В современных условиях на курс рубля оказывают давление не только фундаментальные экономические факторы, но и спекулятивное воздействие. Для таких спекулянтов уголовная ответственность уже предусмотрена, но действующие статьи УК трудно применимы и до суда в итоге не дошло ни одно дело против валютных спекулянтов. Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин в интервью "Российской газете" рассказал о необходимости изменения криминообразующего размера манипулирования рынком, чтобы легче стало следствию привлекать спекулянтов к уголовной ответственности. Также Александр Бастрыкин рассказал о борьбе ведомства с коррупционерами и террористами, о криптовалютах, конфискации имущества и финансовых пирамидах.
"РГ": С учетом сложившейся в стране экономической ситуации нужно ли законодательно обеспечить защиту национальной валюты?
Александр Бастрыкин: В современных условиях на курс рубля оказывают давление не только фундаментальные экономические факторы (цены на энергоресурсы, политика США по укреплению доллара США и т.д.), но и спекулятивное воздействие. Особенно негативное воздействие оказывают спекуляции, основанные на манипулировании валютным рынком и использовании инсайдерской информации.
Уголовная ответственность за эти деяния предусмотрена статьями 185.3 и 185.6 Уголовного кодекса РФ. Вместе с тем в связи с редакционным несовершенством они имеют крайне низкий правоприменительный потенциал, о чем свидетельствует и статистика. За три года действия этих статей возбуждено всего три дела, при том, что ни одно из них не направлено в суд.
Например, обязательным признаком состава манипулирования рынком является последствие в виде существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом от уровня, который сформировался бы без учета манипуляционных действий. Однако установить с предельной точностью параметры рынка, которые сформировались бы без указанных действий, практически невозможно. Кроме того, эти выводы все равно будут носить вероятностный характер, что недопустимо в уголовном праве. Также неясно, какой размер отклонения может носить существенный характер.
Также обязательным признаком составов рассматриваемых преступлений является крупный ущерб или излишний доход либо избежание убытков в крупном размере. Точный расчет этих показателей также не всегда возможен, так как преступления данной категории могут причинять прямо или косвенно ущерб неопределенному кругу лиц, интересы которых часто носят разнонаправленный характер. То есть ослабление рубля может соответствовать интересам одних участников рынка (играющих на повышение его курса) и не соответствовать интересам (причинять ущерб) других участников.
В связи с этим предлагается в статье 185.3 УК РФ криминообразующий размер манипулирования рынком связать не с суммой причиненного ущерба или полученного сверхдохода, а с долей (в процентном или ином выражении), на которую изменились показатели цены, спроса, предложения или объема торгов в результате неправомерного вмешательства.
Кроме того, существенное отклонение показателей цены, спроса, предложения, объема торгов и иных параметров в результате манипулирования рынком и использования инсайдерской информации уже само по себе представляет общественную опасность, так как влечет за собой причинение вреда добросовестным участникам, а в конечном счете, и потребителям.
Также необходимо активно бороться с различного рода "мыльными пузырями" на финансовом рынке, то есть финансовыми инструментами, не обеспеченными какими-либо ликвидными активами. Зачастую именно перенасыщенность рынка такими средствами влечет за собой финансовый кризис, который в дальнейшем переходит и на другие рынки.
"РГ": И что делать в таком случае?
Александр Бастрыкин: Заинтересованными ведомствами во взаимодействии со Следственным комитетом предложено установить уголовную ответственность за выпуск и оборот денежных суррогатов, то есть не предусмотренных законом средств платежа.
Необходимость введения уголовной ответственности за рассматриваемое деяние обусловлена получившим широкое распространение в последние годы оборотом так называемых виртуальных криптовалют, наиболее известной из которых является биткоин.
Виртуальные валюты выпускаются физическими лицами, не обеспечены никакими ликвидными активами, поэтому подвержены существенным курсовым колебаниям, в том числе спекулятивного характера. Курс биткоина только за последние два года вырос более чем на 1000 процентов.
Транзакции в системе криптовалют производятся анонимно, без централизованного контроля и бесплатно. Анонимность платежей мотивирует к использованию виртуальной валюты для совершения преступлений, в том числе таких, как торговля наркотиками, оружием, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов. По данным Генеральной прокуратуры РФ, оплата незаконно поставляемых запрещенной в России террористической организацией ИГИЛ нефти и газа, а также вербовка новых членов этой террористической организации осуществлялись с помощью виртуальных валют.
О необходимости запрета подобного рода платежных средств указано и в рекомендациях, подготовленных по итогам экстренной встречи министров юстиции стран ЕС, прошедшей в ноябре прошлого года в Брюсселе. Встреча прошла после терактов во Франции.
Кроме того, денежные суррогаты более конкурентоспособны по сравнению с легальными деньгами, что влечет их стремительное распространение. По экспертным оценкам, объем оборота денежных суррогатов в России уже достигает 1 процента от ВВП. При превышении этого показателя более чем на 10 процентов данный инструмент будет представлять реальную угрозу финансовой стабильности государства. Ведь неконтролируемое расширение фактического объема денежной массы в обороте за счет суррогатов повлечет обесценение и постепенное вытеснение с валютного рынка рубля. В результате государство может утратить монополию на эмиссию денег и доход от этой деятельности.
Поэтому лучше было бы пресечь распространение денежных суррогатов уже на этапе начального становления этого рынка.
Полное интервью председателя СК РФ читайте в номере "Российской газеты" за 15.01.2016.
Источник: РГ