Англия эпохи Елизаветы I (которую часто называют шекспировской) знаменита, помимо всего прочего, расцветом театрального искусства. Наши читатели наверняка знают, что в те времена (XVI – XVII века) театральные труппы состояли исключительно из мужчин, а женские роли исполняли мальчики. Однако до недавнего времени никто особенно не задумывался, как этих мальчиков набирали в театральные труппы.
Историки Оксфорда провели исследование и выяснили, что большую часть детей для театров похищали специально для этого нанятые люди.
В обязанности этих “ловцов”, как они себя называли, входило бродить по улицам Лондона и высматривать “перспективных” мальчиков. Потом на этих детей нападали, привозили в театр и под страхом телесных наказаний заставляли учить роли и выходить на сцену.
Более того, как оказалось, делалось это вполне легально. Сама Елизавета I подписывала разрешения на то, чтобы “ради искусства” отнимать детей из семей, и нещадно пороть тех, кто не проявлял должного старания.
Родителям в этой ситуации оставалось только смириться.
Документально подтверждён, по меньшей мере, один случай, когда мальчика украли по дороге в школу: в 1600 году 13-летнего Томаса Клифтона “схватили за руки, за ноги, взвалили на плечи и унесли”.
Получившие “высочайшее разрешение” владельцы театров хвастались друг перед другом, что могут себе позволить “изъять” любого ребёнка из любой семьи в стране – даже самой знатной.
Формально считалось, что эти дети служат в Королевской Капелле, но на деле они чаще всего принимали участие в постановках трагедий или комедий. Королева, судя по документам, об этом знала, и не вмешивалась.
Шекспировский театр, кстати сказать, был в этом отношении исключением. Все юноши, которые играли там женские роли, были добровольными учениками, отнюдь не рабами. Известно несколько язвительных замечаний Шекспира о постановках трупп, где играли “краденые” дети.
Тем не менее, профессия “ловцов детей” просуществовала в театре довольно долго и пережила самого Шекспира, искалечив множество жизней.