В наше кризисное время, когда можно ожидать самых неожиданных поворотов событий, вплоть до широкомасштабных войн, во главе страны нужен не менеджер, нанятый управлять государством, а лидер, способный провести народ через грядущие испытания. В России есть такой человек. Это – Владимир Путин.
О политическом деятеле надо судить не по словам его, а по делам. Сравним Россию, какой принял её Путин, с нынешней.
В 1999 году в России государства, по сути, не было, оно разворовывалось и распадалось. По словам нынешнего председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы Евгения Фёдорова, иные федеральные министры тогда являлись еженедельно на планерки к «своим» олигархам и отчитывались в том, что они сделали для данного бизнеса. Само государственное устройство, госаппарат были созданы по подсказкам американских советников. Проекты решений правительства РФ нередко составлялись в Вашингтоне и пересылались в Москву на подпись. И российские газеты резонно спрашивали: зачем нам тогда вообще своё правительство? Некоторые регионы перестали перечислять налоги в бюджет. Чтобы дать отпор Басаеву, вторгшемуся в Дагестан, военную группировку приходилось собирать по взводу чуть ли не со всей страны.
Путин «равноудалил» олигархов от власти. После «дела ЮКОСа» собираемость налогов от нефтедобычи выросла в 80 раз. Новый президент выстроил властную вертикаль, добился разгрома чеченских сепаратистов. За 10 «путинских» лет ВВП вырос в 6 раз, а золотовалютные резервы увеличились по сравнению с 1991 годом в… 18 тысяч раз! Это было не только следствием высоких мировых цен на нефть. Доходы от неё стали поступать в бюджет потому, что Путин добился отмены в 2004 году «соглашений о разделе продукции», по существу отдававших богатства российских недр иностранцам в вечное и бесплатное пользование. (Только за счёт этого государственный бюджет к 2011 году увеличился в 3,5 раза!) Евгений Фёдоров подсчитал, что средняя зарплата в РФ, выраженная в долларах США, выросла за эти самые десять лет в 10, а пенсия – в 12 раз! Никогда ещё в Российской Федерации не отпускалось столько средств на социальные программы, не строились с таким размахом центры высокотехнологичной медицины и первоклассно оснащённые федеральные университеты. И хотя жизнь многих россиян ещё трудна, всё же мы живем ныне в совсем другой стране.
Чем объяснить социальный вектор в политике Путина? Во многом его личными качествами. Он – настоящий человек из народа. Это не сын профессора или номенклатурного чиновника. Отец – рабочий-фронтовик, инвалид, мать – разнорабочая, блокадница. Путин жил в коммуналке, воспитывался больше во дворе, чем в школе. Но ещё подростком он загорелся патриотичной мечтой стать разведчиком-нелегалом за рубежом и неуклонно шёл за своей путеводной звездой. Не имея никаких связей, поступил в вуз, где конкурс был 40 человек на место.
Путин-руководитель способен постигать то, с чем ему раньше не приходилось сталкиваться, сразу схватывать суть любой проблемы. У него великолепная память, он отвечает на самые разные вопросы и сыплет цифрами, не заглядывая в шпаргалки. Народность его проявляется в разговорах со страной – во время «прямых линий» и поездок по регионам. Он в любой аудитории свой, может и умно пошутить, и к месту пословицу вспомнить, и горе погорельцев и вдов погибших моряков или шахтеров прочувствовать.
У Путина огромный опыт практической работы. В бытность первым заместителем мэра Петербурга он, по сути, руководил жизнью города. В администрации президента ему пришлось отвечать за связи с регионами и хорошо изучить местные кадры. Став директором ФСБ, Путин оказался в курсе многих дел, неизвестных даже высокопоставленным представителям правящей элиты. А на постах премьер-министра и президента уже необходимо было принимать решения, относящиеся ко всем сторонам жизни государства. Когда того требует обстановка, Путин переходит на режим «ручного управления» экономикой: достаточно напомнить, как он решил «проблему Пикалёва», предупредив там острый социальный конфликт.
Путин мягко, но настойчиво восстанавливал суверенитет России, полностью утраченный при Ельцине. И на международном уровне, в «Большой восьмёрке» он быстро занял место, достойное руководителя великой державы.
Путин всегда был государственником. Даже в начале 90-х годов, когда у пришедших к власти либералов стало модным шельмовать родную страну, а иностранцы на разных форумах высокомерно поучали Россию, Путин был едва ли не единственным из российских политиков, кто выступал с отповедью новоявленным учителям. Он напоминал им, что Россия, несмотря на тогдашний упадок, остаётся великой страной, с мнением и интересами которой необходимо считаться всем. Этой линии он придерживался и дальше, став во главе государства. В известной речи в Мюнхене в феврале 2007 года президент Путин поставил на место США, отказав им в праве перестраивать мир по своему усмотрению. А недавно он отразил попытки ЕС под вывеской «третьего энергопакета» навязать «Газпрому» посредников, которые могут «наварить» себе прибыль на поставках газа, в результате чего стоимость конечного продукта для потребителей существенно увеличится. Так что ненависть российских либералов и их западных хозяев к Путину вполне объяснима. Путин прекрасно владеет собой, по его лицу нельзя угадать, что он думает. И его решения часто бывают неожиданными для собеседников, но, как правило, оптимальными в сложившейся ситуации.
Залог успеха политики Путина – в том, что он обладает стратегическим мышлением, видит цель, которая поставлена перед страной, и идёт к ней, не забегая вперёд, чтобы не вызвать ненужных общественных катаклизмов.
Словом, в Путине открылось редкостное сочетание качеств, необходимых государственному деятелю именно в такое трудное время, как наше.
Россия истосковалась по твёрдой, умной и ответственной власти. Путин – политик-патриот – лучше, чем кто-либо другой, подходит на роль национального лидера.
Михаил Антонов
Источник: file-rf.ru