Аналитика

В этом году количество передовых инженерных школ (ПИШ) на базе российских вузов вырастет с 30 до 50. В дальнейшем их число будет увеличено до 100, такое поручение дал президент России Владимир Путин. Благодаря этому отечественная экономика получит больше специалистов, необходимых для достижения технологического суверенитета страны.

Первые ПИШ были созданы в 2022 году на базе 30 университетов в рамках федерального проекта "Передовые инженерные школы". Его цель - обеспечить высокопроизводительные экспортно-ориентированные секторы экономики квалифицированными кадрами. В 2023 году число студентов 30 передовых инженерных школ превысило шесть тысяч человек.

Образовательная история всех ПИШ в стране началась с запуска магистерских программ, ведь с них удобно начинать, потому что они короткие и более гибкие, рассказал "РГ" директор Передовой инженерной школы Томского политехнического университета "Интеллектуальные энергетические системы" Роман Лаас. "В ПИШ ТПУ, к примеру, открыто пять магистерских программ, осенью 2023 года мы провели первый набор студентов. Они будут проектировщиками цифровых двойников энергообъектов, месторождений, специалистами по технологиям машинного обучения для нефтегазовой отрасли, по цифровизации процессов в атомной отрасли. В 2024 году открываем бакалаврскую программу", - отметил директор ПИШ.

По его словам, передовые школы готовят своего рода "новых инженеров". Во-первых, потому что многие ПИШ созданы на стыке различных направлений и профессий, во-вторых, в них внедряются лучшие образовательные методики и инструменты. "Например, наши программы собраны по модульному принципу. Это значит, что вместо классических дисциплин длиной в семестр используются более короткие интенсивные модули. Они гораздо эффективнее длинного курса", - отметил Роман Лаас.

Другая ПИШ Университета Иннополис призвана подготовить ИТ-инженеров для разработки и внедрения российского ПО. "До 2030 года планируется обучить 13,8 тысячи ИТ-специалистов с упором на запросы индустрии и трудоустроить 1,3 тысячи выпускников в высокотехнологичные компании, - рассказал "РГ" заместитель директора, руководитель Передовой инженерной школы Университета Иннополис Искандер Бариев.- Мы создали систему, в которой образовательные процессы пересекаются с реальными задачами от индустрии, и такой подход интересен студентам".

Обучение по четырем программам ПИШ в Университете Иннополис стартовало в сентябре 2023 года. Первые магистранты получат диплом в 2025-м, бакалавры - в 2027-м.

Учитывая популярность программы передовых инженерных школ, правительство РФ решило расширить ее, проведя в прошлом году конкурс и отобрав еще 20 вузов, на базе которых сегодня создаются ПИШ. Они начнут работать уже с нового учебного года, но и это еще не все. В недавнем Послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин поручил, по сути, удвоить число ПИШ. "Предлагаю расширить эту программу еще на 50 инженерных школ. То есть в общей сложности развернуть по стране сеть из 100 таких центров, которые будут готовить специалистов высшей квалификации и предлагать оригинальные технические решения, причем в самых разных областях: в промышленности, сельском хозяйстве, в строительстве, транспорте, в социальной сфере", - сказал глава государства.

Особенность передовых школ в том, что они предлагают новые подходы к подготовке будущих специалистов. "Модель образования ПИШ МАИ представляет собой междисциплинарную среду, где помимо освоения профильных инженерных компетенций сформировано образовательное ядро подготовки комплексного инженера. Это универсальные дисциплины, позволяющие в ходе практической реализации проекта освоить компетенции бизнес-мышления и управления проектами", - рассказала "РГ" директор института N 14 "Передовая инженерная школа" МАИ Наталия Шовгеня.

Кстати, первый выпуск ПИШ авиационного института по программе магистратуры состоится уже в этом году. О перспективах трудоустройства можно не беспокоиться - 100 процентов магистрантов второго курса и 70 процентов первого уже работают по специальности на высокотехнологичных предприятиях.

Особенность обучения в Передовой инженерной школе "Агроген" Воронежского государственного аграрного университета - тесная связь с практической работой.

"Обучающиеся регулярно проходят различные стажировки в компаниях-партнерах, учатся применять свои знания на практике в реальных проектах, - рассказал "РГ" руководитель ПИШ "Агроген" Олег Буханцев. - За каждым закреплен наставник от высокотехнологичной компании, который курирует весь процесс обучения и является одним из руководителей выпускной квалификационной работы совместно с преподавателями ПИШ. Еще одна принципиальная особенность обучения - возможность выбора и эффективной реализации каждым студентом индивидуальной образовательной траектории подготовки в зависимости от актуальных потребностей наших индустриальных партнеров".

Совместная работа с компаниями - сильная сторона ПИШ. На начало 2024-го в федеральном проекте участвовало более 160 индустриальных партнеров. Планируется, что к концу этого года их число увеличится до 290. Речь идет о крупнейших компаниях страны.

При этом компании-партнеры участвуют не только в формировании образовательных программ инженерных школ, но и в совместных разработках новых технологий.

"Мы выстроили работу с нашими партнерами и при их участии за полтора года работы ПИШ создали собственные продукты, например, систему хранения и версионного контроля программного кода GitFlame и систему постановки задач и управления процессом разработки TeamFlame, которые в данный момент проходят тестирование", - рассказал Искандер Бариев.

"ПИШ Томского политеха запустила в работу несколько важных технологических проектов. По итогам 2023 года отмечу программный комплекс для научно-инженерного моделирования процессов переработки нефти и газа PROGRESS, в настоящий момент готов прототип комплекса", - рассказал Роман Лаас.

Олег Буханцев сообщил, что ПИШ ВГАУ также ведет научные исследования и разработки на приоритетных для страны направлениях. "В 2023 году мы создали, запатентовали и внесли в Государственный реестр уникальный сорт сои Glycinia max (L.) Merr. ВАСИЛИСА, который сочетает ранние сроки созревания, короткий период вегетации с повышенным содержанием жира и стабильную урожайность", - отметил он.

Еще одно важное направление работы ПИШ - дополнительное профессиональное образование (ДПО) и переподготовка специалистов. По итогам 2023 года обучение во всех ПИШ по программам ДПО прошло более 7,4 тысячи инженеров. А 7,6 тысячи преподавателей и управленцев прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку.

"В арсенале ПИШ МАИ более 10 программ повышения квалификации для обучения действующих специалистов корпораций перспективным технологиям, таким как новые материалы и аддитивные технологии, системы авионики, искусственный интеллект и нейросети, БПЛА", - рассказала Наталия Шовгеня.

"В 2023 году мы обучили 1,5 тысячи человек по 12 программам дополнительного профессионального образования, - сообщил Искандер Бариев. - ИТ-инженер будущего должен подстраиваться под быстро меняющийся рынок, понимать все стадии создания программного обеспечения и постоянно актуализировать свои знания. Наша задача - обеспечить систему непрерывного образования для ИТ-специалистов, чтобы их знания и навыки были всегда актуальными".

Источник: rg.ru

Инженерные классы повышают интерес к техническим специальностям

В Новосибирской области будущих инженеров готовят прямо со школы. Причем в процессе обучения участвуют и вузы, и учреждения среднего профобразования, и непосредственно предприятия.

Обучение школьников техническим дисциплинам идет по региональному проекту "Специализированные классы". Благодаря ему в 2023/2024 учебном году в 70 общеобразовательных организациях, расположенных в 16 муниципалитетах региона, действует 301 специализированный класс по шести направлениям. В том числе техническим, например, авиастроение (14 классов) и естественнонаучное направление (46). Больше всего открыто инженерных классов - 181. Они, в свою очередь, делятся на специализации - агротехнологические (11 классов), инженерно-технологические (106), классы информационных технологий (46) и др. По данным областного министерства образования, общая численность обучающихся в спецклассах составляет более 7,3 тысяч человек.

Первые специализированные классы в регионе открылись еще 15 лет назад. И как результат - девять из десяти выпускников инженерных классов поступают в вузы на естественно-научные направления.

Курируют такие классы новосибирские вузы вместе с индустриальными партнерами, оценивая потребность в специалистах, актуализируя необходимый набор компетенций.

- Высокотехнологичные предприятия области формируют большой запрос на кадры, с другой стороны - сами создают возможность для удовлетворения этого запроса: сформирован широкий круг партнеров, которые взаимодействуют со школами, организациями допобразования, учреждениями среднего профессионального образования, помогая ориентировать подростков на естественно-научные, инженерные специальности, - прокомментировал губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

К примеру, Новосибирский государственный университет ведет такие направления, как биотехнологии и экономика, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики - кибербезопасность и информационные технологии. Новосибирский государственный аграрный университет курирует 23 класса агро- и биотехнологической направленности, в планах создать еще более 50 спецклассов по этому направлению.

В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ НЭТИ) с прошлого учебного года преподаватели профильного факультета взяли на себя кураторство "авиастроительных" классов. Уже более 400 школьников региона занимаются в 14 классах, открытых в восьми школах области, включая Инженерный лицей НГТУ. Проект реализуется при поддержке правительства области и федеральной программы "Инженерные авиастроительные классы" нацпроекта "Образование".

- Ребятам интересно изобретать новое и улучшать имеющееся. Чинить то, что сломалось, улучшать то, что работает, и изобретать то, чего еще нет. Но в конечном результате нам хотелось бы, чтобы благополучным завершением этого проекта стал осознанный выбор ребятами инженерных специальностей, авиастроения, - отметила министр образования Новосибирской области Мария Жафярова.

Проректор по учебной работе НГТУ НЭТИ Сергей Чернов считает, что проект инженерных классов с авиационной "окраской" является актуальным в контексте развития системы инженерного образования в целом.

В школах Новосибирской области открыт 301 специализированный класс по шести направлениям

- Для нас очень важно обеспечить эффективное взаимодействие между школами и университетом: привить ребятам любовь к техническому творчеству, инженерии. Сегодня ученики специализированных классов делают и запускают самолетики, через год они уже смогут проектировать беспилотники, а впоследствии - поступить на технические специальности в университет, - поделился Сергей Чернов. - В регионе сформировался авиастроительный кластер, в котором школа - это звено, которое самым естественным образом дополняет и развивает идеи ранней профориентации и проект подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий авиационной направленности в рамках концепции "школа - техникум - вуз - предприятие".

Занятия в авиаклассах ведут преподаватели и студенты технического университета, партнерами проекта выступили Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина и Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова, а также филиал Объединенной авиастроительной корпорации и Институт развития профобразования.

В 2024/2025 учебном году в образовательных учреждениях Новосибирской области предполагается открыть спецклассы по направлению "Изучение беспилотных авиасистем (БАС)" . Планируется подготовка школьников в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС.

Кстати, в этом году в Новосибирской области планируется запустить школьные конструкторские бюро (ШКБ) в рамках развития системы дополнительного образования. В ШКБ дети совместно со взрослыми профессионалами-наставниками будут осваивать новые технологии, сочетая цифровые компетенции и ручной труд в мастерских. Всего за четыре года в регионе было создано почти 54 тысячи мест допобразования детей, из них 28 процентов - технической направленности.

Источник: rg.ru

Поделитесь материалом в социальных сетях.

 

 

Обеспечение проекта

Потребность: 55 000 руб./мес.
Собрано на 04.05: 1 222 руб.
Поддержали проект: чел.

посмотреть историю
помочь проекту

Читайте также