемых новых займов и кредитов идёт на рефинансирование и обслуживание ранее взятых средств, а часть, предназначенная для развития экономики, быстро сокращается. В мировой практике такую ситуацию называют долговой ловушкой.

В 2015 году Белоруссией было погашено и обслужено государственных займов на общую сумму 2.016 млн. долл. Эта сумма включала (млн. долл.): 1) погашение первого выпуска отечественных евробондов - 1.000; 2) погашение кредита Евразийского фонда стабилизации и развития – 353,1; 3) погашение займа российского правительства – 300; 4) погашение кредитов китайских банков – 147,7; 5) полное погашение обязательств по кредитам банков Венесуэлы – 115,2; 6) погашение оставшейся задолженности по кредиту МВФ – 75,9; 7) обслуживание долга по кредитам Всемирного банка – 20,9; 8) выплаты по кредитной линии Товарно-кредитной корпорации США на закупку зерна – 3,6. Соотношение выплат по погашению основной суммы долга и выплат по обслуживанию долга в виде начисленных процентов сильно колеблется от года к году (в зависимости от графиков кредитных соглашений). Например, в 2008 году в общем объёме выплат по внешнему государственному долгу на погашение основной суммы долга пришлось 45%, а на выплату процентов – 55%. В 2015 году эта пропорция составила 77% к 23%.

Можно заметить, что приток новых займов и кредитов в Белоруссию в 2015 году был практически равен сумме выплат по ранее полученным займам и кредитам. Это напоминает бег на месте и разительно контрастирует с ситуацией начала 2000-х годов, когда приток новых займов и кредитов из-за рубежа на порядок превышал расходы на уплату процентов и погашения долгов. Белорусские эксперты предупреждают, что продолжение дальнейшего наращивания внешнего государственного долга может изменить баланс притока новых займов и кредитов и оттока средств на обслуживание и погашение внешних долгов в пользу оттока. Для Белоруссии это будет означать долговой капкан.

Полная картина изменения долгового положения Республики Беларусь за 2016 год появится к февралю-марту 2017 года. Пока имеется статистика за первые три квартала текущего года. И вот что получается. Погашения внешнего государственного долга с начала 2016 года составили 690,7 млн. долларов США. Однако в январе-сентябре 2016 года были привлечены внешние государственные займы на сумму 1 543,4 млн. долларов США. За три квартала внешний государственный долг увеличился без малого на 1 миллиард (977,8 млн.) долл. (с учётом изменений валютных курсов). Внешний государственный долг по состоянию на 1 октября 2016 года достиг 13,4 млрд. долл.

Упомянутое погашение долга (вместе с выплатами процентов) в текущем году (690,7 млн. долл.) складывалось из следующих основных компонентов (млн. долл.): 1) Евразийский фонд стабилизации и развития - 264,8; 2) правительство Российской Федерации - 225,0; 3) банки КНР - 166,7; 4) Всемирный банк - 33,4; 5) частные кредиторы США – 0,7; 6) ЕБРР – 0,1. Впрочем, картина выплат по итогам года может существенно отличаться от той, которая была зафиксирована на 1 октября: многие обязательства по погашению основной суммы долга и выплате процентов обычно сдвигаются на конец года.

А вот список новых займов и кредитов, полученных Белоруссией в 2016 году (млн. долл.): 1) Евразийский фонд стабилизации и развития - 800; 2) правительство и банки Российской Федерации – 359,6; 3) банки КНР – 287,0; 4) Всемирный банк - 95,0; 5) ЕБРР – 1,8.

Как видим, крупнейшим кредитором государства Республика Беларусь выступают Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР), а также российские кредиторы в лице правительства РФ и российских банков. Евразийский фонд стабилизации и развития (ранее - Антикризисный фонд ЕАЭС) — региональный финансовый механизм, который был учреждён в 2009 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном. Фонд создан в целях преодоления негативных кризисных последствий, обеспечения долгосрочной устойчивости и содействия интеграции экономик государств-участников Фонда. Фонд предоставляет поддержку государствам-участникам ЕАЭС в следующих формах: 1) финансовые кредиты правительствам для поддержки бюджетов и/или платёжных балансов государств-участников; 2) инвестиционные кредиты государствам-участникам или компаниям для финансирования крупных инвестиционных проектов; 3) гранты для финансирования государственных программ в социальной сфере. Суммарный вклад государств-участников в Фонд составляет 8,513 миллиарда долларов США. Львиная доля взносов в капитал Фонда приходится на Российскую Федерацию - 88% (7,5 млрд. долл.).

Без преувеличения можно сказать, что кредиты ЕФСР – «почти что российские». За 9 месяцев текущего года правительством Республики Беларусь из источников «российского происхождения» было получено 75% всех внешних займом и кредитов.

Роль РФ в кредитовании Республики Беларусь этим не ограничивается. Дело в том, что примерно половина всего государственного долга государства приходится на внутренние займы. Например, за январь-сентябрь 2016 года размещено внутренних валютных и рублёвых государственных облигаций на сумму 1 329,0 млн. долларов США и 495,9 млн. рублей. Белорусские аналитики обращают внимание на то, что существенную часть таких внутренних займов приобретают банки, в уставных капиталах которых присутствуют российские акционеры. В списке крупнейших белорусских банков числятся дочки российских банков ВТБ, Сбербанк, Альфа-Банк, Газпромбанк. Все они являются активными покупателями белорусских казначейских бумаг.

А как может выглядеть картина государственного внешнего долга Республики Беларусь в следующем, 2017 году? По оценкам Минфина РБ, государство должно заплатить по ныне действующим международным кредитам и займам (проценты и погашение основной суммы долга) сумму, равную 1,86 млрд. долл. Она, как ожидается, будет складываться из следующих основных компонентов (млн. долл.): 1) правительство и банки Российской Федерации – 741,3; 2) Евразийский фонд стабилизации и развития - 487,9; китайские банки - 381,7.

Белорусскому правительству в следующем году предстоит также выполнять свои обязательства перед держателями внутреннего государственного долга. Сумма таких обязательств оценивается в 1,65 млрд. долл. Эти долги связаны в первую очередь с выпуском валютных облигаций, доля рублёвых облигаций в общей сумме внутреннего долга - около 15%. С помощью этих внутренних валютных займов правительство РБ стремится мобилизовать средства для погашения по внешним займам. В целом в следующем году сумма валютных обязательств белорусского правительства по внешним и внутренним займам составит как минимум 3 млрд. долл.

Долговая ситуация для Беларуси будет, таким образом, и в 2017 году очень напряжённой. Как из неё выходить? Согласно заявлениям Минфина РБ, в 2017 году планируется прибегнуть к следующим источникам мобилизации валютных средств (млн. долл.): 1) размещение нового выпуска еврооблигаций – 800; 2) получение новых траншей кредита Евразийского фонда стабилизации и развития – 700; 3) размещение валютных гособлигаций на внутреннем рынке – 360. 

Нетрудно заметить, что этого не хватит даже для выполнения половины валютных обязательств правительства. Поэтому правительство разработало план жесточайшей бюджетной экономии, планируется также увеличить поступления в бюджет за счёт вывозных пошлин на нефтепродукты. Ожидается, что в результате принятых мер профицит составит 1,5 млрд. рублей. Бюджет РБ на 2017 год исходит из того, что 1 доллар США = 2,20 белорусского рубля. Получается, что в валютном эквиваленте профицит составит 682 млн. долл. Даже с учётом этого валюты для покрытия всех обязательств по государственному долгу не хватит. Вероятно, часть обязательств по внутренним долгам правительство постарается рефинансировать. Держателями этих долгов являются преимущественно белорусские банки (среди них, как мы отметили, несколько российских дочек). Им правительство предложит купить новые выпуски валютных гособлигаций, средства от которых пойдут на погашение предыдущих выпусков долговых бумаг, но даже эта мера не позволит полностью покрыть все валютные обязательства правительства в следующем году.

Правительство РБ само установило себе порог безопасности по величине внешнего государственного долга. Он определён в 25% ВВП. Как видно из табл. 1, ещё в 2015 году этот долг находился на допустимом уровне (21,1 % ВВП). По итогам 2016 года страна может оказаться за красной чертой. Отчасти это обусловлено сложностями в экономике и снижением реального ВВП. В ещё большей степени это обусловлено обесценением белорусского рубля по отношению к доллару США. Согласно оценкам, ВВП Беларуси в долларовом эквиваленте в 2016 году составит (по среднегодовому курсу) 46,5 млрд. долларов. Для сравнения: в 2015-м ВВП был равен 54,6 млрд. долларов. На 1 января 2016 года, по данным Минфина, отношение внешнего госдолга к ВВП составляло 22,7%. На 1 января 2017 года этот показатель, если исходить из прогнозных оценок ВВП и предположения, что внешний госдолг останется равным 13,5 млрд. долл., может достичь 29%.

Чтобы выйти из долговых клещей, Минск активно стремится к получению новых международных кредитов и займов. Здесь просматриваются два основных направления. Первое – кредиты от России и Евразийского фонда стабилизации и развития, который в Минске тоже полностью ассоциируется с Россией. Второе - кредиты Международного валютного фонда, о чём Минск ведет переговоры с прошлого года, но об этом – в следующей моей статье.

(Окончание следует)

Источник: fondsk.ru

Ещё материалы по Белоруссии:

Белорусские «вежливые люди» – с кем они вежливы?

Белорусские «вежливые люди» – с кем они вежливы?

О них сообщил в интервью украинской газете «Правительственный курьер» посол Беларуси на Украине Игорь Сокол. «Беларусь – участник Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), но мы не видим тут противоречий с нашей объективной заинтересованностью в стабильно взаимно вежливых отношениях с ЕС и НАТО, интегрирование в которые – приоритет для Украины», – сказал Сокол. И сделал акцент на важности «площадки взаимодействия Минска и Киева», под коей подразумевается «Восточное партнёрство».

Примечательно в этой цитате то, что очень коротко Сокол выразил суть внешней политики белорусского государства: с одной стороны, прямое участие в ЕАЭС и ОДКБ, с другой – «взаимная вежливость» с ЕС и НАТО, а также с европейской площадкой «Восточного партнёрства», придуманной поляками и шведами для ослабления геополитических позиций России в шести странах бывшего СССР, в числе которых – Украина и Беларусь. 

«Восточное партнёрство» – это та самая приманка, на которую попалась Украина. Следствием участия украинского государства в этой европейской программе и стал государственный переворот в феврале 2014 года. Именно Вильнюсский саммит «Восточного партнёрства», который состоялся 28-29 ноября 2013 года, определил дальнейшую судьбу Украины: председатель Европейского парламента Мартин Шульц тогда прямо заявил, что соглашение об ассоциации Украины с ЕС может быть подписано со следующим президентом (поскольку действующий глава украинского государства приостановил подписание соглашения, а на самом саммите призвал ЕС к реальным шагам «навстречу Украине», предусматривавшим организацию финансовой помощи, пересмотр торговых ограничений на импорт продукции украинского производства, урегулирование отношений со странами Таможенного союза, участие европейцев в реконструкции газотранспортной системы, а также отказ стран-членов ЕС от строительства альтернативных газопроводов в обход Украины). 

Собственно, Янукович огласил тогда перечень требований, основанных на проукраинской позиции, и тут бы уже собравшемуся майдану приветствовать стремление президента не навредить интересам государства, но в Киеве буквально восприняли слова Шульца – и стали свергать власть, дабы заполучить «нового президента», с которым ЕС соглашение так и не подписало по сей день. 

Зато «Восточное партнёрство» добилось на Украине политической нестабильности, войны и роста неонацистских настроений. Подписание же пресловутого соглашения об ассоциации с каждым днём всё больше напоминает цирковое представление: теперь уже Нидерланды, не желающие состоять с Украиной в одном союзе ни сейчас, ни когда-либо, потребовали от ЕС включить в документ ряд условий, которые прямо указывают украинцам их место в Европе. Точнее, отсутствие этого места как такового.

Печальный опыт участия Украины в «Восточном партнёрстве» должен бы служить уроком для Беларуси, однако белорусский посол в Киеве продолжает видеть в этом проекте, явно недружественном по отношению к участникам, «важную площадку для взаимодействия». Фактически «Восточное партнёрство» имеет единственную цель: в обмен на разрыв сотрудничества страны-участника с Россией этой стране предлагают набор возможностей и отложенных перспектив плюс список условий, при которых узкое окно возможностей, вероятно, приоткроется, а перспективы приблизятся. Чистой воды мошенничество: точно так же «обувают» обывателей, выманивая у них деньги за товары, которыми приписываются невероятнейшие качества. 

«Восточное партнёрство» – это то же самое мошенничество, только в геополитических масштабах: одураченному государству Евросоюз втюхивает филькину грамоту (соглашение об ассоциации) под видом некоего мистического свитка, якобы интегрирующего страну в Европу. Что хотят получить от «Восточного партнёрства» в Беларуси и в чём для белорусского государства ценность этой «площадки»? Игорь Сокол на сей счёт слова не проронил, ограничившись вежливым указанием на её важность. При этом посол не может не понимать, что принесло «Восточное партнёрство» Украине, он хорошо помнит и УССР (окончил военное училище имени Фрунзе в Киеве в 1983 году), и постсоветскую украинскую действительность (окончил Киевский национальный университет в 1995-м), в качестве посла Беларуси на Украине работает с начала осени 2016 года. Есть с чем сравнивать. Но белорусский посол предпочитает вежливость открытому и честному мнению об угрозах «Восточного партнёрства» как для Украины (уже претворившихся в жизнь, к сожалению), так и для Беларуси. 

На Украине, без сомнения, эту вежливость воспринимают как одобрение, а слова Игоря Сокола о том, что «Восточное партнёрство» для Беларуси служит «площадкой для взаимодействия с Киевом» означают для украинской власти, что для Минска цели этой европейской авантюры приемлемы.

Трудно понять, что скрывает белорусская вежливость.

Источник: fondsk.ru

Как потерять Беларусь

На днях в Доме Москвы в Минске принимали гостей из Крыма. Крымчане приезжали презентовать свой культурный и туристический потенциал, привезли выставку «Открой для себя Крым», виноделов и представителей туристических компаний. Участие в совершенно нерядовом для Минска мероприятии Дома Москвы приняли представители посольства и торгового представительства России в Республике Беларусь.

Однако, если все крымские средства массовой информации, вплоть до городских и районных сайтов и газет, сообщили об этой встрече с белорусами жителям полуострова, то белорусы, похоже, так и не смогли открыть для себя Крым, поскольку пресса о его «культурном и туристическом потенциале», как и о крымской презентации в Доме Москвы, просто не написала. Разве что отдельные оппозиционные сайты анонсировали выставку ещё в октябре, выудив ссылку на расходы по её организации на сайте государственных закупок – 1,1 миллиона российских рублей, между прочим. Кстати, туристические компании Беларуси, весьма далёкие от политики, исправно перепечатали у себя статью, поскольку тема касалась туризма, а никакой другой информации, помимо той, что нарыли оппозиционеры, не было.

Вот и теперь то же самое: мероприятия отгремели, приветственные и благодарственные речи произнесены, договорённости о сотрудничестве подписаны – и тишина. Тишина весьма болезненная как для Крыма, так и для России, поскольку любой культурный обмен, любое торговое, производственное или иное сотрудничество Беларуси с Крымом – это признание, как говорил глава белорусского государства Александр Лукашенко, «фактического состояния дел». Де-юре, помнится, он и не обещал признавать Крым российским, но что касается де-факто, здесь президент Беларуси выразился вполне ясно: «Фактически Крым Украине не принадлежит». Вот и исходят белорусы из «де-факто». Однако, дружное молчание прессы по поводу события в Минске заставляет думать, что и фактическое сотрудничество Беларуси с российским Крымом приходится скрывать, чтобы не возбуждать лишний раз западных наблюдателей за положением дел, рвущихся в «друзья Беларуси».

«Разжигаете?» – возмущённо спросит иной читатель. Да нет, отнюдь.

Наверное, ведь повальное молчание белорусской прессы имеет какое-то логическое объяснение? Оказалось, имеет, и самое что ни на есть тривиальное и неприятное. Дом Москвы в Минске в полном смысле слова отстал от жизни: на сайте  этого учреждения, призванного укреплять связи и развивать самые разные аспекты сотрудничества России и Беларуси, последняя новость датируется – не поверите – 12 марта 2016 года, а сообщение о событии – 13 ноября 2016 года. Единственный (судя по сайту) почётный гость из представителей творческих профессий побывал в минском Доме Москвы примерно шесть лет назад, в марте 2010 года. Что касается высокопоставленных персон, их фотогалерея датируется 2012 годом. Страница партнёров находится в разработке, хотя сам сайт Дома Москвы в Минске создан ещё в 2012 году. Ссылки на белорусскую прессу заканчиваются в 2015 году (их всего две), а перед этим – информационный провал в четыре года. Из благодарственных писем можно понять, что российско-белорусское сотрудничество имело место и в 2013 году. Анонсирования событий нет и вовсе. Потому белорусская пресса и не в курсе текущих событий.

При всём при этом Дом Москвы имеет прекрасно оборудованные залы для выставок, балов, конференций и концертов. Правда, ни в одном из них не удалось увидеть выставку «Открой для себя Крым» – в виде репортажа о ней.

В чём смысл всего великолепия представительства российской столицы в Минске, если информационная составляющая на выходе – нулевая? Приехали гости из Крыма, уехали гости из Крыма, а Дом Москвы как стоял в Минске, так и продолжает стоять. Молча.

Белорусы же продолжат открывать для себя Крым из статеек в оппозиционной прессе, представляющей исключительно украинскую точку зрения на полуостров и маркирующей его как «оккупированную территорию».

Продолжение: Республика Беларусь и МВФ

Источник: fondsk.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также