В последнее время от санкционной политики США все больше страдают не сами объекты санкций, а европейские партнеры Штатов, пишут журналисты Foreign Policy Дэвид Фрэнсис и Лара Джейкс.
Администрация президента Обамы долгое время делает ставку на финансовые санкции в качестве инструмента сдерживания Ирана, Северной Кореи, России и других потенциальных противников.
Однако последний год показал, что такой подход может быть неэффективным и даже контрпродуктивным.
Министр финансов США Джек Лью в марте предупредил Конгресс, что финансовые транзакции могут двинуться в обход США, если санкции "сделают бизнес-среду слишком запутанной или непредсказуемой".
"Мы должны осознавать, что злоупотребление санкциями может подорвать наши лидирующие позиции в мировой экономике и эффективность самих санкций", — сказал он.
Последние исследования американского Института Катона и Центра новой американской безопасности (CNAS) заставляют усомниться в реальной продуктивности санкций и демонстрируют их негативный эффект.
Исследователь Эмма Эшфорд из Института Катона, например, назвала санкции против России ”полной неудачей” и отметила, что они, в конечном счете, вредят экономическим и геополитическим интересам США.
Напряженность, возникшая после их введения, расколола союзников США в Европе, которые и раньше переживали финансовые проблемы.
В четверг нижняя палата французского парламента проголосовала за отмену санкционного режима.
В феврале итальянский депутат и депутат ПАСЕ Дебора Бергамини заявила, что после введения санкций США и ЕС в 2014 году Италия потеряла не менее 1,25 млрд евро доходов от экспорта.
"Санкции имели успех? Нет. Это настоящий провал", — сказала она на форуме, посвященном отношениям Запада и России.
По ее мнению, Европа платит за санкции слишком большую цену, и пора это признать.
Движение за отмену санкций нарастает и в Германии, отмечает Foreign Policy. В марте министр экономики и энергетики Германии Зигмар Габриэль призвал ЕС создать условия для аннулирования санкций к этому лету.
Согласно оценкам Еврокомиссии, из-за антироссийских санкций ВВП Евросоюза в 2015 году вырос на 0,3% меньше, чем мог бы. Австрийский институт экономических исследований полагает, что, если санкции будут продлены еще на несколько лет, ЕС потеряет более 92 миллиардов евро и около 2,2 миллионов рабочих мест.
Кроме того, CNAS пришел к выводу, что современные санкции "не оказывают существенного эффекта на ВВП стран, на которые они наложены".
Журналисты Foreign Policy отмечают, что в многолетней санкционной политике США только один пример можно считать успешным: Иран.
В середине 2000-х годов США, ООН и Евросоюз ввели пакет санкций в отношении Ирана в ответ на развитие иранской ядерной программы. В 2012 году санкции ужесточились, и в результате стоимость иранского риала упала, а экспорт нефти в 2013 году снизился вдвое по сравнению с показателями 2011 года. В июле 2015 года мировым державам удалось договориться о снятии санкций в обмен на ограничение Ираном своей ядерной программы.
Санкции против других государств оказались далеко не такими эффективными, как предполагали в администрации американского президента. Торговое эмбарго против Северной Кореи, введенное, чтобы наказать Пхеньян за программу разработки ядерного оружия, не помешало КНДР провести уже четыре ядерных испытания. А санкции против Сомали, которые должны были помешать финансированию боевиков террористической группировки "Аш-Шабаб", создали огромные трудности обычным гражданам.
Отношения России и Запада ухудшились в связи с ситуацией на Украине. В конце июля 2014 года ЕС и США от точечных санкций против отдельных физлиц и компаний перешли к мерам против целых секторов российской экономики. В ответ Россия ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции. В июне 2015 года в ответ на продление санкций Россия пролонгировала продуктовое эмбарго на год — до 5 августа 2016 года.
США обвиняют Россию в "аннексии Крыма" и "военном вторжении на восток Украины". Москва неоднократно заявляла, что Крым вошел в состав РФ по итогам законного референдума, а к событиям на юго-востоке Украины Россия не причастна, не поставляет ополченцам военной техники и боеприпасов, не является стороной внутриукраинского конфликта и заинтересована в том, чтобы Украина преодолела политический и экономический кризис.
Источник: ria.ru