Что важно, дом содержится в идеальном состоянии. Всё чисто и аккуратно, электричество не сбоит, горячую воду на лето не отключают. Двор выглядит по-европейски ухоженным. Это тем более любопытно, что дом расположен в Весёлом Посёлке — в историческом районе Санкт-Петербурга, название которого говорит, пожалуй, само за себя.
Так, например, на днях на магнитном замке одной из входных дверей была обнаружена изолента — её клеят воры, когда хотят иметь возможность без труда попасть ночью в подъезд. Также страдают автолюбители, недавно у одного из них из машины при помощи специальных присосок похитили фары.
Владимир по моей просьбе организовал мне встречу с Юлией, председателем правления ТСЖ, чтобы я мог расспросить её о секретах ведения общедомового хозяйства. Забегая вперёд — выяснилось, что никакого особенного секрета нет, достаточно просто хорошо делать свою работу.
Итак, дом, о котором идёт речь, относительно новый, он был построен примерно 9 лет назад. Это обычный кирпично-монолитный жилой дом, квартиры в нём стоили в своё время достаточно средних для Санкт-Петербурга денег. В доме 191 квартира и 7 коммерческих помещений, на крыше расположена собственная котельная.
Вначале домом управляла УК от застройщика, которая, естественно, была нацелена исключительно на выжимание денег из жильцов. Через несколько лет жильцам надоело страдать, и они организовались в ТСЖ.
Первый глава ТСЖ, к сожалению, тоже не особо продвинулся в решении проблем дома, и тогда, 4 года назад, председателем правления ТСЖ была избрана Юлия, жительница этого же дома. У Юлии был уже ценный опыт — ранее она управляла небольшим коммерческим бизнес-центром в Санкт-Петербурге.
Сразу по вступлении в должность Юлии пришлось начать разгребать многочисленные завалы на всех направлениях: застройщик оставил после себя кучу недоделок, к которым после сдачи дома никто даже не прикасался. Например, дом был подключён к электричеству по временной схеме, из-за этого постоянно проходили так называемые «моргуны»: электричество отключалось, вставали лифты, у жильцов горели электроприборы. Юлии и её напарнику приходилось иногда ночевать на улице, ожидая специалистов из кабельных сетей, которые раз за разом приводили временный кабель в порядок.
Документов на электрические сети при этом не было — УК не стала передавать их. С тридцатой попытки удалось всё же получить эти документы от застройщика, и через полтора года бюрократических боёв проект всё же был сдан в «Ленэнерго». Проблема с электричеством была решена, люди начали ездить в лифтах без опасения застрять, холодильники перестали гореть.
Та же проблема была с водой и с канализацией — они не были переданы «Водоканалу», работа шла по временному договору. Канализационные колодцы вокруг дома оказались ничейными, они начали осыпаться. Потребовался довольно дорогостоящий ремонт. Опять-таки, пришлось ввязаться в продолжительное бюрократическое противостояние, по итогам которого «Водоканал» пошёл Юлии навстречу, принял колодцы на свой баланс и всё починил.
Аналогичным образом получали лицензию и на котельную — излишне пояснять, что документов на котельную застройщик также не передал, всё пришлось добывать окольными путями. «Ростехнадзор» был строг и придирчив, но с восьмого раза лицензию всё же выдал.
Что было бы, если бы Юлия не заморачивалась оформлением бумаг? Электричество так и моргало бы, деньги на ремонт колодцев собирали бы с жильцов, и жильцам же пришлось бы платить штрафы за эксплуатацию котельной без лицензии — причём не исключён был вариант, при котором котельную закрыли бы вовсе, оставив тем самым жильцов без горячей воды.
За счёт чего ещё удаётся экономить деньги?
Во-первых, нет никаких мутных схем. Характерный штрих: через некоторое время после изгнания УК в дом позвонили и напомнили, что пора бы уже менять уголь в промышленных фильтрах, так как прошло пять лет с момента их установки. Поиски фильтров однако к успеху не привели — приметные голубые баллоны в два метра высотой обнаружены так и не были. Для справки, один исчезнувший фильтр стоит 500 тысяч рублей...
Второе. Юлия сразу после прихода перетрясла всех поставщиков на предмет цен и качества услуг. Так, по вывозу мусора удалось договориться с заходящей на рынок компанией по 320 рублей за куб, это раза в полтора дешевле, чем можно было бы ожидать. Других поставщиков Юлия также держит в тонусе — компаниям, которые обслуживают домофоны, пожарную сигнализацию, водомерный узел и так далее, она просто не разрешает часто поднимать цены.
Качество услуг компании, которая обеспечивала приходящих электрика и сантехника, оставляло желать лучшего — нашли своих и взяли в штат. Сейчас они работают на полставки и получают по 15 тысяч рублей каждый.
Свой бухгалтер также работает на полставки, Юлия его очень хвалит. Бухгалтер принял бухгалтерию «в тетрадочке», завёл все данные в 1С, и поддерживает сейчас все цифры в идеальном порядке. Также у Юлии есть помощник, который разделяет с ней ряд обязанностей и замещает её на время отпусков. Помощник Юлии художник-реставратор по образованию, его знания сильно помогают при организации текущего ремонта дома.
В доме четыре интернет-провайдера, с каждого ежемесячно собирают по 2 тысячи рублей оброка. В год, как несложно подсчитать, получается уже около 100 тысяч рублей. Некоторый доход приносят также должники, за месяц пеней накапывает на 12-16 тысяч рублей.
Жильцы на общем собрании решили сдать в аренду помещение телефонного узла и лишние консьержные. За телефонный узел платит теперь «Ростелеком», который ранее пользовался им бесплатно, а консьержные разобрали под офисы жильцы дома. Им там удобно: спустился на лифте, и работай себе спокойно. Удобно и жильцам — нет раздражающего потока клиентов. Деньги само собой, идут на нужды дома.
Впрочем, пока ещё есть, куда стремиться. Продолжают оформляться документы на землю, есть надежда, что в этом году удастся добиться результата. Идёт замена водопроводных труб — строители поставили трубы из самой дешёвой стали, и сейчас они отчаянно ржавеют.
Кстати, по поводу воды. Дом был экспериментальным, и в него, как я уже упоминал, прямо при строительстве была встроена котельная на крыше. С одной стороны, котельная — это дополнительные хлопоты: в неё надо постоянно докупать манометры и газоанализаторы, раз в месяц в котельную нужно приглашать специальных людей на проверку.
С другой стороны, своя котельная позволяет жильцам платить за горячую воду и отопление в разы меньше, чем если бы они получали их от города. Кроме того, отопление в доме включается раньше, а отключается позже, чем в соседних домах.
Я не знаю, как так получается, что услуги огромных городских ТЭЦ обходятся населению в разы дороже, чем работа маленькой газовой котельной — теоретически должно быть наоборот, даже с учётом всех возможных амортизаций. Сильно подозреваю, что «Водоканал» просто заряжает цены, пользуясь тем, что особой альтернативы у петербуржцев всё равно нет.
Юлия рассказывает, что отношение к работе теперь у неё совсем другое, чем раньше, когда она управляла чужим бизнес-центром — работать приятно, как будто занимаешься какими-то усовершенствованиями не на работе, а в собственной квартире. Жильцы также разными способами помогают держать дом в порядке.
В гости к Юлии приходят представители соседних домов района, просят организовать у них работу таким же образом. Юлия рассказывает, что и в каком порядке нужно делать, чтобы добиться хорошего результата. Но, увы, справиться с УК от застройщика удаётся не всем — управляющие компании делают на жильцах хорошие деньги, их не так-то легко отогнать от их кормовой базы.
Источник: aftershock.news