Россияне продолжают покупать недорогие товары, продукты питания из-за снижения доходов. Производители подстраиваются под новую реальность: меняют ассортимент продуктов на более дешевые, строят меньшие по площади, но менее дорогие квартиры. Автомобили стареют.
Площадь нового жилья сокращается.
Начиная с 2009 г. средняя площадь новой квартиры в России сокращается: на 16% по сравнению с декабрем 2015 г., отмечается в исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).
Застройщики увеличивают долю небольших по площади однокомнатных квартир в общем объеме строящегося жилья.
При этом обеспеченность жилплощадью в расчете на человека и уровень удовлетворенности жилищными условиями пока растут, поскольку средняя площадь находящихся в эксплуатации "советских" квартир в России все еще на 25% меньше, чем средняя площадь новой квартиры, а темпы строительства жилья - выше темпов прироста населения.
Уменьшение метража новых квартир связано также с сокращением размера домохозяйств, расселением семей, а также с увеличением плотности городского населения.
Эти факторы вместе с вероятной стагнацией реальных доходов могут обеспечить сохранение тенденции к уменьшению площади новых квартир, хотя наиболее существенное сокращение данного показателя уже произошло.
Уровень обеспеченности товарами растет, но более низкого качества.
Уровень обеспеченности товарами растет, при этом уже свыше пяти лет потребители предпочитают более дешевые товары.
Текущий кризис ускорил трансформацию предпочтений россиян.
Потребительский спрос смещается в более дешевые категории товаров (жилье, одежда, обувь), либо увеличиваются сроки эксплуатации (автомобили, бытовая техника).
Экономия в потреблении началась задолго до инфляционного шока 2014–2015 гг. Смещение спроса в пользу более дешевых товаров длительного пользования началось в 2011 г., в сегменте продовольственных товаров — в 2013 г. Основной причиной стало окончание устойчивого роста реальных располагаемых доходов населения.
Спрос на продовольственные товары неэластичен, и экономия в этом сегменте выразилась в переходе на более дешевые "калории": покупатели выбирают менее дорогие марки товаров или более калорийные товары-заменители. В 2015 г., несмотря на падение физического объема продовольственного потребления, потребление калорий на душу населения не сократилось.
Реальные доходы населения продолжат падать или стагнировать в 2016–2018 гг., что станет причиной поиска более эффективных способов удовлетворения базовых потребностей населения и соответствующих изменений в потребительском поведении.
Растет срок эксплуатации товаров длительного пользования.
Начиная с 2011 г., после сокращения и последующего сворачивания программы утилизации, в России неуклонно растет средний возраст легковых автомобилей, несмотря на такой же стабильный рост обеспеченности личным автотранспортом.
Причина заключается в отставании темпов утилизации старых автомобилей от темпов покупки новых.
Отчасти данный факт отражает скромную динамику реальных доходов и консервативные ожидания относительно их роста, наблюдающиеся после кризиса 2009 г.
Учитывая перспективы экономического роста в России и в мире в ближайшие годы, эти ожидания сохранятся, и средний возраст автопарка продолжит расти, прогнозируют в АКРА.
Реализация отложенного потребительского спроса маловероятна.
Не следует ожидать, что в 2017 г. (по аналогии с 2010 г.) на рынках товаров будет наблюдаться восстановительный рост, предупреждает АКРА.
Стагнация реальных доходов и ограниченный потенциал наращивания кредитов сохранят тенденции "экономичного" поведения россиян в ближайшие годы.
Замедление экономического роста в России началось задолго до внешнего шока и было связано с исчерпанием после 2008 г. двух основных драйверов: развития новых внешнеэкономических и финансовых связей и возврата в оборот труда и капитала после трансформационного спада.
Рост, наблюдавшийся в 2010-2012 гг., носил восстановительный характер и был обусловлен возвратом "выпавших" в 2009 г. производственных ресурсов.
Проявлением этого, в частности, является стагнация реальных доходов населения, начавшаяся в 2013 г.
Переход к новой "доходной реальности" уже тогда стал влиять на потребительские ожидания и поведение, стимулируя стремление россиян делать покупки с учетом ужесточения баланса доходов и расходов.
Немаловажную роль в изменении поведения потребителей сыграл значительный рост доли привлеченных средств и собственных сбережений в обеспечении потребления (в 2013-2014 гг. составляла около 11,5%).