Аналитика

Николя Мор, весной сменивший на посту президента АвтоВАЗа Бу Андерссона, рассказал в интервью РБК, как он намерен изменить имидж Lada и вернуть завод к прибыльности. Сокращений персонала не избежать, но они будут намного осторожней, чем у предшественника

Как АвтоВАЗ распорядится 85 млрд руб., обещанными акционерами, кто останется его крупнейшими совладельцами после допэмиссии, каких премьер ждать от автозавода и поможет ли предприятию новый глава президентской администрации Антон Вайно — эти и другие вопросы РБК обсудил с Мором.

Видеоверсию интервью смотрите на телеканале РБК в четверг, 6 октября, в 20:05.

«Я не скажу вам ни одной цифры»

— 10 октября акционеры АвтоВАЗа рассмотрят вопрос о допэмиссии компании на 25 млрд руб., первом этапе финансового оздоровления компании на 85 млрд руб. Какая часть привлеченных средств пойдет на погашения долгов, которые по итогам года составили около 100 млрд руб.?

— Процессом рекапитализации занимаются акционеры. Наряду с допэмиссией будут другие шаги, которые мы предпримем, чтобы снизить соотношение задолженности к собственному капиталу. Мы работаем над [финансовыми] моделями, [допэмиссия] поможет снизить расходы на финансирование компании и позитивно скажется на ее результатах. К тому же это поможет финансировать будущие проекты AвтоВАЗа.

— Но какая часть допэмиссии пойдет на финансирование проектов, какая — на сокращение долгов?

— Еще раз повторю, дополнительная эмиссия — это компетенция акционеров. Но в любом случае благодаря допэмиссии мы будем в значительно более выгодном положении, чтобы финансировать новые проекты, над которыми мы сейчас работаем.

— Основные акционеры АвтоВАЗа — Renault-Nissan и «Ростех» — уже сообщили, что намерены принять участие в допэмиссии. Renault сообщила, что готова выкупить допэмиссии вплоть до 25 млрд руб. Возможно ли, что в результате ее эффективная доля в АвтоВАЗе увеличится с 37 до 77%?

— Повторюсь, я не скажу вам ни одной цифры. Это все еще в процессе. Но точно могу сказать, что доля Renault увеличится значительно.

— И долг АвтоВАЗа перед акционерами сократится?

— Да.

— Вы обсуждали этот план с другими акционерами АвтоВАЗа и, может быть, кредиторами? Может быть, кто-то из них тоже захочет принять участие в допэмиссии?

— Наши основные банки, разумеется, знают об этом процессе. Участие всех миноритарных акционеров в допэмиссии приветствуется. За ними остается право [участвовать в ней или нет]. Но точно Renault будет одним из крупнейших покупателей.

— А «Ростех» сохранит блокирующий пакет?

— Сейчас пакет «Ростеха» составляет 25%. И «Ростех» сохранит примерно такую долю в АвтоВАЗе. Основными акционерами АвтоВАЗа будут Renault и «Ростех».

— Сколько времени займет реализация всего плана — рекапитализации на 85 млрд руб.?

— В любом случае это продлится в 2017 году, не могу сказать, до февраля-марта или апреля. Но решение опять же за акционерами.

«Мы должны больше работать»

—У АвтоВАЗа были огромные убытки по итогам 2015 года — 74 млрд руб. За первое полугодие компания получила еще около 27 млрд руб. Какой у вас прогноз по итогам года?

— Нужно принимать во внимание, что в размере этого долга есть большая доля обесценения рубля, одноразовых списаний, которые снова не повторятся. Результаты за первое полугодие улучшились по сравнению с прошлым годом (операционные расходы во втором квартале сократились в три раза по сравнению с первым). Но этого недостаточно, то есть мы должны больше работать одновременно над увеличением продаж и сокращением издержек — над оптимизацией и повышением производительности на заводах.

— Каковы ваши планы по продажам в этом году?

— В этом году мы продадим 260–270 тыс. только автомобилей Lada. В общей сложности мы выпустим 420 тыс. машин, включая другие бренды, в том числе Renault, Nissan, Datsun.

— Таких объемов недостаточно для прибыльности?

— Этих объемов с нынешними ценами [машин] недостаточно.

— А если говорить про российский рынок в целом, в августе продажи упали на 18% (в сравнении с августом 2015 года), сообщала Ассоциация европейского бизнеса. По итогам года, согласно прогнозу PwC, продажи упадут на 14%, до 1,1 млн машин. Вы согласны с этим прогнозом?

— Сейчас наш прогноз на 2016 год — 1,3 млн машин. Конечно, год еще не завершен. Нас может ждать как хороший сюрприз, так и плохой сюрприз. Экономика сейчас по-прежнему в состоянии неопределенности. Мы должны очень оперативно реагировать на запросы рынка, которые могут расти или снижаться.

Но мы можем сказать, что в июле—августе доля Lada в общем объеме продаж была достаточно хорошей. Мы получили больше 20%. В целом мы чувствуем себя лучше, чем весь рынок на данный момент.

— А в следующем году вы по-прежнему ожидаете роста или даже стабилизация уровня продаж будет хорошей новостью?

— В последние годы, включая 2016 год, российский рынок поддерживался благодаря мерам российского правительства, в том числе программе утилизации и trade-in, которые очень эффективны и помогают всей автоиндустрии и, конечно, Lada поддерживать продажи. Сейчас идут обсуждения о мерах поддержки в 2017 году и далее. Разумеется, мы проинформированы об этих дискуссиях, которые должны быть завершены в ближайшие два месяца. Возможно, меры будут отличаться от того, что есть сейчас.

Поэтому сейчас немного рано говорить, какие будут рыночные тренды в следующем году. Наш нынешний прогноз состоит в том, что продажи останутся на уровне 2016 года.

Источник: rbc.ru 

«На АвтоВАЗе я достиг большего, чем в Mercedes и Volvo»

Какие концепты пойдут в серию? Каков новый образ бренда Lada? Как улучшить репутацию «АвтоВАЗа»? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил главный дизайнер Волжского автозавода Стив Маттин.

Какие из шести концептов, представленных на Московском автосалоне (ММАС-2016), увидят свет и когда, а какие, может быть, так и останутся концептами?

Маттин: Надеюсь, все они рано или поздно увидят свет. Могу сказать, что вопрос производства Vesta SW Cross уже решен. Машина встанет на конвейер во второй половине 2017 года. Кстати, ее внешность будет очень близка к тому, как выглядел представленный концепт: спортивный кузов с элементами кроссовера. Вероятность запуска в производство седана Vesta Cross также высока. Машина еще не согласована окончательно, однако можно ожидать, что Vesta Cross появится в продаже одновременно с Vesta SW Cross.

Идем дальше, XRay Cross — этот проект пока находится на стадии обсуждения. Мы стараемся оптимизировать для него бизнес-план. Для этого и выставили концепты XRay Cross, а также XRay Sport и Vesta Sport — чтобы посмотреть на реакцию публики, посчитать примерные объемы производства. Если говорить отдельно о спортивных концептах, важно понимать, что они основаны на уже выпускаемых моделях. То есть это уровень чистого дизайна. У машин колоссальный потенциал, а наладить их выпуск не так сложно.

Наконец, последний концепт — XСode. Это иллюстрация того, как со временем изменится язык дизайна бренда. Другие модели по сути являются прибавлением в существующем семействе. А вот XСode — это уже следующее поколение. Мы хотели показать, что «икс-образный» дизайн не является временным признаком моделей Vesta или XRay, нет, это ДНК бренда, которое будет проявляться в грядущих поколениях Lada.

Когда впервые была представлена XRay, концепт был очень ярким. А вот серийная машина многих разочаровала, она оказалась чересчур обычной. Почему не удалось воплотить первоначальные идеи?

Не было такой задачи. Тогда, в 2012 году, мы только начинали, важно было показать, что настала новая эра развития бренда. А для этого, в первую очередь, требовалось разработать уникальный образ Lada. Поэтому концепт создавался вообще без инженерной поддержки. Это был дизайн в чистом виде. Конечно, мы могли бы выставить седан Vesta, который к тому времени был готов. Но мы хотели дать понять, что «АвтоВАЗ» выходит в новые сегменты рынка. Кроме того, была цель заинтересовать людей. И тут концепт отработал на все 200 процентов. Позже, когда началась работа над серийным кроссовером, мы решили сохранить название XRay, чтобы у людей не возникало ощущения, что модель, о которой они столько слышали, куда-то пропала.

Концепт XCode, иллюстрирующий следующее поколение Lada, такой же «умозрительный» или все-таки ближе к серийной машине?

Скажем так: он посредине между чистым виденьем будущего и теми концептами, которые близки к производству. Пока под него не подведена ни одна заводская платформа. Это в процессе обсуждения. Но я очень надеюсь, что нам удастся создать что-то действительно близкое к XCode, потому что реакция людей на эту машину была потрясающей.

Разработанный вами образ Lada выполнен с чистого листа. Словно до этого завод машин не выпускал. Почему вы отказались от идеи преемственности дизайна?

Это один из важнейших вопросов, которые мне пришлось решить. Я проработал 18 лет в Mercedes-Benz, четыре года в Volvo — и вот меня пригласили в «АвтоВАЗ». Зачем? Чтобы все поменять. Если посмотреть на историю Lada, марка долгое время существовала в вакууме. По понятным причинам западные машины не могли составить ей конкуренцию. Потребитель в лучшем случае выбирал между «Жигулями» и «Москвичом». Однако времена изменились. И когда людям стали доступны европейские, японские и корейские машины, Lada превратилась в бренд, который выбирали из-за отсутствия денег. Поэтому в обществе естественная привязанность к отечественной марке тесно переплетается с ненавистью к ней же. Я хочу это изменить. Сделать так, чтобы люди гордились тем, что приобретают Lada. Для этого нужно начать с чистого листа, выработать язык дизайна, которого раньше не было.

Однако другие автомобильные компании эксплуатируют ностальгические чувства. Спросом пользуются Mini Cooper и Fiat 500, делающие акцент на ретро. Думаете в случае с «АвтоВАЗом» это бы не сработало?

В этом отношении Lada отличается от всех других марок. Классические модели производились в течение 40 лет с минимальными изменениями. Когда я пришел на завод, они все еще были на конвейере! Думаю, люди не успели по ним соскучиться. И даже сегодня наиболее культовая модель бренда — не только в России, но и по всему миру — Lada 4X4, это машина 40-летней давности. Хотите немного ретро? Так купите Lada 4X4. Лично я приехал сюда не для того, чтобы предаваться ностальгии, а, наоборот, двигать марку вперед, менять ее.

Lada 4X4 еще не затронута «икс-образным» дизайном. Однако известно, что работы над новым обликом ведутся. Не могли бы вы поделиться подробностями?

Как я уже говорил, внутри бренда этот автомобиль всегда будет иметь особенный статус. И его модернизация — один из важнейших проектов, над которым мы работаем. Когда новая 4х4 увидит свет, люди смогут узнать характерные черты классической модели. Но это не будет чем-то ностальгическим. Мы ищем правильную комбинацию, чтобы встроить ее в семейство машин с новой генетикой.

Главный вопрос — останется ли автомобиль настоящим внедорожником или начнет дрейфовать в сторону кроссоверов?

Мы знаем сильные стороны этой машины, в чем заключается ее уникальность. Она может проехать где угодно, она очень практична. Мы не хотим терять эти качества. У Lada 4X4 есть постоянная аудитория, нам известны ее запросы. И это все, что я пока могу сказать о проекте.

Расскажите о другой новинке, Lada Signature. «АвтоВАЗ» и раньше пытался делать удлиненные седаны, но они не пользовались успехом. Зачем вообще нужна машина представительского класса в бюджетном сегменте?

Прежде всего, хочу отметить, что Signature не нужно воспринимать как попытку перейти в более дорогой сегмент. Наоборот, ее главное преимущество — это отсутствие альтернативы с учетом наших ценовых рамок, довольно либеральных. Кроме того, Signature предоставляет пассажирам больше свободного пространства и комфорта, чем ближайшие конкуренты. Пока таких машин собрано совсем немного, только чтобы прощупать рынок.

Ее целевая аудитория — это частные предприниматели и чиновники невысокого ранга. Раньше они вынуждены были смотреть в сторону Ford или Skoda, теперь могут выбрать автомобиль отечественного производства. В перспективе мы подумаем, как увеличить пространство над головой или добавить кожаную отделку салона. Но пока что наша цель — просто собрать отзывы об автомобиле.

Как вы считаете, репутация «АвтоВАЗа» постепенно выправляется? Раньше вы говорили, что даже в Великобритании шутят про российские машины.

Думаю, что выправляется, но в большей степени это касается России. Мы особенно не занимаемся продвижением марки за рубежом. Может быть, со временем это изменится. Так что я ориентируюсь на мнение профессионального сообщества, на реакцию своих коллег по отрасли. Она положительная. Конечно, за короткий срок восприятие бренда не изменится. Даже в России потребуется еще много времени, чтобы люди ощутили перемены. Но знаете, можно ехать по Москве на сколь угодно дорогой машине, никто и головы не повернет. Но когда едешь на Vesta или XRay, видишь, как люди в дорогих машинах ее разглядывают, фотографируют и показывают пальцем. Меня это радует.

Конечно, ведь в России все, так или иначе, начинали с Lada. Молодежь любит эти машины тюнинговать…

Да, я видел — зачастую совершенно безвкусно, только чтобы автомобиль как-то отличался от базовой модели.

…а вы разработали Lada 4X4 Urban, которая по сути является классическим тюнингом в российском смысле слова. Минимум изменений, эффектный пластиковый «обвес». Думаете развивать это направление?

Я думаю так: зачем другие компании будут делать тюнинг, когда мы начнем выпускать спортивные версии? И они будут гораздо интереснее. Стремление людей как-то переиначивать ВАЗовские машины станет исчезать по мере расширения модельного ряда. Это своего рода смена потребительской философии. Когда делали Urban, мы исходили из того, что Lada 4X4 отлично продается, но в городе смотрится не так ярко, как могла бы. Мы подправили там, здесь, поставили другие колеса, немного занизили. А в отношении Kalina поступили диаметрально противоположно: увеличили ей клиренс в варианте Cross. То есть, покупатель может выбрать то, что ему действительно по душе. Сейчас мы думаем о специальных версиях машин, о расширении списка дополнительного оборудования.

Сказалась ли на вашей работе недавняя смена руководства?

За те годы, что я в компании, изменений всегда хватало. Однако отдел дизайна оставался стабилен. Каждый новый руководитель давал добро на то, что мы делаем. Конечно, всякая смена руководства — это неизбежный период адаптации. У всех различный стиль работы, даже график разнится. Важно, что среди перемен нам удалось сохранить устойчивость и разработать стратегию развития.

Если сравнить «АвтоВАЗ» с другими вашими местами работы, в чем специфика российского предприятия?

Что и говорить, разница между Mercedes-Benz, Volvo и Lada огромная. Например, дизайнерский центр Mercedes-Benz — это гигантское современное здание. В Volvo было скромнее, но когда я пришел в Lada, то испытал некоторый шок. С другой стороны, меня впечатлило, до какой степени «АвтоВАЗ» оказался компьютеризирован. Необходимое программное обеспечение для создания дизайна уже присутствовало. При помощи технологий Autodesk был создан концепт XCode. Так что у нас все в цифре, даже первый скетч художники делают на компьютере.

И еще отметил бы профессионализм сотрудников. Конечно, многое пришлось делать с нуля: собирать и обучать команду, создавать студию моделирования, потому что рано или поздно приходится уходить из виртуальности, чтобы сделать модель в железе. Но фундамент для развития присутствовал изначально. В конце концов, скромные ресурсы просто заставляют нас быть гибче.

Например, все нынешние концепт-кары домашнего производства. Прошлые мы заказывали в Италии, но в этот раз на нас надавили. Задача была сложная, но мы отлично справились. А некоторые именитые автопроизводители до сих пор не в состоянии сделать такую работу и вынуждены сидеть на контрактах. То есть, в Lada мне удалось достичь большего, чем в Mercedes-Benz или Volvo.

Источник: lenta.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 23.11: 9 771 руб.
Поддержали проект: 16 чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также