США заявили о готовности "помочь" Казахстану обеспечить соблюдение антироссийских санкций, а также свести к минимуму экономические последствия для Астаны от проведения такой политики. Об этом говорится в опубликованном в четверг отчете Минфина США по итогам поездки на этой неделе в Казахстан делегации для обсуждения тематики обхода антироссийских санкций.
Как сообщалось ранее, помощник министра финансов США Элизабет Розенберг даже пригрозила Астане, что США могут применить вторичные санкции к казахстанским банкам и компаниям за то, что они сотрудничают с Россией, несмотря на введенные ограничения, и, по ее словам, "риски применения рестрикций возрастают".
Примечательно, что, как передает казахстанское агентство "Казинформ", накануне спецпредставитель Евросоюза по санкциям Дэвид О'Салливан заявил, что Брюссель не обнаружил случаев нарушения республикой санкционного режима против РФ.
Так или иначе, высокопоставленные западные чиновники уже неоднократно заявляли о том, что намерены "оторвать" государства Центральной Азии (ЦА) от России и Китая. Так, в начале марта текущего года госсекретарь США Энтони Блинкен в рамках поездки в страны Центрально-Азиатского региона попытался оказать соответствующее давление на руководство Казахстана и глав МИД других центральноазиатских государств. После этого уже второй раз за месяц с теми же целями, но уже в Кыргызстан, приезжал вышеупомянутый Дэвид О'Салливан.
Однако, несмотря на участившиеся в последнее время визиты европейских и американских чиновников, представить подобный сценарий вряд ли представляется возможным, поскольку для Астаны остается совершенно очевидным тот факт, что ключевым и надежным стратегическим партнером Казахстана остается именно Россия.
Так, в марте этого года правительство Казахстана утвердило обновленную концепцию развития топливно-энергетического комплекса страны. Анализ данного документа показывает предельно трезвый взгляд казахстанского руководства на состояние топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны, а также понимание необходимости с сотрудничества с РФ.
В частности, согласно документу, за счет импорта из России покрывается дефицит электроэнергии, в РФ направляется экспорт урановой продукции, изотопное обогащение казахского урана происходит в России, а проходящий по российской территории Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) остается основным экспортным маршрутом казахстанской нефти, по которому транспортируется порядка 80 процентов всего объема вывозимого из страны "черного золота".
Помимо этого, в Концепции приоритетное внимание уделено необходимости строительства АЭС, без которой стране грозит серьезный энергодефицит.
Именно Россия готова строить в Казахстане АЭС "под ключ", заниматься ее обслуживанием, а также создавать рабочие места и научную базу для развития атомной энергетики. Это в интервью РИА Новости в феврале подтвердил директор третьего департамента стран СНГ МИД РФ Александр Стерник, который подчеркнул, что "РФ готова к сотрудничеству по строительству АЭС в Казахстане в любом комфортном для Астаны формате".
Тем не менее, хотя попытки Запада рассорить Казахстан с его стратегическими партнерами в лице РФ и КНР вряд ли имеют далеко идущие перспективы, они выглядят логичными, поскольку западные государства имеют в регионе свои интересы. Отсюда, как представляется, и шантаж вторичными санкциями за сотрудничество с РФ.
В частности, речь может идти об экспорте казахстанской нефти и других сырьевых товаров. Как отметил в беседе с агентством "Нефть и Капитал" экс-советник министра энергетики Казахстана Олжас Байдильдинов, в стране представлено множество иностранных нефтегазовых компаний, которые, тем не менее, на внутренний казахстанский рынок нефть не поставляют, "все идет на экспорт по высоким ценам и поэтому внутренний рынок перенапряжен".
Неудивительно, что на этом фоне власти Казахстана в апреле даже были вынуждены ввести запрет на вывоз с территории республики за пределы ЕАЭС отдельных видов нефтепродуктов, который будет действовать до конца 2024 года. Соответствующий приказ министерства энергетики опубликован в информационно-правовой системе нормативных правовых актов страны.
Как добавил Байдильдинов, при этом тремя крупными консорциумами контролируется 60 процентов добычи казахстанской нефти, сосредоточенной на месторождениях в Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане.
К слову, доля Казахстана в прибыли от продажи нефти в соответствии с заключенными в начале 90-х годов соглашениями о разделе продукции невелика. Как указывает казахстанский информационно-аналитический портал ORDA, упомянутое "соглашение о разделе продукции (СРП) во всем мире считается коррупционным преступлением".
- Огромную выгоду от СРП получают международные консорциумы нефтяных гигантов, а не страна-владелец природных богатств. У республики таких контрактов несколько и связаны они с разработкой самых крупных месторождений, включая "бриллиант в короне Казахстана" - Кашаган, от которого мы получаем всего 2 процента после добычи нефти", - говорится в материале.
Таким образом, выгода для Казахстана от сотрудничества с западными корпорациями выглядит сомнительной, в то время как ухудшение отношений с Москвой гипотетически может грозить Астане огромными экономическими и геополитическими потерями.
Источник: rg.ru