Вмешательство церковных чиновников в светскую жизнь граждан России становится нормой, а противодействие клерикализации страны теперь наказывается в уголовном порядке – с использованием популярной 282-й статьи УК РФ.
Официальный представитель Русской православной церкви (РПЦ) Всеволод Чаплин почти ежедневно радует СМИ комментариями по сугубо светским поводам. Последнее его заявление касалось классической литературы. В интервью "Русской службе новостей" протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что романы "Лолита" Владимира Набокова и "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса стоит серьёзно изучить на наличие в них пропаганды педофилии. При этом Чаплин отметил: "Если нелегальна пропаганда экстремизма, если нелегальна пропаганда некоторых человеконенавистнических идеологий вроде нацистской, почему легально пропагандируется преступная практика контактов взрослых людей с детьми и подростками?".
Это не первое заявление церковного чиновника такого рода. Ранее Чаплин потребовал от россиянок перенять у кавказских женщин скромную манеру одеваться. Ответом на это стала резкая критика со стороны множества россиян, один из которых был наказан за эту критику в уголовном порядке: издатель газеты "Тридевятый регион" Борис Образцов был признан виновным в возбуждении ненависти либо вражды (ч.1. ст.282 УК РФ) и приговорен к выплате 110 тыс. рублей штрафа Ленинградским районным судом Калининграда. Причем прокурор в этом процессе требовал реального лишения свободы для человека, который всего лишь высказал свое мнение о том, что религиозным деятелям не следует указывать всем гражданам России, как одеваться.
Социолог Александр Мелихов так прокомментировал повышенную медийную активность РПЦ: "Педофилия – это серьезная проблема и совершенно очевидно, что публичные представители общественных организаций используют ее наличие для своих спекуляций. Вообще в мире нет ни одной моральной проблемы, которую бы не использовали в своих целях политики — и церковь здесь не исключение".
Подчеркнув, что педофилия – это абсолютное зло, социолог, тем не менее, удивился трактовкам Всеволода Чаплина. "Не надо быть литературным критиком, чтобы понять, что в "Лолите" Набоков не пропагандирует педофилию, а, напротив, талантливо показывает трагедию своих героев. В финале романа Гумберт умирает от сердечного приступа, находясь в тюрьме; Лолита умирает при родах мертвой девочки. Да и весь роман пронизан мучительными переживаниями и страхами Гумберта, который покупает любовь нимфетки ценой постоянных унижений и страха разоблачения. У нормального человека после прочтения этого романа остается тяжесть на сердце, а Чаплин говорит о том, что это пропаганда педофилии. Это очень странно", — отмечает ученый.
Пользователи Рунета высказываются более прямолинейно, вспоминая известный анекдот про похотливого больного, который на приеме у врача во всех предложенных картинках видит сексуальные сцены и требует от доктора прекратить пропаганду непристойностей.
Впрочем, многие россияне идут дальше насмешек и задают прямой вопрос, который сегодня, вспоминая приговор Борису Образцову, становится задавать опасно для свободы или кошелька: а с какой стати церковь навязывает свою идеологию под видом общечеловеческой морали? Почему между религиозным фанатизмом и общественной нравственностью ставится знак равенства?
"Нельзя подменять мораль богобоязненностью. Нельзя выводить нравственные ориентиры из выдуманных божеств и религиозных сказок. Ориентиры, построенные на лжи, заведут в пропасть. Если мы хотим, чтобы в нашем обществе жить стало лучше и безопаснее, чтобы наша страна перестала отставать в развитии, то распространять нужно ни в коем случае не религию, а образование и ценности светского гуманизма. Но сегодня движение, похоже, идет в обратном направлении", — пишет доктор Новиков, один из тысяч россиян, вовлеченных сегодня в дискуссию о церковной цензуре в России.
Примечательно, что социологи опровергают распространяемое религиозными служителями мнение, что верующие граждане более законопослушны или более моральны, чем атеисты. Известный американский слоган, "Семья, которая молится вместе, остается вместе", оказался посрамлен – в религиозных семьях США уровень разводов значительно выше, чем у атеистов и агностиков. В российских тюрьмах, по данным ФСИН на 2007 год, к верующим себя относят 84,4% опрошенных, причем 76% считают себя православными. В американских тюрьмах почти 90% заключенных исповедуют одну из авраамических религий и их ответвлений, а вот атеистов там всего 0,209%. Из этих исследований родился анекдот, который очень ярко отражает отношение ученых к религии: "Когда я был маленьким, я молился о велосипеде… Потом я понял, что бог работает по-другому: я украл велосипед и стал молиться о прощении".
Несмотря на возражения значительной части россиян и прямое указание Конституции РФ на светский характер нашей страны, религиозные организации получили в России особый статус и бюджетную поддержку. При этом они освобождены от уплаты налогов и принципиально не раскрывают свои финансовые показатели, хотя та же РПЦ является крупнейшим в России собственником и торговцем. Неудивительно, что имея такую мощную поддержку, религиозные функционеры начали экспансию во все сферы светской жизни страны. Примеров, когда светские чиновники на местах выполняют прямые указания чиновников религиозных, в России полно – в Белгородской области или в Чечне это давно стало нормой.
Нежелание законодательной и судебной власти противодействовать клерикализации страны и, более того, судебные преследования граждан за критику религии и пропаганду атеизма не оставляют России шансов для возвращения к свободе слова. Судя по правоприменительной практике 282-й статьи УК РФ, уже через 10-15 лет никакие публичные дискуссии на эту тему даже среди специалистов будут невозможны. Что касается простых обывателей, то их жизнь в таком случае будет регламентироваться так, как это делается в Иране или Северной Корее. Возможно, обывателям это даже понравится – человек не скотина, ко всему привыкает.
Евгений Зубарев
Источник: rosbalt.ru