В Москве в присутствии израильского премьера Б. Нетаньяху, приезжающего туда чаще, чем в любую другую иностранную столицу, была торжественно отмечена 25-я годовщина восстановления дипотношений между Израилем и Россией. Помимо официальной достаточно обширной повестки дня и подписания целого ряда важных документов о сотрудничестве в социально-экономической области, внимание было приковано к договорённостям сторон в сфере безопасности, и прежде всего по сирийскому конфликту.
Многие из экспертов пытались угадать, а не намечается ли переход от «благожелательного нейтралитета» между двумя странами в Сирии к прямому боевому взаимодействию в борьбе против радикалов-исламистов. Один из признаков этого усматривается в назначении на пост министра обороны Израиля лидера крупнейшей «русской» партии страны Авигдора Либермана, известного своей ориентацией на тесные связи с Россией.
Глава израильского правительства в целом подтвердил ожидания относительно дальнейшего углубления взаимодействия сторон по Сирии. Он определённо имел основания заявить: «Россия — мировая держава, и наши отношения становятся всё теснее. Я работал над сближением, и сегодня оно служит нам, нашей национальной безопасности, предотвращая ненужные и опасные столкновения на нашей северной границе». Из сказанного им на эту тему можно отметить признание эффективности работы созданного координационного механизма военной деятельности в Сирии, благодаря которому во время действий российского контингента в этой стране не случилось ничего подобного обострению отношений между Москвой и Анкарой.
Нетаньяху ясно дал понять, что дальнейшее укрепление взаимодействия даст сторонам дополнительные преимущества. Он однозначно выступил за единый фронт «Израиля, России и всего мира» против воинствующего исламского терроризма. Примечательно, что израильский премьер тщательно уклонялся от выражения позиции по вопросу о том, а есть ли место для Башара Асада в будущей Сирии и поддерживает ли он её федерализацию, не говоря уже о возможном разделе страны. По словам Нетаньяху, Израиль не участвует в сирийском конфликте, с двумя исключениями: «Мы оказываем медицинскую помощь раненным сирийцам, и мы предпринимаем действия, направленные на то, чтобы предотвратить использование Ираном территории Сирии для нападения на Израиль и поставки современных видов вооружений Хизбалле». Иными словами, израильский кабинет на нынешнем этапе допускает, что Б. Асад продолжит осуществлять верховное руководство в Сирии, что является достаточно продуктивной основой для продолжения российско-израильского взаимодействия в этом вопросе.
Некоторые СМИ сообщили, что в самый канун визита Нетаньяху в Москву израильские ВВС нанесли удар по ряду объектов в провинции Хомс. Поскольку о том, кто точно подвергся бомбардировке, ничего сказано не было, то резонно предположить, что это всё-таки были цели «Исламского государства» (ИГ). Об этом говорит и то, что сирийские власти на этот раз с протестами не выступали. Известно также, что сирийские оборонные системы засекли израильские самолеты в своём воздушном пространстве, но от стрельбы воздержались. Коли так, то это хороший знак.
Близкий к израильской военной разведке сайт DEBKAfile сообщает, что Нетаньяху был намерен добиваться в Москве включения Израиля в российско-американский механизм координации операций в Сирии. Взамен он якобы был бы готов согласиться с участием Москвы в качестве одного из главных организаторов будущих палестино-израильских переговоров, возможно даже в столице России. Обращается внимание на то, что многие инициативы Нетаньяху в отношении России и лично В. Путина выдвигаются израильским премьером в пику Б. Обаме, который, по мнению израильтян, на закате своей карьеры предпринимает «за счёт Израиля» слишком «опасные шаги» по урегулированию запутанной им самим ситуации на Ближнем Востоке.
Однако не всё так однозначно. В Израиле имеется достаточно мощное проамериканское лобби, которое считает США главным стратегическим союзником и с настороженностью относится к сближению с Россией и сотрудничеству с ней по Сирии. Так, известный военный аналитик Амос Ядлин из Института изучения национальной стратегии продолжает настаивать на необходимости смещения режима Б. Асада, способствующего усилению влияния в регионе Ирана и ливанской «Хезболлы». Ось Тегеран – Багдад – Дамаск - Бейрут, по его мнению, страшнее, чем «Исламское государство», которое «и без того ослаблено американо-российскими действиями». Израилю здесь, дескать, суетиться не надо. Порядок борьбы должен быть такой: сначала Асад, потом ИГ. Согласно этой теории, установление в Сирии «умеренного» суннитского правления само по себе ослабит ИГ, так как его сторонники перестанут бороться против такой власти. Странное рассуждение. ИГ жестоко расправляется со всеми. Израиль, по Ядлину, должен опираться на союз с консервативными суннитскими режимами Персидского залива, в первую очередь с Саудовской Аравией. С Россией же следует вести консультации в основном по смещению Асада, возможно, гарантировав «сохранение её определенных интересов в северной Сирии». В этом угадывается линия на раздел сирийской территории. Такая недальновидная политика и привела к нынешнему положению дел в Сирии и к возвышению ИГ. Она себя полностью дискредитировала, но её сторонники, как видно, отступать не намерены.
Обозреватель «Хаарец» Барак Равид указывает на то, что Россия якобы действует на всех фронтах против интересов Израиля и в политической, и в военной области. «Путин расстилает перед Нетаньяху красные дорожки и возвращает ему из музея старый танк, но по главным вопросам делает шаги, которые наносят большой ущерб израильским интересам». Израильский журналист вспоминает поддержку Россией антиизраильских резолюций в ООН, в частности по палестинскому предложению о создании чёрных списков компаний, сотрудничающих с поселениями, или по резолюции ЮНЕСКО о Иерусалиме.
Барака Равида возмущает, что Нетаньяху позволяет себе смело критиковать администрацию США и европейских лидеров и в то же время «набирает в рот воды, когда речь идет о российском наступлении на израильские интересы». Притом что США и Франция, по словам Барака Равида, - это старые и верные друзья Израиля.
Ещё более радикальную позицию занимают Алекс Ниренберг и Эли Клотштейн - авторы статьи в NRG под красноречивым заголовком «Визит Нетаньяху в Москву: попытка найти замену Соединенным Штатам». Они приходят к выводу, что правительство Нетаньяху ищет нового стратегического союзника на Ближнем Востоке, ссылаясь на высказывание бывшего посла Израиля в России Цви Магена о том, что «в Иерусалиме вынашивают замену Соединенным Штатам как хранителям интересов Израиля на Ближнем Востоке». По мнению указанных журналистов, во всём виновата «русификация» политической и общественной жизни в Израиле. Русскоязычные репатрианты, пишут они, «за последние 25 лет изменили всю израильскую политическую сцену» и заняли ключевые посты в кнессете и правительстве. «В МИД теперь говорят не на английском Абы Эвена, а на русском Либермана», — сетуют Ниренберг и Клотштейн. «Русский,- как они полагают,- звучит сегодня во всех коридорах власти в Иерусалиме, и теперь многим понятнее нынешняя московская ментальность, а не либеральный дух, которым веет в последние годы в Вашингтоне».
А некоторые комментаторы идут так далеко, что допускают даже израильско-российское сотрудничество по поддержке на выборах в США Дональда Трампа. Дескать, положительные отзывы Д. Трампа и В. Путина друг о друге хорошо известны. А негативное отношение Нетаньяху к Бараку Обаме переносится и на его коллегу по Демократической партии Хиллари Клинтон. С учетом влияния Израиля на американские СМИ такое сотрудничество могло бы быть вполне плодотворным. Отмечаются, например, шаги Трампа в сторону еврейского лобби в Америке. Накануне конвента Республиканской партии в Кливленде, который выдвинет его кандидатуру, Трамп собирается посетить Израиль, где намеревается сделать ряд громких заявлений, в том числе в отношении неприятия ядерной сделки с Ираном. Организацией визита занимается главный юридический советник Трампа, известный еврейский активист Джейсон Дов Гринблатт. Конечно, такая постановка этой темы довольно спекулятивна, и трудно себе представить, чтобы подобные договорённости могли иметь место. Однако сами эти рассуждения достаточно характерны.
Что касается боевого союза ЦАХАЛа и вооружённых сил России в войне против ИГ, то говорить об этом, наверное, всё же преждевременно. Препятствий для этого немало. Однако в современной войне есть и другие возможности для оказания друг другу содействия ради достижения совпадающих целей. Главное, чтобы они совпадали. В случае с ИГ, кажется, что так и есть.
Источник: fondsk.ru