Российским банкам всё сложнее справляться с ростом просроченной задолженности, следует из последних данных Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) и Первого коллекторского агентства. Поэтому они продают коллекторским компаниям всё больше плохих долгов. Но и у коллекторов серьезные проблемы с тем, чтобы взыскать выданные кредиты.
В прошлом году сразу 22 банка впервые стали участниками рынка цессии (уступки прав требования по кредитам). Если раньше кредитные институты справлялись с взысканием в основном своими силами и лишь изредка привлекали коллекторов, то теперь им пришлось избавляться от «токсичных» активов, поэтому они были вынуждены продавать портфели просрочки.
— Рост объема необслуживаемых кредитов стал одной из основных причин снижения финансовых результатов банков в прошлом году. Из-за ухудшения финансового состояния клиентов почти все крупные розничные банки в прошлом году показали убытки, — комментирует аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.
Эксперт также напомнил, что, по данным Центрального банка, в 2015 году просрочка розничных кредитных портфелей в банковской системе резко выросла — на целых 196 млрд рублей — и составила 864 млрд рублей (8,1% от всего объема выданных розничных кредитов). При этом на конец 2014 года доля просроченной задолженности в кредитном розничном портфеле была гораздо меньше — на уровне 5,9%.
Сделки с коллекторами становятся всё менее выгодными для банков: в 2015 году коллекторские компании были готовы платить за просроченные долги в два раза меньше, чем годом ранее. Цены на рынке цессии начали снижаться еще в 2012 году: тогда коллекторы приобретали просроченные долги по цене 4,4% от номинального портфеля, в 2013 году — лишь за 2,7%, в 2014-м — за 1,5%. В 2015 году средняя цена покупки опустилась ниже 1% (в среднем 0,85% от просроченного портфеля).
Как и прежде, в основном банки продают коллекторам долги до 20 тыс. рублей (их доля составляет 28% против 35% в 2014 году от всего рынка), однако в прошлом году кредитные организации стали чаще избавляться от кредитов на существенно большие суммы, которые коллекторы относят к среднему и высокому уровням задолженности.
В сегменте с уровнем задолженности от 20 тыс. до 50 тыс. рублей доля продаж увеличилась на 4%, а в сегменте от 100 тыс. до 150 тыс. увеличение произошло на 3%. Соотношение в сегменте самых дорогих сделок осталось неизменным: только 11% рынка цессии приходится на сделки от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, всего в 5% случаев банкиры продают долг на суммы 300–500 тыс. рублей и в 3% — в самых исключительных случаях готовы расстаться с проблемной задолженностью на сумму от 500 тыс. до 1 млн рублей. Лишь 1% рынка цессии приходится на сделки с долгами свыше 1 млн рублей.
Просроченные портфели, продаваемые банками, становятся всё «свежее», и взрывной рост произошел в области продаж просроченной задолженности в сегменте от одного года до двух лет: теперь такие долги составляют чуть меньше половины рынка цессии. В структуре заемщиков-неплательщиков преобладали женщины: на них приходится 55% проданных коллекторам кредитов. Четверть должников проживают в Центральном федеральном округе.
Впрочем, сами заемщики не готовы платить по кредитам даже под натиском коллекторов. По данным Клуба покупателей НАПКА, в 2015 году стало значительно меньше должников, которые после первого разговора с сотрудником бюро пообещали оплатить долг. К концу прошлого года такие заверения давали лишь 25% должников или их родственников, тогда как весной 2014-го успешных (с точки зрения коллекторов) контактов с должниками было не меньше 45%.
Снижается и сумма ежемесячных платежей. В среднем должники ведущих банков, которые имеют долг от 10 тыс. до 50 тыс. рублей и просрочку сроком до года (а таких большинство), теперь медленнее расплачиваются со своими долгами. Их ежемесячные платежи сократились почти на треть — в среднем с 8 тыс. до 6 тыс. рублей. А доля тех, кто, имея более чем шестимесячную задолженность, погасил ее единым платежом, резко упала — с 40% в начале 2014 года до всего лишь 10% в конце 2015-го.
По словам генерального директора Первого коллекторского бюро Павла Михмеля, почти 70% должников — люди в возрасте до 45 лет.
— Это экономически активное население, что говорит о хорошей перспективе взыскания после того, как должники выйдут из персонального кризиса, — пояснил он «Известиям». Для более эффективной работы коллекторским агентствам, очевидно, придется менять подходы к взысканию задолженности, говорит Михмель.
— Многие заемщики имеют больше двух кредитов, поэтому агентствам придется научиться консолидировать разные долги одного должника в одних руках, — подытожил он.
Источник: izvestia.ru