Газпром судится с Белоруссией по поводу задолженности за газ. Сценарий повторяется с завидной регулярностью. Сначала для Украины, теперь для Белоруссии. Еще одна Братская страна желает платить за этот ресурс, руководствуясь только собственными финансовыми интересами.
Смысл газовых недоплат очень прост. Пока курс доллара был 32 рубля, Минск настоял на договоре, согласно которому цена газа на их территории не будет увязана с нефтяными коэффициентами, а будет эквивалентна цене на внутреннем российском рынке плюс транспортировка.
Зампредседателя правления компании «Газпром» Валерий Голубев объяснил, что «формула с Белоруссией очень простая. Мы берем цену производства в Ямало-Ненецком округе и к ней прибавляем цену транспортировки, ничего лишнего. И этот принцип был подписан».
Как только началась курсовая свистопляска, и резко упали цены на нефть, Минск решил рассчитывать цены иначе. Партнеры из Минска решили, что теперь им будет выгоднее рассчитывать цену из рыночных равнодоходных.
Белорусы просили скидку на топливо у Москвы, но им отказали. Не из жадности, а из простой прагматичности. У них и так самая низкая на всем не только европейском, но и СНГ-пространстве. Но наших партнеров не устраивает потеря прибыли в связи с курсовым валютным ростом.
В 2013 году цена на газ для европейцев и белорусов разнилась в 190 долларов (ЕС – 350 долл. за тысячу кубов, а Минск – 160 за тот же объем). Теперь цена для Европы стала 180 долларов, а для Минска 140 долларов. Разница всего в 40 долларов. Минску это кажется унизительно мало. Он не желает терять свой обжитой доход.
Сейчас они предлагают России сохранить их прежние выгоды за наш счет. На такие преференции для одного из оппонентов судебного спора не пойдет никакой суд.
Однако многие опасаются, что «если Лукашенко будет шантажировать Россию сближением с Европой, то не исключено, что Газпром и его акционер-государство «прогнутся» и выполнят требования Белоруссии…».
Осталось надеяться, что это не произойдет. Ведь подобный печальный опыт мы имели с Украиной. Такая вседозволенность и решение проблем за наш счет не избавила нас от разрушения отношений. Более того, Киев просто не может взять в толк, почему ему больше не хотят давать газа почти даром. Дружбу не покупают. А если покупают, то это не дружба.
Замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова дает следующую оценку конфликту: «Белоруссия слишком разбаловалась. Газпром абсолютно прав, не желая предоставлять скидку для этой страны. По нашему мнению, в условиях кризиса власти Белоруссии просто хотят за счет России решить единовременно и проблему роста производства, и снижения инфляции».
А мы добавим, что после введения Россией контрсанкций на продукты из Европы Минск тут же повысил цены на все свои товары согласно валютным курсам. Мы не роптали, ведь очевидно, что это объективная причина – страна должна зарабатывать. Но вот к нам такого понимания никто проявлять не намерен.
Еще одна страна уверена, что мы обязаны решать ее проблемы за счет своих ресурсов. Просто потому, что у нас «ни денег, ни мозгов», согласно их представлению.
Источник: politpuzzle.ru
Белоруссия: цена на газ и мировая справедливость
В прессе стали появляться заявления типа «Белоруссия начинает все больше походить на Украину — по крайней мере, с точки зрения давления на Россию по поводу газа». Давайте посмотрим, что происходит.
В настоящее время Белоруссия, действительно, как и Украина, отказывается признавать долг перед Газпромом согласно контракту, и внешне причина та же: перестала устраивать формула расчёта цены на газ, указанная в подписанном контракте. За январь-апрель, по словам главы российского Минэнерго Александра Новака, набежал долг в 125 млн долларов. Министр энергетики Белоруссии Владимир Потупчик, в свою очередь, заявляет:
Странность столь несхожего видения ситуации имеет причиной специфику контракта и изменение курса валют.
Логика Минска простая: во время подписания контракта цена на российский газ составляла 5280 рублей за тысячу кубометров, и её надо сохранить. Однако в то время доллар стоил 32 рубля, а цена газа была зафиксирована в долларах.
Таким образом, с одной стороны, Белоруссия юридически явно не права: есть подписанный контракт, его необходимо исполнять. Каких-либо условий «если доллар подорожает, то это не учитывать» там нет. Исход суда предрешён.
Но с другой стороны, не могу не высказаться по поводу несправедливости общей ситуации: Россия поставляет Минску энергоносители за доллары, но при этом ведёт расчёты за белорусскую продукцию в рублях. Конечно, это не имеет юридического отношения к контракту поставок газа, но, повторюсь, несправедливость в целом имеет место.
И вот тут надо понимать: одно дело — дипломатические отношения между странами, другое — между частными компаниями. Увы, в современном мире их интересы совпадают далеко не всегда, а зачастую — противоречат. Более того: и среди государственных чиновников имеются различные группировки, а том числе и те, которые рассматривают государство как «донора» для личного обогащения и даже хуже. Так, компрадорские правительства выступают на стороне врагов страны, и такое возможно не только при «диком капитализме» времён Ельцина, но и в таких «цивилизованных странах», как современная Европа — смотрим на политику Меркель и оцениваем, насколько она в интересах немецкой нации. И в РФ имеется либерально-экономический блок, который целенаправленно проводит не только крайне вредную либеральную экономическую политику, но и действует против образования, науки и т.д.
Таким образом, отношения между странами в современном мире многофакторны и их нельзя рассматривать одномерно, по одному изолированному фактору. Например, в военной области у России с Белоруссией имеется тесное плодотворное сотрудничество, а вот в экономической области — всё сложнее.
Поэтому и возникают странные ситуации: с одной стороны, Белоруссия получает газ по самой низкой цене, при этом в долларах его цена падает (тысяча кубометров в 2014 году стоила 165 долларов, а с 2015-го — уже 142 доллара); с другой стороны — для честного ведения дел надо было либо фиксировать цену на газ в рублях, либо покупать белорусскую продукцию за доллары. Однако капитализм — это общественный строй, основанный на главенстве идеи максимизации личного обогащения (немногих за счёт других), а не на справедливости (по крайней мере, в русском понимании слова, а не формально-юридическом).
Особенно гротескно ситуация выглядит с учётом того, что весь газ у «Газпрома» в Белоруссии покупает «дочка» самого «Газпрома» — «Газпром трансгаз Беларусь», компания (тогда — «Белтрансгаз») была куплена «Газпромом» в 2013 году. Т.е. «Газпром» намерен судится, по сути, сам с собой.
Как относиться к подобному поведению Минска?
С одной стороны, нельзя не согласиться с мнением замдиректора аналитического департамента «Альпари» Натальи Мильчаковой:
С другой стороны, экономическое давление РФ на РБ также имеет место, здесь показательным примером является чуть ли не требование продать Минский завод колесных тягачей в российскую юрисдикцию. Лукашенко тогда не выдержал и заявил, что он готов на сделку, но в обмен на нефтяное месторождение. Партнёрам руки не выкручивают, знаете ли. Медведев же даже обиделся: «Если не хотят продавать — не надо, мы на КАМАЗе наладим производство». Вместо плодотворного взаимовыгодного сотрудничества — рэкет и шантаж; что должен чувствовать Лукашенко и белорусы в целом? Я лично полностью согласен с ним:
Однако стоит отметить, что Александр Григорьевич в последнее время несколько обнаглел — это я про его апрельские тезисы, в которых он предложил Турции «перезагрузку»:
Да и вообще в последнее время Лукашенко сильно заигрывает с Западом. Возможность развертывания полноценной российской системы ПВО в Белоруссии так «обрадовала» Запад, что с Белоруссии тут же сняли санкции. Впрочем, я не буду утверждать, что-де Батька перекинулся на сторону глобализма: он прекрасно понимает — схарчат и выплюнут остатки. Пример незалежной — рядышком. Обратите внимание: несмотря на все заявления о самостоятельности от России, Беларусь у Запада ничего не просит. Так что, очень вероятно, что всё подобное — это хитрый план Лукашенко/Путина (но с Эрдоганом — перебор).
Что же касается газа конкретно — то как-нибудь разберутся, как это было в 2010-м году. Напомним, что тогда «Газпром» согласился на повышенную плату за транзит, а Минск погасил долг в $190 млн. В дальнейшем, через год, «Газпром» приобрёл 50% акций «Белтрансгаза», Белоруссия получила $2,5 млрд и существенную скидку на газ, а «Газпром» тем самым взял под свой контроль транзит газа в обход Украины. Все остались более-менее довольны.
Впрочем, всё это не отменяет вреда капиталистических отношений: вот если бы газ был в Белоруссии по внутрироссийским ценам, а Белоруссия поставляла бы нам продукты, тяжёлую машинерию и другие традиционные товары за рубли и также по внутренним ценам, да ещё чтобы было запрещено делать на всё это наценки сверх минимального процента вплоть до конечного покупателя… Но я это опять о фантастике, да?