("The Hindu", Индия)
Владимир Радюхин
Четырехсторонний саммит с участием России, Афганистана, Пакистана и Таджикистана, который президент Медведев организовал в прошлом месяце на черноморском курорте Сочи, безусловно, лишил сна аналитиков индийского МИДа. С точки зрения Индии основным его итогом стало то, что Москва явно решила строить отношения с Исламабадом и Дели независимо друг от друга. Поэтому, ничего удивительного нет в том, что спустя три недели после саммита Дели так на него и не среагировал.
В ходе встречи в Сочи основной акцент делался на ситуации в Афганистане. Однако она также предоставила Москве возможность начать отношения с Исламабадом с чистого листа. Не один десяток лет их портили различные факторы - сначала союз Пакистана с Соединенными Штатами против Советского Союза во времена Холодной войны, затем то, что Пакистан позволял моджахедам действовать со своей территории против советских войск в Афганистане, и наконец то, что на его территории проходили подготовку чеченские повстанцы. Даже после того, как Москва преодолела тяжелые воспоминания прошлого, ее отношения с Исламабадом оставались сдержанными. Визит в Москву президента Первеза Мушаррафа в 2003 году – первый за 33 года визит пакистанского лидера в страну – помог разогнать тучи, но не разбил лед. Российско-пакистанские отношения продолжали определяться российскими связями с Индией.
Сочи стал поворотным моментом. Встреча г-на Медведева с президентом Пакистана Асифом Али Зардари (Asif Ali Zardari) в кулуарах саммита прошла в нехарактерно теплой обстановке. Отметив, что они с г-ном Зардари в отличие от прошлого вышли на очень высокую степень регулярности общения и вступили в "хороший политический диалог", г-н Медведев призвал две страны "развивать отношения и в экономической сфере". Он с сожалением признал, что в этом у России и Пакистана "пока больших успехов нет" и заявил, что сторонам следует обратить внимание на "возможности двустороннего экономического развития" и "возможности четырехсторонней кооперации по ряду проектов".
Г-н Медведев пригласил г-на Зардари нанести в Россию официальный визит в Россию, а пакистанский лидер в ответ пригласил хозяина саммита к себе в страну. Г-н Зардари подчеркнул, что это – его четвертая встреча с г-ном Медведевым, что означает беспрецедентную интенсивность взаимодействия между сторонами, пусть даже все эти беседы и происходили в кулуарах международных саммитов. Следующей на повестке дня будет отдельная встреча. "Мы заинтересованы в осуществлении полномасштабного визита президента Пакистана в Россию", - заметил помощник г-на Медведева по внешней политике Сергей Приходько.
Еще одним прорывом в отношениях с Пакистаном стало начало работы Российско-пакистанской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, "зеленый свет" которой дал в Сочи г-н Медведев. Первое заседание комиссии состоялось в этом месяце в Исламабаде. Стороны договорились создать ее еще 10 лет назад, но Москва до последнего времени не давала ей начать работать.
Два вывода
Из встречи Медведева и Зардари можно сделать два основных вывода: во-первых, российско-пакистанский диалог впервые перешел на уровень президентов, а во-вторых, Москва, наконец, преодолела свое нежелание развивать полноценные отношения с Исламабадом. Продажа оружия Пакистану по-прежнему остается для русских табу, однако ее оборонные технологии в Пакистан все-таки просачиваются – в основном через третьи страны. Ключевые системы и компоненты украинских танков Т-80, которые поставлялись в Пакистан в 1990-х годах, изготовлялись в России. После "частного" визита в Россию генерала Мушаррафа и официального визита пакистанского главнокомандующего генерала Ашфака Парвеза Кайани (Ashfaq Parvez Kayani) прошлым летом, Россия сняла свои возражения против поставки в Пакистан китайских истребителей JF-17, на которых стоят российские двигатели RD-93. Много лет назад Россия также продала Пакистану более 40 транспортных вертолетов МИ-171 в гражданской версии.
Изменить свою позицию Москву заставило осознание того, что, воспринимая Исламабад как одну из региональных проблем, она не приближается к своей цели – начать играть большую роль в делах региона. В итоге Кремль решил, что без Пакистана он своего не добьется. Формат четырехстороннего сотрудничества с Пакистаном, Афганистаном и Таджикистаном должен помочь Москве подготовиться в итоге к выводу возглавляемых Америкой международных сил из Афганистана: начать сотрудничать с Пакистаном, вернуться в Афганистан и укрепить контроль России над бывшими советскими среднеазиатскими республиками.
Весь последний год Россия тщательно создавала новый формат. Г-н Медведев впервые встретился с лидерами Афганистана и Пакистана прошлым летом в Екатеринбурге в кулуарах ежегодного саммита Шанхайской организации сотрудничества. На их второй встрече в Душанбе трехсторонний формат был расширен до четырехсторонней конфигурации с участием Таджикистана, который обладает самой длинной (1200 километров) границей с Афганистаном из всех бывших советских республик.
В Сочи новый форум, который г-н Медведев назвал "работающим региональным форматом", получил статус постоянной структуры, независимой от Шанхайской организации сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности – оборонительного блока бывших советских республик, фокусирующегося на Средней Азии. Квартет объявил, что его следующий саммит пройдет в Душанбе, и что министры иностранных дел и экономики четырех стран также будут регулярно встречаться.
Совместное заявление, принятое в Сочи, концентрируется на проблемах терроризма и наркотрафика, которые серьезно заботят Россию. Однако главным пунктом повестки дня на саммите были все же экономические вопросы. Россия согласилась присоединиться к двум давним региональным инфраструктурным проектам, которые предполагают создание двух коридоров - энергетического и транспортного - из Средней Азии в Пакистан через Афганистан.
Один проект – " CASA-1000" (линия электропередач "Средняя Азия-Южная Азия") – подразумевает экспорт электроэнергии из не испытывающих в ней недостатка Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан. Россия готова помочь со строительством в среднеазиатских странах двух ГЭС, которые будут поставлять электричество для проекта. Всемирный банк, Азиатский банк развития (АБР) и Исламский банк развития (ИБР) ранее согласились финансировать создание линий электропередач, ведущих в Афганистан и Пакистан.
Другой проект – это автотрасса и железная дорога из Таджикистана в Пакистан через Ваханский коридор на северо-востоке Афганистана, служивший в 19 веке буфером между Российской и Британской Империями. Этот возрожденный Шелковый путь станет стратегически важным приобретением для всех причастных к проекту стран. Пакистан получит прямой доступ к рынкам Средней Азии и России, а Таджикистан — и Россия — к пакистанским портам. Китаю это также выгодно, так как дорога, вероятно, будет связана с Каракорумским шоссе, с китайским районом Синьцзян.
"Россия может стать донором экономической, социальной и военно-политической безопасности для Афганистана, Пакистана и Таджикистана", заявил председатель комитета российского парламента по международным делам Константин Косачев, комментируя саммит в Сочи. В ходе саммита г-н Медведев вновь предложил восстановить примерно 140 промышленных и инфраструктурных проектов в Афганистане, которые создал Советский Союз за 10 лет интервенции. Речь может идти о сумме более 1 миллиарда долларов и о дальнейших российских инвестициях в разработку афганских месторождений нефти, газа и минералов. Возвращение России в страну может также подтолкнуть многих из получивших советское образование 200 000 афганцев, которые бежали от талибов в Россию, вернуться на родину.
Военное вмешательство
Оставив позади болезненный советский опыт Афганской войны, Москва продемонстрировала готовность к вмешательству в конфликт в Афганистане. Г-н Медведев заявил президенту Хамиду Карзаю (Hamid Karzai), что Россия готова поставить стране вертолеты MИ-17 и огнестрельное оружие, а также помочь обучить афганскую полицию. США, вырабатывающие сейчас стратегию ухода из Афганистана, приветствовали новую роль России в регионе.
"У администрации Барака Обамы есть региональная стратегия для Афганистана и Пакистана, и Россия может сыграть в ней важную роль, как и другие страны региона", - прокомментировал саммит в Сочи помощник госсекретаря Филип Кроули (Philip J. Crowley). Заметим, что, хотя Россия предоставляет США значительную поддержку в Афганистане в рамках "перезагрузки" двусторонних отношений, со стороны Вашингтона, разумеется, слишком самоуверенно полагать, что она будет следовать его региональной стратегии, - если у Белого дома, конечно, вообще таковая имеется.
Теоретически Индия могла бы получить немалую выгоду от совместных экономических проектов, которые обсуждают сейчас Россия, Пакистан, Афганистан и Таджикистан. Некоторые российские аналитики даже предположили, что Россия может попробовать включить Индию в новый альянс. Однако эта возможность выглядит крайне маловероятной на фоне нынешних отношений между Дели и Исламабадом. Пакистан упорно не хочет разрешить экспорт индийских товаров через свою территорию, согласно Афганско-пакистанскому договору о торговле и транзите. Отметим, что этот договор дает Пакистану право торговать со Средней Азией через Ваханский коридор. Если Дели не сумеет срочно исправить отношения с Исламабадом, его ждут большие финансовые потери, когда новый транспортный коридор свяжет Пакистан со Средней Азией.
Саммит в Сочи также ударил по надеждам Индии получить стратегический плацдарм в Таджикистане. Индия и Россия планировали совместно использовать аэропорт "Айни", который Индия помогла отремонтировать, однако перспектива индийского присутствия там выглядит сомнительной в контексте возникающей сейчас оси Россия-Афганистан-Пакистан-Таджикистан. Индия, конечно, останется близким другом и стратегическим партнером России, однако ей придется привыкать к новой дружбе России и Пакистана, точно так же как Россия приняла как должное сотрудничество Индии с США.
Оригинал публикации: Changing face of Russia-Pakistan ties
Источник: Иносми