Расхожее мнение, что темпы роста заработной платы в России, дескать, опережают темпы роста производительности труда, - неверно и основано на некорректных данных. Этот вывод заместитель директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников изложил в статье “Производительность и оплата труда: немного простой арифметики”. К тому же, согласно расчетам ученого, в последние годы рабочая сила обходилась владельцам компаний примерно в полтора раза дешевле, чем в 1997 или 2003 годах.
МИФИЧЕСКАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
Последние несколько лет наиболее частым аргументом работодателей, приводимым в обоснование неповышения заработной платы, было отставание темпов роста производительности труда от темпов роста зарплаты. На этот аргумент ссылалось даже правительство. Напомним, что примерно полтора года назад сторона профсоюзов в Российской трехсторонней комиссии возмутилась такой аргументаций и потребовала доказательств, а также пояснения, как именно считают эту “производительность труда”. Несколько месяцев ушло у Министерства труда на подготовку ответа. Результатом этого процесса стал доклад, изложенный на очередном заседании РТК. И доклад показал, что разрыв темпов роста далеко не так значителен, как твердили нам раньше, да и существует не во всех отраслях. Более того, Федерацию независимых профсоюзов России этот доклад не впечатлил - профсоюзы не сочли методику определения производительности труда корректной.
Замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников в статье “Производительность и оплата труда: немного простой арифметики”, опубликованной на прошлой неделе в журнале “Вопросы экономики”, подтвердил опасения профсоюзов: утверждение об опережающем росте трудовых издержек по сравнению с ростом производительности труда имеет мало общего с реалиями современной российской экономики. По мнению ученого, в последние 15 лет зарплаты и производительность находились в относительном равновесии. При этом преобладала тенденция к снижению удельных трудовых издержек.
ЛУКАВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
Как утверждает Капелюшников, само заблуждение появилось из-за некорректного сопоставления данных. Реальные величины заработной платы и валовой добавленной стоимости измеряются с использованием различных ценовых индексов: индекса потребительских цен в первом случае и дефлятора ВВП - ценового индекса для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике - во втором. А применять надо один и тот же индикатор - дефлятор ВВП.
Что же выходит, если применить один индикатор? Выходит, что в течение шести из последних 15 лет производительность труда росла быстрее заработной платы. Пик превышения (17,6%) отмечался в 1999 году. На протяжении остальных девяти лет рост производительности труда уступал росту зарплаты. Наибольшим (10,3%) отставание оказалось в 2009 году.
К тому же в ряде отраслей положение работодателя оказалось еще более благоприятным: с 2003 по 2012 год производительность труда в обрабатывающих производствах росла быстрее зарплаты шесть лет из десяти. А еще два года эти показатели были равными.
В целом за прошедшие 15 лет трудовые издержки для обрабатывающих производств снизились на четверть. Прежде всего - в производстве кокса и нефтепродуктов (почти пятикратное падение трудовых издержек за 2003 - 2012 годы), в текстильном производстве (снижение более чем на треть), в производстве обуви (почти вдвое), а также машин и оборудования (снижение на 20%).
РАБОЧАЯ СИЛА ОБХОДИТСЯ ВСЕ ДЕШЕВЛЕ
Согласно расчетам ученого, в последние годы владельцам компаний рабочая сила обходилась (в относительном выражении и если не учитывать скрытые выплаты) примерно в полтора раза дешевле, чем в 1997 или 2003 годах. Из каждого рубля добавленной стоимости, созданной в промышленности, на выплату официальной зарплаты в эти годы уходило чуть более 20 копеек, а вместе с отчислениями в социальные фонды - чуть более 25 копеек.
Удешевление труда в добывающем секторе экономики поражает воображение: более чем в 2,5 раза - с 37,5% в 2002-м до 14,3% в 2012 году. Доля выплат в социальные фонды для этих компаний упала втрое - с 9,4% в 2002-м до 3,2% в 2011 году.
“На более дезагрегированном (разукрупненном. - Ред.) уровне мы обнаруживаем небольшое число отраслей, где ситуация складывалась иначе. Однако не они определяли общую картину. В целом можно говорить о внушительной экономии на трудовых издержках, которую российским промышленным предприятиям удалось получить в период 1997 - 2012 гг. за счет опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом его оплаты. Эта экономия позволяла им частично или полностью компенсировать нарастание иных видов издержек”, - заключил Капелюшников.
КОММЕНТАРИЙ
Олег Соколов, секретарь ФНПР:
- Радует, что Высшая школа экономики, выступающая по ряду позиций нашими оппонентами, заняла честную позицию в вопросе оплаты труда. Не секрет, что у нас часто манипулируют данными о заработных платах. К примеру, часто говорят о том, что доля оплаты труда в ВВП у нас находится на уровне развитых стран. Но забывают упомянуть, что в оплату труда в данном случае включаются и так называемые “смешанные доходы” - доходы предпринимателей, в том числе и от теневой деятельности. Все это включается в понятие “оплата труда”. А на деле же наши предприниматели действительно тратят на рабочую силу всего четверть добавленной стоимости. Это меньше, чем в развитых странах, меньше чем в странах Восточной Европы. А до последнего года - даже меньше, чем на Украине! Что из этого следует? Что труд россиян серьезно недооценен. А наши предприниматели имеют неплохую маржу. Которую, они, между прочим, зачастую вывозят за рубеж, а не вкладывают в отечественную промышленность.
Источник: solidarnost.org
От редакции "Закон Времени": Смотрите наш фильм по данной теме: Обеспечение полной занятости