Россияне не верят, что закон един для всех – по крайней мере если доверять данным социологических опросов. Прежде всего молодежь полагает, что люди, имеющие связи и деньги, вполне могут избежать ответственности за совершенные преступления. Этот результат можно считать еще и общественной оценкой недавних резонансных дел, касающихся детей богатых бизнесменов.
Результаты, полученные ВЦИОМ, убийственны для оценки уровня доверия между различными слоями общества. Всего лишь 1% опрошенных считает, что в стране нет случаев уклонения от ответственности за нарушение закона.
«Не может быть ситуации, когда с одних стоит спрашивать строже, а с других – не стоит. Перед законом все должны быть равны»
При этом респонденты убеждены, что подавляющее большинство подобных «уклонистов» – люди, имеющие доступ к власти и деньгам. По мнению опрошенных, чаще других избегают правосудия богатые (так считают 38%). Примерно столько же считает, что от правосудия успешно уклоняются чиновники и депутаты, их дети и родственники. Любопытно, что всего лишь 1% опрошенных считает, что избежать наказания получается у профессиональных преступников.Чаще всего в массовое несоблюдение закона верит молодежь. Самые категоричные суждения такого рода выносят молодые люди от 18 до 24 лет. Руководитель Управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Степан Львов в беседе с газетой ВЗГЛЯД объяснил это особенностью нынешнего молодого поколения. «Молодежь просто больше подвержена влиянию стереотипов, которые циркулируют в обществе, – сказал он. – Старшее поколение имеет больший жизненный опыт, имеет возможности взвешивать все за и против, поэтому выносит более взвешенные суждения».
Львов утверждает, что опрос не был специально приурочен к резонансным делам, связанным с нарушением ДТП сыновьями высокопоставленных бизнесменов. Но, по его словам, на ответах респондентов эти события, безусловно, сказались. Опрос проводился 11–12 июня, то есть в самый разгар расследования в отношении Руслана Шамсуарова, сына замглавы компании ЛУКОЙЛ.
Напомним, что 23 мая в Москве на Ленинском проспекте Mercedes-Benz Gelandewagen двигался на большой скорости, въезжал на пешеходные зоны и встречную полосу, демонстративно игнорируя сигналы экипажей ДПС. Потом пассажиры и водитель машины бросили ее и попытались скрыться. При этом на всем протяжении этого вояжа молодые люди, находившиеся в автомобиле, вели трансляцию в интернете. Все они были задержаны. Их было четверо: владелец машины Руслан Шамсуаров, водитель Абдувахоб Маджидов, два пассажира – Мара Багдасарян и Виктор Узков. Трое в конце концов были приговорены к 15 суткам административного ареста за неповиновение стражам порядка. Девушка получила 10 суток за то же самое. В день опроса, 12 июня, Шамсуаров как раз вышел на свободу, отбыв наказание. Большинство российских граждан уверены, что нарушитель наказан недостаточно. Почти 82% россиян, по данным того же ВЦИОМ, посчитали 15 суток слишком мягким наказанием для Шамсуарова.
Большое впечатление на общество произвело и то, что против участников происшествия на Ленинском проспекте несколько раз в дополнение к административному возбуждалось и тут же закрывалось уголовное дело. Как сообщал ТАСС, уголовное расследование все-таки было начато. Шамсуарову и его друзьям инкриминируется нарушение по части 1 статьи 318 УК РФ («Угроза применения насилия в отношении представителя власти») и статье 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»).
Полугодом ранее, в октябре 2015 года, в Москве был схожий инцидент с 18-летним студентом МГИМО Томасом Левиевым. Но тут демонстративная езда на спорткаре по встречной полосе закончилась столкновением с двумя машинами. К счастью, никто не погиб. «Бриллиантовый мальчик», как прозвали Левиева в прессе, отделался штрафом и уехал в Израиль, гражданином коего является его отец, крупный бизнесмен. Был осужден только охранник юноши. По сообщению Life, Томас Левиев был задержан только 27 июня этого года, в аэропорту Шереметьево, допрошен и отпущен под подписку о невыезде. К тому времени, как замечают СМИ, он смог примириться со всеми пострадавшими. Так что тюрьма ему вряд ли грозит.
Опрос ВЦИОМ и два резонансных дела заставляют задуматься и о более широкой, возможно, даже философской проблеме – отношению общества к нарушению закона как к таковому. «Конечно, многие люди уверены, что богатому и известному проще уйти от ответственности, и иногда это действительно имеет место, – сказал газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. – Но надо учитывать, что, когда от закона уходит человек влиятельный и богатый, для общества это заметно.
Когда то же самое происходит с обывателем, этого, бывает, никто не замечает, а то и не осуждает. Естественно, я это говорю не в защиту богатых и влиятельных нарушителей закона. Просто не может быть ситуации, когда с одних стоит спрашивать строже, а с других – не стоит. Перед законом все должны быть равны».
Чтобы приблизить это равенство всех перед законом, Лысаков внес в Госдуму законопроект о равной ответственности так называемых спецсубъектов (то есть депутатов, судей и иных лиц, пользующихся иммунитетом от уголовной ответственности) за нарушения на дорогах.
«Этим лицам, если они застигнуты за ездой в пьяном виде, полицейский ничего не может сделать. Он фактически должен их отпустить. Я внес закон, который дает сотруднику ГИБДД право направлять на освидетельствование водителя машины спецсубъекта, наделяет правом на отстранение его от управления, на задержание его транспортного средства, как и любого другого гражданина. Тот иммунитет, который у них есть, это не иммунитет от нарушений закона, это защита, необходимая для исполнения служебных обязанностей». Законопроект Госдума рассмотрит осенью.
Вот только, как свидетельствует тот же опрос ВЦИОМ, совершенствование или изменение законодательства лишь 9% россиян считают действенной мерой для предотвращения нарушений закона сильными мира сего. Большинство (13%) полагает, что лучше надо взяться за борьбу с коррупцией в судебной сфере и в МВД.
Источник: vz.ru